Навигация
Обмен ссылками

 
автор: DARK-ADMIN
20-ые годы в развитии русского советского музыкального творчества самым кратким образом можно определить как «период исканий». Искания эти были очень сложными, противоречивыми и порой у’водили в сторону от намеченных целей.
Напряженность творческих поисков диктовалась исторической постановкой, новизной задач, стоявших перед искусством. Неизмеримо возросло этическое значение искусства^ его роль в воспитании масс.
Одной из главных трудностей, стоявших на пути советской музыки, был огромный разрыв между эстетическим сознанием масс народа и профессиональных музыкантов. Понятие «широкой аудитории» коренным образом изменилось но сравнению с дореволюционным временем: если тогда оно было ограничено кругом интеллигенции, то советская «широкая аудитория» включала в себя рабочих, крестьян, красноармейцев. I
Задача отражения новых тем и образов в музыкальном искусстве не могла быть верно решена без учета восприятия массового слушателя, впервые пришедшего в музыкальные театры и концертные залы. Творческие вопросы теснейшим образом переплетались с задачей воспитания художественного вкуса трудящихся.
Развитие музыкального творчества протекало неравномерно: если в некоторых жанрах получили уже достаточно определенное отражение новые темы и образы революционной современности, то в других шла медленная, трудная, иногда почти незаметная перестройка.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Для народов Средней Азии и Казахстана 20-е годы были периодом, когда закладывались основы их национальных музыкальных культур, создавались необходимые условия и предпосылки перехода к новым формам современного профессионального искусства. Большое значение имели в этом отношении проводимые советским правительством мероприятия по национальному размежеванию и повышению общего куль-турного уровня отсталых в прошлом народов Эти мероприятия способствовали формированию новых, социалистических наций, соединяющих зрелое национальное самосознание с пониманием единства и общности интересов всего советского народа.
Образование политически полноправных социалистических республик в Средней Азии и Казахстане укрепило территориальную общность народов, в прошлом раздробленных, лишенных единого центра, говоривших на разных диалектах. Впервые достигнутое народами Средней Азии государственное единство в рамках свободного социалистического содружества нации Советского Союза послужило мощным стимулом подъема их национальных культур. Уже в 20-х годах у них получают высокое развитие национальные литературы, возникают национально своеобразные формы театрального искусства, происходят значительные сдвиги в области музыкальной культуры.
На пути культурного роста молодых, формирующихся социалистических нации возникало немало трудностей, связанных и со сложностью самих задач, и с противодействием реакционных националистических группировок, стремившихся к закреплению отживших, архаических форм и к искусственному разобщению национальных культур. Эта позиция терпела неизбежное крушение в свете успехов социалистического строительства, приводивших к все большему сближению народов и укреплению их духовной общности. Огромным рост культуры в республиках Средней Азии не мог быть достигнут без помощи более развитых народов, в первую очередь русского. На многих участках культурной работы русским деятелям принадлежала ведущая роль в этот период.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Вследствие затянувшейся борьбы за утверждение советского строя на территории Закавказья музыкальное искусство Грузии, Армении и Азербайджана только в начале 20-х годов вливается в общее русло развития советской музыки. Период буржуазно-националистических правительств, которым удалось при поддержке империалистических держав временно утвердиться здесь после победы Великой Октябрьской революции, был очень тяжелым в жизни этих народов. Накопись в рабской зависимости от иностранных хозяев и «покровителей», местные контрреволюционные правительства пренебрегали интересами своих народов и не заботились о повышении культурного уровня трудящихся масс. Деятельность передовой интеллигенции наталкивалась на многочисленные трудности. По свидетельству Уз. Гаджибекова, мусаватистское правительство Азербайджана упорно отказывалось предоставлять помещение театра в Баку для спектаклей на родном языке. Постановки первых азербайджанских национальных опер и музыкальных комедий, прекратившиеся с началом первой мировой войны, не возобновлялись, а их участники нередко подвергались открытой травле и преследованиям. Убит был по< наущению мусаватистов один из пионеров азербайджанского музыкального театра — Г. Араблинский.
Тем не менее передовые художественные деятели закавказских республик продолжали вести борьбу за музыкальное просвещение, за утверждение национальных основ в искусстве; даже в трудных и неблагоприятных условиях нм удалось добиться некоторых успехов. Интересным событием в музыкальной жизни Баку были, например, тематические концерты, организованные в сезоне 1919—1920 годов Музыкальной студией потребительской кооперации.
 
