Навигация
Обмен ссылками

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БЕЛОРУССКОЙ ССР

автор: DARK-ADMIN
После окончания гражданской войны в Белоруссии развернулась систематическая работа в области культурного строительства, приходилось закладывать самые первоначальные основы музыкального просвещения.
В дореволюционной Белоруссии было всего несколько частных му-зыкальных школ. На всей территории Северо-Западного края, куда входила и Белоруссия, имелось одно музыкальное училище в Вильне.
В 1921 г., наряду с уже функционировавшей музыкальной школой г Могилеве (где имелось отделение и для взрослых), были открыты музыкальные школы в Гомеле, Витебске и Минске. Народные консер-ватории в Гомеле и Витебске были превращены в музыкальные техникумы. Несколько позже открылись музыкальные школы в Бобруйске, Полоцке, Орше и других городах, а также Минский музыкальный техникум, созданный на базе существовавшей ранее Музыкальной студии.
В развитии концертной жизни важную роль играла общественная инициатива музыкантов-исполннтелей. Создавалось множество кол-лективов и ансамблей, которые вели концертно-пропагандистскую работу, неся музыку в массы.
Организованное в Витебске общество имени А. Рубинштейна про-водило циклы симфонических концертов, неизменно собиравших многочисленную аудиторию. За три летних месяца 1925 г. на концертах побывало свыше 30 000 трудящихся. Торжественно прошел вечер, посвященный 100-летию со дпя смерти Бетховена в 1927 г., и концерт симфонического оркестра под управлением дирижера И. Гитгарца.
В Могилеве силами педагогов и учащихся музыкальной школы был создан небольшой симфонический оркестр, который с успехом выступал на торжественных собраниях в дни революционных праздников. Вместе с ним показывал свои достижения хоровой коллектив Союза работников просвещения, исполнявший произведения классического репертуара. На организованных музыкальной школой вечерах камерной музыки исполнялись квартеты Гайдна, Моцарта, Чайковского.
В 1925 г. хоровые коллективы Педагогического техникума, Союза работников просвещения и педагогов музыкальной школы впервые в Могилеве исполнили произведения белорусского композитора Н. Чуркина (хоры «Мороз-воевода» и «Косарь», обработки народных песен).
В I омеле н 1923—1924 годах силами городского симфонического оркестра, студенческого хора и солистов-педагогов был проведен ннrepei ный цикл исторических концертов из произведений Бетховена. Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Глинки, Чайковского и Рахманинова. С успехом проходили летние концерты в парке на берегу реки Сож. Устраивались концерты из произведений белорусских композиторов А. Туреикова и Г. Пукста.
С открытием в 1924 г. музыкального техникума в Минске столица Белоруссии становится центром развития национальной музыкальной культуры. Среди педагогов техникума были талантливые и квалифи-цированные музыканты:, пианисты В. Семашко и Г. Петров, композиторы и теоретики П. Аладов, М. Матнсон, ЯПрохоров, скрипач А. Бессмертный и др.
Большой интерес вызвал организованный техникумом цикл исто-рических камерных концертов. Программа заключительного концерта была посвящена белорусской музыке, (квартет VI. Фндлона, фортепианный квинтет П. Аладова, романсы и обработки народных песен Я. Прохорова, Т. Шнитмана и др.). Пресса отмечала: «Прошедший с большим успехом в Белорусском музыкальном техникуме цикл камерных концертов должен быть отмечен как исключительной важности факт в культурной и общественной жизни не только Минска, но и всей Белоруссии. Этот цикл концертов явил собою прекрасный образец продуманного, систематического музыкального воспитания» *.
Из педагогов и студентов техникума, музыкантов драматического театра и кино был создан объединенный симфонический оркестр, К бетховенским торжествам в 1927 г. силами этого оркестра был исполнен ряд симфоний великого композитора.
Большую роль в пропаганде белорусской народной песни сыграла Государственная хоровая капелла, с успехом выступавшая и за пределами республики — в Москве и других городах СССР. Организованный в 1927 г. ансамбль цимбалистов выступал в Донбассе, городах Закавказья. Активно пропагандировал лучшие образцы народного песенного творчества Первый белорусский вокальный квартет.
С большим успехом прошел показ белорусского национального искусства в Москве в дни IV съезда Советов СССР весной 1927 г.
Музыкальные и хореографические коллективы Белоруссии приняли участие в «Вечере национальностей», устроенном для делегаток | ьезда в Большом театре. Кроме того, в Колонном зале Дома сою юн состоялся концерт Государственной хоровой капеллы БССР . •
Значительным событием в жизни белорусского искусства явились выступления белорусских дударей на Художественной выставке в Париже в 1925 г., а также певицы Л. Александровской и цимбалиста ( Новицкого на Международной выставке во Франкфурте-на-Майне в 1927 г. Это были первые после Октябрьской революции показы ' слорусского национального искусства за рубежом.
Развитию национальной музыкальной культуры Белоруссии деятельно помогали представители республиканской литературно-художественной общественности.
Много было сделано для пропаганды народной песни и танца Бе-лорусским музыкальным обществом, в состав которого (входили писатели и поэты Янка Купала, Якуб Кол ас, Змитрок Бядуля, музыкантыисполнители и педагоги.
В 1929 г. в Минске было организовано общество «Музыка — мас<• ям», в задачи которого входили: помощь городским рабочим клубам и избам-читальням, создание репертуара для самодеятельности, повышение квалификации руководителей кружков.
В Белоруссии в 20-х годах еще не было своего оперного театра Интерес к оперной музыке отчасти удовлетворяли ежегодные гастроли оперных и балетных ансамблей Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. Среди показанных ими спектаклей были «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Русалка», «Наталка-Полтавка», «Запорожец за Дунаем».
Элементы национального оперного и хореографического искусства формировались и рамках драматического театра.
В Драматическом театре им. Янки Купалы, открытом в 1920 г., имелись балетная группа, хор и оркестр. В состав этого же театра вошел популярный хор В. Теравского. Особенно много музыки было в пьесе «На Купалье» М. Чарота (1921): здесь звучали народные песни «Он, рана на Ивана», «Сення Купала, заутра Ян», «Купала ночка маленькая», «Купалшка— цемная ночка» и многие другие. Зм. Бядуля писал: «Прошумела в нашем Минске музыкальная драма Чарота «На Купалье». В этом успехе не так заслуга автора, сколько сочная лирика народных обрядов и народных мелодий» . А журнал «Трибуна искусства» отзывался об этой постановке как о «первом камне в здании белорусской оперы».
Широко использованы были народные песни и танцы в пьесах «Коваль-воевода», «Машека», «Кастусь Калиновский» .
Хореографическая труппа под руководством К. Алексютовича поставила в 1922 г. балеты «Коппелия» Делиба, «Очарованный лес» Дриго и «Фея кукол» Банера. В сезоне 1926/27 года театр им. Янки Куп алы показал отрывки из опер «Князь Игорь» и «Фауст», а в мае 1927 г. была полностью поставлена опера «Русалка». Спектакль с большим успехом шел и в следующем сезоне.
Оперные спектакли осуществлялись и музыкальными учебными заведениями. Так, Витебский музыкальный техникум поставил силами педагогов и учащихся оперы «Фауст», «Севильский цирюльник» и «Русалка». В Гомеле педагоги и учащиеся исполняли отрывки из «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Русалки».
Значительную роль в подготовке артистических кадров для нацио-нального оперного театра сыграло открытие оперного класса в Минском музыкальном техникуме. Под руководством бывшего солиста Большого театра В. Цветкова было подготовлено концертное исполнение оперы «Фауст», осуществленное в мае 1928 г. на белорусском языке. Большой и заслуженный успех выпал на долю молодой талантливой певицы JI. Александровской, выступившей в роли Маргариты. Высокий уровень профессиональной подготовки показала вся молодежь, участвовавшая в спектакле.
После В. Цветкова во главе оперного класса стал другой известный русский певец А. Боначич, подготовивший спектакли «Русалка» (1929) и «Севильский цирюльник» (1930).
В 1930 г. оперный класс был реорганизован в Государственную студию оперы и балета. Свой первый спектакль — оперу «Золотой петушок»— она показала в 1931 г. Газета «Савецкая Беларусь» писала: «Золотой петушок» — безусловное достижение, новый и ценный вклад в культурное строительство БССР. Это необходимо сказать со всей искренностью и убежденностью» . |
Однако первые шаги молодого коллектива сопровождались и неиз-бежными для своего времени ошибками. Руководители студии, увлеченные поисками формальной новизны и вульгарным социологизированием, изобразили Шемаханскую царицу и Звездочета как... представителей иностранного и русского капитала.
Болеё удачной была постановка «Кармен», хотя и здесь имелись неоправданные отступления от авторского замысла.
Художественная культура молодого коллектива складывалась под
благотворным творческим влиянием выдающихся деятелей русской оперной сцены. «Они воспитывали нас, — вспоминает Л. Александром ская, — в великих традициях русского искусства, помогали овладеть музыкальной культурой и основами реалистического метода Омы г мастеров искусства великого русского народа вдохновлял нас, момо гал овладению мастерством»
В творчестве белорусских композиторов 20-х годов ведущая роль принадлежала песенным жанрам. Именно здесь заметнее и ярче всего проявилось то новое, что связано было с успехами социалистического строительства в стране.
Плодотворно работал в области песен старейший белорусский ком-позитор и фольклорист Н. Чуркин. Им были написаны песня «Падает молот тяжелый» («В кузнице»), «Песня батрака», «Первомайский марш», «Пойте, пролетарские струны», и также развернутые хоровые произведения на стихи Н. Некрасова («Мороз-воевода») и А. Кольцова («Косарь»),
В 1922 г. в Москве массовым тиражом были изданы хоры М. Анцева «Не плачьте над трупами», «Памяти героев» и «Песня борьбы». Агитотдел Музсектора Госиздата опубликовал также хоровые песни А. Туренкова «Ковачи», «Рабочий дворец» и др. (некоторые из них были исполнены хоровым коллективом под управлением Д. Васильева-Буглая в Малом зале Московской консерватории 6 ноября 1923 г.). По интонационному строю эти произведения близки к песням революционного подполья и гражданской войны. Обращенные к массовой аудитории, они были рассчитаны на исполнение коллективами художественной самодеятельности.
Широкое признание в педагогической практике нашел сборник детских песен М. Матисоиа (некоторые из них написаны на слова белорусских поэтов Янки Купалы и Якуба Коласа).
Большое внимание уделяли белорусские композиторы обработкам народных песен. Здесь особенно надо отметить деятельность Н. Чуркина и В. Теравского. Чрезвычайно плодотворна была работа композитора и музыкального этнографа Я. Прохорова. Знаток песенного творчества славянских, тюркских и угро-финских народов, он с большим тактом обработал для хора a cappella и для голоса с фортепиано около ста белорусских песен. Белорусскими народными песнями занимались в те годы и русские композиторы М. Нпполитов-Иванов, А. Гречанинов, А. Оленин, А. Никольский и др. По заданию Государственного института музыкальной науки они обработали для хора и голоса соло с фортепиано большое количество песен, часть которых вошла в сборник, изданный в Москве в 1927 г.
В 1925 г. при секции искусств Института белорусской культуры была создана музыкальная подсекция, основным назначением кото рой являлось собирание и изучение белорусских народных песен. Институт провел несколько фольклорных экспедиций в районы Могилевской, Минской и Гомельской губерний. В частности, Я. Прохоров, совместно с известным собирателем народных сказов В. Сержпутовскнм, записал свыше сорока песен.
Изданный Институтом белорусской культуры в 1928 г. сборник «Народные песни с. мелодиями» послужил источником для создания белорусскими композиторами произведений разных жанров.
Работа над народной песней оплодотворила развитие белорусского романса, поэтической основой которого были стихи Янки Купалы, М. Богдановича, Якуба Коласа. К лучшим образцам камерной .вокальной лирики тех лет принадлежат «Лето», «Сосенка», «Как пошла я на ток молотить» Н. Аладова, «Ты приди» Н. Чуркина (1924—1925). ГЗ них привлекает искренняя эмоциональность, теплота и взволнованность музыки.
Многочисленные вечера камерной музыки в Витебске, Гомеле, Мо-гилеве и особенно в Минске стимулировали творческую деятельность композиторов. В связи с концертами Государственного украинского квартета им. Вильома в Могилеве Н. Чуркиным была написана небольшая квартетная пьеса на тему белорусской колыбельной песни. Струнный квартет И. Фидлона и квинтет для фортепиано и струнных 11. Аладова были написаны для камерных концертов педагогов Минского музыкального техникума в 1924—1925 годах.
Ярким национальным колоритом отличается квинтет Аладова на темы народных несен.
Первая часть квинтета построена на сопоставлении двух народных тем порывистой и скорбно-лирической. Драматичная вторая часть интересна одновременным проведением мелодий колыбельной и печальной сиротской песен. Удачным завершением цикла является стремительный, жизнерадостный финал, контрастирующий с драматической второй частью.
Пионером в жанре белорусской симфонической музыки является
II. Чуркин. В его симфониетте «Белорусские картинки», написанной в 1925 г., использованы разнообразные по жанрам белорусские народные песни. В перкой части (сонатное аллегро) удачно сопоставляется динамичная песня «Уж я устану раненько» с мягкой лирической «О, не кукуй, зязюленька, рана». «Широкое мелодическое развитие, очень приятные мягкие гармонии, изящество формы, — писал В. Городинский, — все это дает право причислить симфониетту Чуркина к лучшим произведениям советской белорусской музыки» '. Яркое впечатление производит и финал (рондо), где композитор интересно развивает мелодию хороводной песни «Пайшоу Яеь наш на лужок».
Глубоко чувствуя белорусский мелос, специфику инструментальных наигрышей, Чуркин сумел красочно и образно воссоздать картины народного быта.
Серьезностью замысла отмечена Первая симфония Е. Тикоцкого (1927). Автор стремился показать героическую борьбу белорусского народа против белополяков в годы гражданской войны. В симфонии использованы белорусские народные («Ты чырвоная калжа», «Чаму ж мне не пець») и русские революционные песни («Смело, товарищи, в ногу» и др.), а также интонации и ритмы польских танцев. Однако темы этих песен не получили соответствующего развития. Произведение страдает рыхлостью формы, погрешностями оркестровки.
Более зрелой по мастерству явилась Вторая симфония Н. Ал адова ', в основе которой также лежат подлинные народные темы. Композитор обращается преимущественно к песням, отразившим тяжелую женскую долю: «Муж жонку б’е», &М1леньк1 мой, за што мяне б’еш», «Он, дамоу, дамоу ужо рана», «Не найду дамоу» и др. Этим определяется идейный замысел произведения. Первым трем частям, рисующим безрадостный семейный быт прошлого, противопоставлен светлый финал, в котором воспевается радостная, счастливая жизнь советской женщины после Октябрьской революции.
При многих достоинствах симфония в целом все же недостаточно убедительна. В ней сказалась некоторая схематичность разработки тематического материала, статичность музыкальных образов.
К началу 20-х годов относятся и первые опыты создания белорусской советской онеры. В 1921—1922 годах Н. Чуркин наиисгл онеру «Освобождение труда» (либретто П. Шестакова); она была дважды исполнена на сценах любительских театров — в Мстиславле (1922) и Могилеве (1924). «9 ноября в воскресенье в Могилевском театре,— писал рецензент по поводу второго спектакля, — перед собравшейся многочисленной публикой прошла опера «Освобождение труда», которая представляла собою далеко не заурядное явление... Авторы либретто П. Шестаков и музыки И. Чуркин сделали громадную работу, работу чрезвычайно интересную и заслуживающую глубокого уважения» 2. 
Героическая тема борьбы рабочего класса за освобождение от гнета эксплуатации, использование белорусского фольклора и мелодий революционных песен обусловили успех оперы у советского слушателя. Ю. Дрейзин отмечал в рецензии на спектакль, как свидетельство мелодического дарования автора, ариозо рабочего Антропова, песню работницы Демосовой, финальный хор рабочих и другие номера. Одновременно критик указывал и на недостатки оперы: обилие разнохарактерного мелодического материала, не получающего разви'I пн, погрешности композиции и т. п.
Клавир и партитура оперы не сохранились, поэтому более подробное суждение о ней невозможно.
Опера «Тарас на Парнасе» Н. Аладова интересна как попытка дать сатиру на быт и нравы господствующих классов в дореволюционной Белоруссии. Либретто было написано Ю. Дрейзиным по материалам двух анонимных поэм: «Тарас на Парнасе», «Энеида навыворот», а также поэмы «Гапон» В. Дунина-Марцинкевича. Прообразом для либретто отчасти послужила также опера М. Лысенко «Энеида», написанная по одноименной поэме И. Котляревского. В музыкальную ткань оперы Н. Аладов вводит не только отдельные народные попевки и инструментальные наигрыши, но и целые народные песни («Сваток», «Прыляцел1 ryci», «Лявошха», «Крыжачок», «Трясуха», «Кума, моя кумочка», «Мужык жыта прадае» и др.).
Для музыкальной характеристики действующих лиц «Тараса на Парнасе» — Зевса, Аполлона, Вакха, Геры, Венеры — композитор использовал шуточные бытовые песенки народного происхождения. Герой оперы — простой белорусский крестьянин, наделенный живым и веселым нравом. Человек острой смекалки и юмора, он может и потанцевать, и поспорить с «богами», а то и ядовито высмеять лентяев и тунеядцев с Парнаса. Его лейттемамн служат песня «Пайшоу на няселле наш сваток»:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БЕЛОРУССКОЙ ССР


и плясовой напев «Лявожха»; обе лейттемы являются основой всей музыкальной драматургии оперы.
Таким образом, в 20-х годах белорусскими композиторами были сделаны первые шаги в различных жанрах музыкального творчества. Основой этого творчества служили живые, реальные образы национальной жизни и родная народная песня. Многое еще было незрелб и несовершенно. Но сочинения той поры подготовили рост профессионального музыкального искусства Белоруссии в последующий период.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей