Новое в музыкальном творчестве первых послеоктябрьских лет _не столь заметно, как в музыкально-общественной жизни. В большинстве жанров Изменения протекали скрыто, «подспудно». Некоторые произведения, созданные в первое время после Октября, могли бы возникнуть и несколькими годами раньше. Это в особенности относится к камерным жанрам. Многие фортепианные сочинения первых послеоктябрьских лет, написанные либо в классической манере, либо в скрябинском духе, многие романсы на слова иоэтов-символистов ничем, по существу, не отличаются от аналогичных произведений предреволюционных лет. -Ш изменения все же происходили. Важным фактом было р.ажде- п и е массово й ,п с с н и, впоследствии ставшей одним из ведущих жанров советского музыкального творчества. Лишь однажды в истории мирового музыкального искусства—в годы французской буржуазной революции — песня так же стояла в авангарде и столь же сильно воздействовала на весь склад музыкального искусства своей эпохи. Но это был краткий, хотя и очень высокий подъем в истории песенного жанра. Воздействие же советской массовой песни на .другие музыкальные жанры продолжалось и дальше, несмотря на то, что в почти полувековой её истории бывали, конечно, и периоды известного застоя. С песней уходят на фронт гражданской войны революционные войска, с песней сражаются с врагами красные партизаны, с песней идут старые рабочие и комсомольская молодежь на трудовые субботники. Известно, какое значение придавал песне как средству агитации В. И. Ленин, в одной из бесед с Демьяном Бедным поставивший перед поэтом задачу: «старой песне противопоставить новую песню» *. В массовой песне^фольклорноп .и авторской, уже в первые годы после Октября складывается новый интонационный строи, впоследствии и в другие жанры. Цитаты из массовых песен нспользо- и I in I HI up м м и симфоннн, опер, балетов как средство выражении пины-, рожденных революционной действительностью образов, что г*и | ' i.’ivi ил лет вполне закономерным явлением. С течением времени • с при мог использование заменилось более тонким претворением и интонаций в тематизме произведений других жанров. Hi гочннки, питавшие интонационный строй нового музыкального | nip.I, многообразны. Прежде всего это были стгщые, революционные продолжавшие жить полной жизнью в годы гражданской войны и и 20-е годы. Чисто к новому тексту приспосабливалась известная мелодия. Так, и.шример, первоисточникам песни «Расстрел коммунаров» была песня и расстреле кронштадтских минеров в 1906 году па текст В. Тана-Бо- траза. Песни эпохи гражданской войны говорят о любимых в народе красных полководцах — Чапаеве, Буденном. Как и само революционное движение рабочего класса, рожденные иII несип, по существу, интернациональны. Эго их свойство сохраняется и гогда, когда они становятся советскими песнями. Не случайно гимном молодой Советской Республики стал «Интернационал» — песня, прославляющая всемирную армию труда. Широкое распространение получила «Марсельеза», имевшая несколько русских вариантов текста. Большой популярностью пользовались революционные песни польского происхождения — «Красное знамя», «Варшавянка». Слова и мелодии революционных песен часто видоизменялись в устной передаче. Таким образом, они развивались по законам фольклора. В первые послеоктябрьские годы процесс «ф о л ь к л о р и з а ц и и» революционной песни становится гораздо более интенсивным уже хотя бы по одному тому, что снимаются преграды на пути распространения революционной песни в народе. «Потаенное» искусство делается искусством всенародным, в создании песен раскрываются пробудившиеся творческие силы народа. Много старых солдатских или студенческих несен получило в эти годы новую жизнь, с текстом, созданным народными поэтами и Наполненным новыми, рожденными советской действительностью образами. Гак родилась одна из превосходных песен гражданской воины «Гей, по дороге» на мелодию старой солдатской песни «Эх, в Таганроге», которую стали петь с новыми словами, сложенными красноармейцем А. Марииовым. Характерным примером «фольклоризапнн» авторской песни может служить бытование «Марша Буденного», созданного поэтом А. д’Акти- лем и композитором Дм. Покрассом. Поэт говорил: «Я не столько автор, сколько родоначальник этой песни» J. Старая революционная песня, солдатская песня, городская пссня- ром;Гн"о,_ кресгв'инскаи Ц?сня (прейм'р'Щб'ствонн'о частушки)"— все эти ЕПды песенного искусства русского народа входили в «интонационный сплав» советской массовой песни. Хотя массовая песня находилась еще в процессе становления, в этом жанре уже возникли превосходные произведения, положившие начало советской несенной классике. Такова, прежде всего, песня «По долинам и по взгорьям», получившая позднее всенародную известность в записи и обработке А. Александрова и в исполнении созданного им Красноармейского ансамбля. Слова |ее были сложены в годы гражданской войны поэтом-партизаном П. Парфеновым, а впоследствии, для исполнения ее в Красноармейском ансамбле, С. Алымов написал новый вариант текста:
В мелодии песни «По долинам и по взгорьям» есть ряд особенностей, ставших характерными для советской массовой песни. Ей свойственна широкая распевность крестьянской лирической песни и вместе с тем гораздо большая ритмическая и структурная четкость, обусловленная ее исполнением 'В строю, на марше. Такое сочетание как нельзя лучше соответствует содержанию песни-рассказа о былых походах. Исследователи советской песни отмечают сходство ее мелодического типа и даже отдельных интонаций с украинской песней «Распрягайте, хлопцы, коней». Мелодия песни «По долинам и по взгорьям» отличается большой цельностью, органичностью развития. Интонации первой фразы мягки, напевны — это только начало, «раскачка» движения. Уже во второй фразе они становятся шире, решительнее, тверже, а третья фраза начинается широким (на октаву вверх) мелодическим ходом — кульминацией куплета. Таким образом, активность мелодии раскрывается и утверждается постепенно. «По долинам и по взгорьям» послужила образцом для ряда массовых песен, созданных советскими композиторами, особенно для песен походных. Ее отголоски слышны, например, в «Полюшке» JT. Книппера, в песне «От края и до края» нз оперы «Тихий Дон» И. Дзержинского. Такую же инструментальность интонаций мы находим и в песне композитора С. Покрасса и поэта П. Григорьева (вскоре ставшей фоль-клорной) «Красная Армия всех сильней». Это особенно чувствуется в припеве («Так пусть же Красная...»). Наряду с этим в «Марше Буденного» есть общее с песнями иного, более напевного типа. Так, например, размашистый мелодический ход па октаву и последующее постуленное нисхождение (на словах «О том, как в ночи ясные, о том, как в дни ненастные...») мы встретим и в песне «Гулял по Уралу Чаиаев-герой» ’, на видоизмененный напев которой впоследствии пелись в народе слова «Конной Буденного» Н. Асеева. Тип песни, представленный «Маршем Буденного», получил дальнейшее развитие в советской музыке. Так, в творчестве И. Дунаевского нередко встречается подобное же сочеташГе интонации инструментального и несенного тина, иногда противопоставляемых друг другу в запеве и припеве, иногда сплавленных воедино. Слова очень популярной в годы гражданской войны песни «Проводы» («Как родная меня мать провожала») написаны поэтом Демьяном Бедным как творческий ответ на приведенное нами выше замечание Ленина. Мелодию к этим словам Д. Васильев-Буглай заимствовал из народной шуточной украинской песни и несколько видоизменил. Веселая, задорная песня высмеивала тех, кто хотел отсидеться в годы гражданской войны в своей «хаге с краю»: Будь такие все, как вы, Ротозеи, Что б осталось от Москвы, от Расеи? По характеру мелодии эта песня близка к частушке — очень попу-лярному в те годы песенному жанру. Частушки создавались тогда во множестве, главным образом в Красной Армии, но также и в городской рабочей среде, и в деревне. Оли высмеивали белых генералов н ино-странных интервентов, воспевали Красную Армию и ее полководцев. В разных вариантах пелась песпя «Яблочко», с шуточным, а часто и сатирическим текстом: Эх, яблочко, Сбоку зелено. Колчаку за Урал Ходить не велено. Недаром задорная, с озорными синкопами мелодия «Яблочка» была использована как типический музыкальный образ революционной эпохи в более поздних сочинениях советских композиторов: в балете Р. Глнэра «Красный мак», в Первой симфонии Ю. Шапорина. Таким образом, в советских массовых песнях эпохи гражданской войны, как фольклорных, так и авторских, уже определились и некоторые важные песенные жанры (песня-баллада, походная песня, песня- марш, частушка), и характерные черты интонационного строя, питаемого живыми соками народного искусства. Если попытаться дать самое общее определение этому интонационному строю, то надо прежде всего сказать, что сложное переплетение в песнях гражданской войны различных песенных традищш (песни старой революционной, рабочей, крестьянской, солдатской, студенческой) подчинено процессу активизации всех этих слагаемых. Отсюда использование широких, «ораторских» интонаций, активной, зачастую маршевой ритмики, четко скандируемых окончаний фраз . Эта активность и заставляет воспринимать интонационный строй песен гражданской войны как качественно новое явление. В тематике, в интонационном языке массовой тесни ростки нового заметнее всего, Но они проявляются и в других жанрах, адресованных широкой аудитории: в обработках народных песен и оригинальных хоровых сочинениях для хоровой самодеятельности, бурно развивавшейся в те годы, в работах композиторов для театра.
II I пмфоинзме, в опере, в камерных жанрах творчество явно «не ли развитием новых форм музыкальной жизни. Но и здесь ни 1 глубокий и сложный процесс внутренней перестройки, хотя лишь и немногих произведениях он получил явственное и отчетливое вырасти- В JTOM смысле показательна Пятая симфония Н. Мясков- oviiiii, произведение, созданное па рубеже двух эпох (первые наброски о'м ( имфонин относятся еще к предреволюционным годам, вся же она ы i.i окончена в 1918 году). Симфония будет рассмотрена ниже, в гла- " mu вящсниой творчеству русских советских композиторов 20-х годов, t.'ieei, же отметим самый факт появления этого произведения, знамеимощего живую преемственность молодой советской музыки с класси- 'нгкон традицией, воспринятой композиторами новой эпохи от своих учителей.