 
автор: DARK-ADMIN
25 октября 1917 г. раздался исторический выстрел с крейсера «Аврора», ставший великим символом начала новой эры в жизни народов цашей страны и всего человечества. Поздним вечером того же дня, когда отряды революционных рабочих, солдат и моряков еще штурмовали оплот старого режима Зимний дворец, Ленин объявил на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, что рабочая и крестьянская революция совершилась. «Отныне наступает новая полоса в истории России, — говорил он,—и данная третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма... В России мы сейчас должны заняться постройкой пролетарского социалистического государства» ’.
Правительство рабочих и крестьян немедленно приступило к проведению .шшалнстическнх преобразований в области экономики, общественных отношений и культуры, Вслед за первыми советскими декретами о мире и о земле “Шли осуществлены национализация банков и крупных промышленных предприятий, отмена сословных привилегий, ликвидация старых судебных органов, отделение церкви от государства и ряд других мероприятий, создававших предпосылки для построения социалистического общества.
Одним из важнейших документов молодого советского государства явилась «Декларация прав народов России», в которой были провозглашены новые принципы взаимоотношений между народами освобожденной страны: «1. Равенство и суверенность народов России. 2. Право народов России на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России» . Опубликованная в начале 1918 г.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Развитие отдельных жанров инструментальной музыки протекало в 20-х годах неравномерно. Так, лишь единичными произведениями была представлена концертная литература. Но среди них есть такие шедевры, как фортепианные концерты Прокофьева, принадлежащие к самым крупным достижениям русской музыки 20-х и начала 30-х годов. Интерес к. этому жанру проявился у Прокофьева еще в годы учения в консерватории. Два первых концерта, написанные композитором в юные годы, до сих пор пленяют неувядаемой свежестью и неистощимой изобретательностью, присущими молодости. Третий концерт — сочинение, отмеченное зрелостью мастерства, той уверенностью владения выразительными средствами, которая свойственна опытному художнику.
По свидетельству автора, замысел «большого и пассажистого коп иерта» относится к 1911 году. Спустя два года возникла тема, положенная затем в основу вариаций (вторая часть). В концерт вошли также две темы из неосуществленного «белого» диатонического квартета Начало систематической работы над концертом относится к 1917 гг., а окончательно он был завершен в 1921 г. Таким образом, ми сочинение, ставшее одной из вершин прокофьевского творчества, долго t вынашивалось автором.
В Третьем концерте сконцентрировались лучшие свойства музыки Прокофьева. В нем немало энергичных динамических нагнетаний, бравурной моторики, по-прокофьевскл целеустремленных пассажей. Но виртуозное начало, выраженное в концерте во всем своем блеске, не становится самоцелью, подавляя остальное. Концерт отличается внутренней содержательностью, особенно в лирических эпизодах, где Прокофьев ярко проявил себя как русский художник. Наконец, в этом сочинении многое идет от веселого театрального представления, стреми-тельного темпа комедии dell’art? с ее персонажами-масками. Эта линия творчества Прокофьева, так ярко сказавшаяся в опере «Любовь к трем апельсинам», нашла отражение и в Третьем концерте.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Новое в музыкальном творчестве первых послеоктябрьских лет _не столь заметно, как в музыкально-общественной жизни. В большинстве жанров Изменения протекали скрыто, «подспудно». Некоторые произведения, созданные в первое время после Октября, могли бы возникнуть и несколькими годами раньше. Это в особенности относится к камерным жанрам. Многие фортепианные сочинения первых послеоктябрьских лет, написанные либо в классической манере, либо в скрябинском духе, многие романсы на слова иоэтов-символистов ничем, по существу, не отличаются от аналогичных произведений предреволюционных лет.
-Ш изменения все же происходили. Важным фактом было р.ажде- п и е массово й ,п с с н и, впоследствии ставшей одним из ведущих жанров советского музыкального творчества. Лишь однажды в истории мирового музыкального искусства—в годы французской буржуазной революции — песня так же стояла в авангарде и столь же сильно воздействовала на весь склад музыкального искусства своей эпохи. Но это был краткий, хотя и очень высокий подъем в истории песенного жанра. Воздействие же советской массовой песни на .другие музыкальные жанры продолжалось и дальше, несмотря на то, что в почти полувековой её истории бывали, конечно, и периоды известного застоя.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Великая Октябрьская социалистическая революция освободила молдавский народ от многовекового •социального и национального гнета и раскрыла широчайшие перспективы свободного развития в по-литической, экономической и культурной областях. Воспользовавшись временной слабостью молодого Советского государства, бессарабские помещики и капиталисты в сговоре с румынскими боярами сумели отторгнуть часть Молдавии от братского содружества 'народов СССР. Войска королевской Румынии оккупировали Бессарабию и установили в ней колониальный режим, просуществовавший более двадцати лет. Молдавия оказалась разделенной на две части — Левобережье (территория между Бугом и Днестром) и Правобережье (территория между Днестром и Прутом —Бессарабия). Исторические судьбы этих территорий складывались по-разному, что определило и различные пути развития в них музыкальной культуры.
В Левобережной Молдавии (первоначально входившей в состав Одесской области Украинской ССР) уже в первые годы Советской власти были созданы все необходимые условия для роста материального благосостояния и культуры трудящихся масс. Особенно широкие возможности открылись перед молдавским народом после образования в составе УССР в 1924 г. Молдавской Автономной Советской Социа-листической Республики.
Благодаря братской помощи русского и украинского народов Советская Молдавия быстро преобразовалась из отсталой аграрной окраины царской России в цветущий индустриально-колхозный край.
 
 
автор: DARK-ADMIN
После окончания гражданской войны в Белоруссии развернулась систематическая работа в области культурного строительства, приходилось закладывать самые первоначальные основы музыкального просвещения.
В дореволюционной Белоруссии было всего несколько частных му-зыкальных школ. На всей территории Северо-Западного края, куда входила и Белоруссия, имелось одно музыкальное училище в Вильне.
В 1921 г., наряду с уже функционировавшей музыкальной школой г Могилеве (где имелось отделение и для взрослых), были открыты музыкальные школы в Гомеле, Витебске и Минске. Народные консер-ватории в Гомеле и Витебске были превращены в музыкальные техникумы. Несколько позже открылись музыкальные школы в Бобруйске, Полоцке, Орше и других городах, а также Минский музыкальный техникум, созданный на базе существовавшей ранее Музыкальной студии.
В развитии концертной жизни важную роль играла общественная инициатива музыкантов-исполннтелей. Создавалось множество кол-лективов и ансамблей, которые вели концертно-пропагандистскую работу, неся музыку в массы.
Организованное в Витебске общество имени А. Рубинштейна про-водило циклы симфонических концертов, неизменно собиравших многочисленную аудиторию. За три летних месяца 1925 г. на концертах побывало свыше 30 000 трудящихся. Торжественно прошел вечер, посвященный 100-летию со дпя смерти Бетховена в 1927 г., и концерт симфонического оркестра под управлением дирижера И. Гитгарца.
В Могилеве силами педагогов и учащихся музыкальной школы был создан небольшой симфонический оркестр, который с успехом выступал на торжественных собраниях в дни революционных праздников. Вместе с ним показывал свои достижения хоровой коллектив Союза работников просвещения, исполнявший произведения классического репертуара. На организованных музыкальной школой вечерах камерной музыки исполнялись квартеты Гайдна, Моцарта, Чайковского.
 
 
автор: DARK-ADMIN
После изгнания интервентов, белогвардейцев и буржуазно-нацио-налистической контрреволюции на Украине, как и во всех республиках Советского Союза, развертывается интенсивная культурно-созидательная работа.
В решениях X съезда Российской Коммунистической партии указы-валось: «Теперь, когда помещики и буржуазия свергнуты, а Советская власть провозглашена народными массами и в этих странах, задача партии состоит в том, чтобы помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им: а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке; г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке... для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения»
Указания съезда имели решающее значение для развития музыкальной культуры на Украине. При отделе искусств Народного комиссариата по просвещению УССР был создан Высший музыкальный комитет (ВМК), возглавлявшийся с 1924 г. Ф. Козицким. Опираясь на помощь этого совещательного органа, отдел искусств руководил работой профес-сиональных музыкальных коллективов и театров, составлял методические пособия, репертуарные сборники для массовой музыкальной работы и городе н на селе, направлял деятельность концертных оргяип шциИ. утверждал планы музыкальных издательств, оказывал помощь союзам и сельским культурно-просветительным организациям музыкальной самодеятельности.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Развитие музыкальной культуры на Украине в годы иностранной интервенции и гражданской войны протекало в исключительно тяжелых условиях. Бывали периоды, когда значительная часть, а иногда и вся территория Украинской Республики оказывалась под властью иностранных империалистов или националистических буржуазных правительств. Не хватало ни материальных средств, ни опыта, ни кадров, знающих быт, культуру и искусство украинского народа.
Лучшая часть украинской художественной интеллигенции приняла Октябрьскую революцию с энтузиазмом и старалась поставить свои знания и опыт на службу интересам трудящихся масс. Однако среди некоторой ее части сохранялись буржуазно-националистические настроения, препятствовавшие преобразованиям Советской власти и п области культуры.
В ходе борьбы против буржуазных пережитков росла и развивалась ленинская идея дружбы народов, укреплялись творческие связи между деятелями культуры и искусства всех народов Советского Союза, происходило сплочение передовой украинской и русской интеллигенции.
С первых дней установления Советской власти на Украине получает огромный размах работа по художественному воспитанию рабочих и крестьян. Создаются народные хоры и капеллы, вокальные и инструментальные ансамбли, художественные бригады для обслуживания фронта п тыла; повсеместно возникают музыкальные школы, курсы, народные консерватории, «музыкальные академии».
Систематическая работа по строительству музыкальной жизни раз-вернулась на Украине шосле изгнания из Киева петлюровской Директории в феврале 1919 года. При Народном комиссариате по просвещению УССР в Харькове был создан Всеукраинский музыкальный комитет во главе с известным дирижером и пианистом М. Бихтером. Комитет уделял большое внимание художественному обслуживанию рабочих, Красной Армии. Разработаны были планы внешкольного восмигании и музыкального образования в рабочих клубах. Активную деятельность проводил директор Харьксш I'Koro музыкального училища (в дальнейшем— консерватории), пела юг и дирижер И. Слатин.
 
Авторизация
Топ новостей