Для народов Средней Азии и Казахстана 20-е годы были периодом, когда закладывались основы их национальных музыкальных культур, создавались необходимые условия и предпосылки перехода к новым формам современного профессионального искусства. Большое значение имели в этом отношении проводимые советским правительством мероприятия по национальному размежеванию и повышению общего куль-турного уровня отсталых в прошлом народов Эти мероприятия способствовали формированию новых, социалистических наций, соединяющих зрелое национальное самосознание с пониманием единства и общности интересов всего советского народа. Образование политически полноправных социалистических республик в Средней Азии и Казахстане укрепило территориальную общность народов, в прошлом раздробленных, лишенных единого центра, говоривших на разных диалектах. Впервые достигнутое народами Средней Азии государственное единство в рамках свободного социалистического содружества нации Советского Союза послужило мощным стимулом подъема их национальных культур. Уже в 20-х годах у них получают высокое развитие национальные литературы, возникают национально своеобразные формы театрального искусства, происходят значительные сдвиги в области музыкальной культуры. На пути культурного роста молодых, формирующихся социалистических нации возникало немало трудностей, связанных и со сложностью самих задач, и с противодействием реакционных националистических группировок, стремившихся к закреплению отживших, архаических форм и к искусственному разобщению национальных культур. Эта позиция терпела неизбежное крушение в свете успехов социалистического строительства, приводивших к все большему сближению народов и укреплению их духовной общности. Огромным рост культуры в республиках Средней Азии не мог быть достигнут без помощи более развитых народов, в первую очередь русского. На многих участках культурной работы русским деятелям принадлежала ведущая роль в этот период. Определяющим фактором становления и развития национальных культур у всех народов Средней Азии и Казахстана является. широкое изучение и пропаганда народного творчества. Именно в *()-\ годах были созданы основополагающие труды в области узбекского, туркменского, казахского музыкального фольклора. Возникают новые формы бытования народной музыки; ее исполнение в различного рода обработках с концертной эстрады было первым шагом к профессионализации. Особенно велика была роль театра, с которым связано появление первых образцов профессионального музыкального творчества у большинства народов Средней Азии в последующие десятилетия. Благодаря фольклорным публикациям и выступлениям национальных музыкантов в различных городах Союза народное искусство Средней Азии и Казахстана становилось известным за пределами этих республик и привлекало интерес советской общественности. Его использование в произведениях русских советских композиторов не только способствовало пропаганде и популяризации музыки этих народов, но и оказало существенную помощь рождению у них в дальнейшем своего профессионального композиторского творчества. Процессы становления национального музыкального искусства были тесно связаны с работой по общему повышению музыкальной культуры, развитию музыкального образования и просвещения. Как и во всем Советском Союзе, эта работа приобретает здесь исключительный размах с окончанием гражданской войны и переходом к мирному строительству