Навигация
Обмен ссылками

 

МУЗЫКА СОВЕТСКОЙ МОЛДАВИИ

автор: DARK-ADMIN
Великая Октябрьская социалистическая революция освободила молдавский народ от многовекового •социального и национального гнета и раскрыла широчайшие перспективы свободного развития в по-литической, экономической и культурной областях. Воспользовавшись временной слабостью молодого Советского государства, бессарабские помещики и капиталисты в сговоре с румынскими боярами сумели отторгнуть часть Молдавии от братского содружества 'народов СССР. Войска королевской Румынии оккупировали Бессарабию и установили в ней колониальный режим, просуществовавший более двадцати лет. Молдавия оказалась разделенной на две части — Левобережье (территория между Бугом и Днестром) и Правобережье (территория между Днестром и Прутом —Бессарабия). Исторические судьбы этих территорий складывались по-разному, что определило и различные пути развития в них музыкальной культуры.
В Левобережной Молдавии (первоначально входившей в состав Одесской области Украинской ССР) уже в первые годы Советской власти были созданы все необходимые условия для роста материального благосостояния и культуры трудящихся масс. Особенно широкие возможности открылись перед молдавским народом после образования в составе УССР в 1924 г. Молдавской Автономной Советской Социа-листической Республики.
Благодаря братской помощи русского и украинского народов Советская Молдавия быстро преобразовалась из отсталой аграрной окраины царской России в цветущий индустриально-колхозный край.
В кратчайший исторический срок в молодой республике была про-ведена огромная работа по ликвидации неграмотностн населения, введено всеобщее обязательное семилетнее обучение на родном языке. Создана широкая сеть школ и культурно-просветительных учреждений.
Большую роль в формировании национально?! по форме, социалистической по содержанию культуры играла молдавская советская ли тература, зачинателями которой явились писатели и поэты: И. Канна, И. Чебан, М. Полувек, Л. Барский, Л. Корн жну и др. В своих произведениях они воспевали героику освободительной борьбы молдавского народа, великие преобразования, внесенные революцией в жизнь города и деревни, творческий созидательный труд советских людей, нерушимую дружбу народов Советского Союзам
Подъем творческих сил молдавского народа нашел отражение в бурном росте музыкальной самодеятельности. При фабриках, заводах, городских и сельских Домах культуры создавались хоровые и инструментальные кружки, выступления которых пользовались большой популярностью у слушателей. К лучшим самодеятельным коллективам принадлежали хор и оркестр при Молдавском педагогическом училище в г. Тирасполе, созданные в 1926 г. Руководителем их был известный в МАССР музыкальный деятель Николай Ненев, большой любитель и знаток молдавского народного искусства, автор ряда произведений для хора. , I
Некоторые самодеятельные музыкальные коллективы с течением времени профессионализировались. Так, Молдавская музыкальная капелла возникла из любительского инструментального ансамбля, выступавшего в тогдашней столице МАССР Балте. Организатор и руководитель капеллы, одаренный музыкант-самородок Михаил Кафта- нагги собирал и обрабатывал для своего оркестра народные песни и танцы, сочинял попурри и фантазии на народные темы («Пастушеская фантазия» и «.Молдавское попурри из национальных песен» для фортепиано, «Фантазия на молдавские мотивы» для оркестра и др.).
В 1928 г. при Одесском Музыкальнодрам этическом институте открылась молдавская студия, куда были направлены для обучения талантливые юноши и девушки, отобранные из кружков художественной самодеятельности, с целью подготовки молдавского хорового профессионального коллектива и национального театра!.
Занятиями хоровой группы руководил К. Пигров. К концу 1930 г. была создана капелла «Дойна» — первый профессиональный хор Советской Молдавии.
Народное музыкальное искусство обогащается после Октябрьской революции новой тематикой, новыми образами и выразительными средствами. Появились песни, воспевающие радостный социалистический труд (например, «Тракторул» — «Трактор»). В противоположность печальным и скорбным старым песням о подневольном батрацком труде или о тяжелой женской доле мелодика новых песен характеризуется активными, энергичными интонациями и ритмами. Значительную роль в их создании сыграли русские и украинские советские песни, распространившиеся в Молдавской Республике.
Талантливой исполнительницей молдавских народных песен в 20— 30-е годы была Екатерина Будак, в прошлом крестьянка, затем окончившая педагогический институт и ставшая учительницей. Обладая небольшим, но мягким и гибким голосом, она умела передать слуиш телям красоту народных напевов во всем их многообразии.
Видную роль в создании советского музыкального фольклора ш рали народные музыканты Молдавии — лэутары. Несмотря на побит, и уважение, которыми пользовались лэутары в народных массах, жизнь их в прошлом протекала в .крайне тяжелых условиях: господ ствующие классы относились к ним с пренебрежением. В условии\ советского строя общественное положение лэутаров в корне измени лось. Окруженные вниманием общественности, они активно включа ются в строительство советской музыкальной культуры и выступаю! перед новой аудиторией с произведениями, посвященными современности.
Особенной популярностью пользовался скринач-лэутар Георгии Мурга, прекрасный исполнитель и автор обработок молдавских народных мелодий. В годы гражданской войны Мурга, как и м ноги о его собратья по искусству, принимал участие в музыкальном обслуживании бойцов Красной Армии.
Талантливым народным музыкантом был также кларнетист Григорий Коваль.
Богатейший молдавский музыкальный фольклор привлекал композиторов и музыковедов не только Молдавии, но и братских советских республик. Активную деятельность по собиранию молдавских народных песен развернули в 20-х годах Н. Ненев и Е. Лебедева-Кутузова, которые сделали более трехсот записей. Записанные Лебедевой-Кутузовой мелодии обрабатывались русскими и украинскими композиторами: М. Ипполитовым-Ивановым, В. Золотаревым, А. Кастальским, Г. Лобачевым, 10. Всйсберг, Л. Ревуцким, Гр. Компанейцем.
Сборник «Кынтече иоиуларе молдовенешть» («Молдавские народные песни»), изданный под редакцией II. Ненева и Е. Лебедевой и г. Тирасполе в 1935 г., был первым результатом этой работы.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей