Навигация
Обмен ссылками

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО УКРАИНСКОЙ ССР

автор: DARK-ADMIN
После изгнания интервентов, белогвардейцев и буржуазно-нацио-налистической контрреволюции на Украине, как и во всех республиках Советского Союза, развертывается интенсивная культурно-созидательная работа.
В решениях X съезда Российской Коммунистической партии указы-валось: «Теперь, когда помещики и буржуазия свергнуты, а Советская власть провозглашена народными массами и в этих странах, задача партии состоит в том, чтобы помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им: а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке; г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке... для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения»
Указания съезда имели решающее значение для развития музыкальной культуры на Украине. При отделе искусств Народного комиссариата по просвещению УССР был создан Высший музыкальный комитет (ВМК), возглавлявшийся с 1924 г. Ф. Козицким. Опираясь на помощь этого совещательного органа, отдел искусств руководил работой профес-сиональных музыкальных коллективов и театров, составлял методические пособия, репертуарные сборники для массовой музыкальной работы и городе н на селе, направлял деятельность концертных оргяип шциИ. утверждал планы музыкальных издательств, оказывал помощь союзам и сельским культурно-просветительным организациям музыкальной самодеятельности.
Особенно широкое развитие получило на Украине хоровое пеши Хоровые капеллы, студии, хоркружки, агитхоры возникали при рабочих клубах, Домах крестьянина, избах-читальнях, общеобразовательны', и специальных учебных заведениях, при различных общественных органи нациях. По неполным сведениям, на территории Украины в 1924 г. на считывалось 1128 клубов, 2005 сельбудов (изб-читален) и2764 читан.пи В большинстве крупных городов республики создаются профессиональ ные хоровые капеллы. Так, в Киеве, помимо возникшего в 1920 г. коллектива «Думка», был создан Рабочий у;-оаинский хор, в Харькове Государственный украинский хор. в Днепропетровске — «Зоря» («Звезда»); аналогичные коллективы организуются в Одессе, Виннице, Николаеве, Полтаве, в городах Донбасса.
Эти коллективы выступали на съезде Советов, собраниях профсоюзов, в концертах, посвященных революционным праздникам, обслужи вали воинские части, выезжали на села и хутора для участия в проведе нии политических кампаний.
Расцвет хорового искусства (в особенности хорового пения a cap pella; стимулировал творчество украинских композиторов. Л. Ревуикнй, Ф. Козицкий, М. Вериковскнй, П. Толстяков, В. Верховпнец, К. Богуславский, Ф. Попадич и многие другие внесли значительный вклад в советскую хоровую литературу.
Достижения хорового исполнительства и творчества были продемон-стрированы на объединенном концерте рабочих хоров в Харькове 10 марта 1924 г. и на первой хоровой олимпиаде, проведенной в Киеве в честь 7-й годовщины Великой Октябрьской революции.
Новым хорам в начале 20-х годов противостояли так называемые «просвитянскне» капеллы и церковные хоры. Общество «Просвй-а», рас кинувшее свою сеть в городах и селах Украины еще до Октябрьской революции, в годы Советской власти стало очагом националистической антисоветской пропаганды. Однако с течением времени кулацкие «Про CBim», а вместе с ними и «просвитянскне» капеллы были вытеснены советскими культурно-просветительными организациями.
Большую роль в развитии музыкальной культуры на Украине сыграла инициатива передовой художественной интеллигенции. Такова, например, концертная деятельность В. Косенко в Житомире. Организовав группу музыкантов-иснолнителей, он систематически проводил концерты среди учащейся молодежи, в рабочих клубах города и близлежащих селах. Эти выступления пользовались большим успехом и вызывали широкий общественный отклик. По примеру житомирского артистического кружка возникали аналогичные группы и в других городах.
Росту симфонической культуры в крупных центрах Украины (Киев, Одесса) способствовала деятельность дирижеров И. Палицина. .'I Штейнберга, А. Маргуляна и особенно Н. Малько.
Значительным событием в музыкальной жизни Украины явился сим-фонический концерт из произведений украинских композиторов, состояв-шийся в Харькове 3 мая 1925 г. В этом концерте были исполнены сюИта па темы украинских несен «Веснянки».М. Вериковского и «Сюита 1на темы украинских несен» В. Костенко, программная симфония П. Сеницы под названием «Де-ие-де тополЬ («Там, где тополи»), («Гавот» и «Марш» Лысенко в инструментовке Р. Глиэра. Концерт прошел с большим успехом и получил многочисленные отклики в прессе.
К середине 20-х годов в оперных театрах Харькова и Киева выступали известные певцы Д. Аграновский, М. Бочаров, В. Гужова, М. Допей, 11. Козловский, Ю. Кипоренко-Даманскии, И. Кученко, М. Литвиненко-Вольгемут, М. Микиша, О. Монская, П. Норцов, М. Рейзен, П. Цесевич и др. В репертуаре театров были произведения русской и зарубежной оперной классики. 6 ноября 1924 г. в Харьковоком оперном геатре состоялась премьера оперы «Тарас Бульба» Лысенко.
3 октября 1925 г. в Харькове в торжественной обстановке был открыт первый Украинский государственный театр онеры и балета. Поставлена была на украинском языке «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. Выбор оперы русского композитора на сюжет из украинской народной жизни был продиктован стремлением подчеркнуть единство и дружбу братских народов. В последующие годы украинские оперные театры были созданы в Киеве, Одессе, Днепропетровске.
Рост музыкальной культуры в республике требовал большого коли-чества квалифицированных профессиональных кадров; в связи с этим особое значение приобретали вопросы музыкального образования. В начале 20-х годов на Украине было установлено три типа музыкальных учебных заведений: музыкально-профессиональные школы, готовившие специалистов средней квалификации, музыкальные техникумы, вы-пускавшие исполнителей высшей квалификации, и музыкально-драмати-ческие институты, где обучались композиторы, теоретики, дирижеры.
После трагической гибели Н. Леонтовича правительство Украинской ССР приняло решение об увековечении памяти выдающегося композитора. Все его творческое наследие было объявлено всенародным достоянием, были приняты меры для издания и пропаганды его музыкальных произведений. В Киеве был создан Комитет памяти Леонтовича, затем преобразованный во Всеукраинское музыкальное общество имени Леон-товича.
Комитет и Общество имени Леонтовича ставили задачу объединения национальных музыкальных сил и содействия развитию музыкальной культуры Украины. При Обществе была организована музыкальная библиотека из произведений украинских композиторов; были проведены концерты, посвященные творчеству Лысенко, Леонтовича, Стенового, Стецепко. В 1923 г. Общество основало журнал «Музика». Музыкально
этнографическая секция Общества сыграла большую роль и деле гибл рмния народного творчества. В 1922 г. вышел и спет ценнейший сборник К. Квитки «Украинские народные мелодии» (743 образца), ставший иг то>|нико\1 творчества для многих композиторов.
Один из активнейших деятелей Общества имени Леонтонича, mюрт. музыки и музыкальный критик Н. Гринченко читал лекции и док/и iu. выступал в печати по вопросам украинской музыки. Его перу припал лежит «История украинской музыки» (1922), построенная на обширном фактическом материале, впервые собранном и изученном автором.
филиалы Общества имени Леонтовича существовали в Харькове, Полтаве, Чернигове, Виннице, Житомире и других городах Украины.
В деятельности Общества были и отрицательные стороны, связанные с влиянием буржуазно-националистических тенденций; концертная, про-пагандистская и научная работа была нередко оторвана от задач советской социалистической культуры.
19 сентября 1923 г. общее собрание приняло декларацию «Октябрь в музыку!», определившую главную задачу Общества: объединение «всех активно-революционных сил Украины». В декларации указывалось на необходимость развертывания работы но художественному воспитанию рабочих и крестьян, созданию музыкальных произведений на актуальные революционные темы, на необходимость борьбы с пережитками на ционализма, «мещанства, церковщины, просвитянством, халтурой и необразованностью в музыке». Декларацию подписали М. Вериковскии, Ф. Козицкий, М. Радзиевский, Н. Гринченко, вошедшие в президиум Общества. Этот документ имел большое значение для развития музы-кальной жизни Советской Украины.
Общество имени Леонтовича превращается в музыкально-обществен-ную и музыкально-творческую организацию, руководствующуюся про-граммными указаниями Коммунистической партии в области искусства; оно развернуло массовую музыкально-просветительную работу, издало ряд методических пособий для самодеятельности, хоровых сборников, произведений на современные советские темы. К началу 1926 г. Общество насчитывало семь филиалов и объединяло до трехсот композиторов, исполнителей, музыкальных критиков и педагогов.

Развитие украинского музыкального творчества в 20-х годах было тесно связано с процессами, происходившими в области народной музыки. Наряду со старыми классическими народными песнями, с песнями
о Красной Армии, рожденными в огне гражданской войны, в это время появляются новые народные песни о мирном созидательном труде. К нч числу относятся «Вставайте, час вперед ще», «Pin за роком», песни о первых сельских коммунах и артелях — «В нас колгоспи на сел1», анти-религиозные песни и частушки — «Не йтн до церкви», «1нод1 бува згаДаеш» («Порою вспомнишь») и др. 
Много несен и дум было посвящено памяти Ленина. Среди них одра из лучших — «Не берези, верби й лози», распетая и подголосочной манере с варьированным повторением куплета:


К замечательным образцам советского народного творчества при-надлежит также дума о Ленине «Була зима з вщлигою» («Была зима с оттепелью»). Она известна в двух вариантах, почти совпадающих по тексту, но различных по музыке.
Первый вариант, музыка которого сочинена известным украинским кобзарем Ф. Кушнериком, во многом напоминает «запорожские» эпические думы. Особенно характерно вступление, построенное на мелодической заплачке с типичными речитативно-декламационными периодами («уступы») и традиционной заставкой («славословием»):


Второй вариант той же думы, созданный кобзарем Е. Мовчаном, от носится к типу думы-песни. В нем выдержан характерный для этого жанра эпический повествовательный строй музыки с патетически-взвол-нованными драматическими эпизодами. Вместе с том автор этого варианта полностью отказывается от речитативных элементов, свойственных традиционным украинским думам, придавая вокальной мелодии песенный характер:


В начале 20-х годов почти одновременно сходят со сцены Леонтович, Стеценко и Стеновой. Эстафету украинской музыки принимает группа творческой молодежи: К. Богуславский, Г. Веревка, М. Вериконский, Ф. Козицкий, В. Косенко, В. Костенко, Б. Лятошинский, Л. Ревункий.
Эти композиторы очень разнятся между собой по индивидуальному облику и характеру творческих интересов. Если Богуславский и Всрепк.1 вошли в украинскую советскую музыку как талантливые песенники, го
Косенко, Лятошинский и Ревуцкий являются по преимуществу мастерами крупных симфонических и камерно-инструментальных форм. Но иге они по-разному и в разных направлениях продолжали традиции своих предшественников. Значительное место в их деятельности занимала работа над народной песней. В этой области они развивали творческие принципы Леонтонича.
Наиболее яркое воплощение эти принципы получили в обработках М.. Вериковского н Ф. Козицкого. В сборнике М. Вериковского «10 народных песен» для хора a cappella (1921) представлены разнообразные по тематике песни: рекрутская («На город» та все бш маки»), девичьи лирические («Ой шду я в сад гулять», «Ой коли б ;той веч1р», «Ой горе, горе»), молодежная («Надобрашч yciM на шч»), бытовые («Ой сосна», «Колыбельная»), шуточная галицкая («Ой сусщко»), щедривка («Ой учора i:i вечора»). Особенно интересна обработка «Колыбельной», отличающаяся тонкой, филигранной хоровой оркестровкой. Здесь каждый голос имеет самостоятельное значение. Основная мелодия звучит у сопрано соло на фоне выдержанной квинты альтов и басов, а тенора имитируют спокойное и однообразное покачивание колыбели:

В том же году вышел цикл Ф. Козицкого «8 прелюдий-песен». Обри Лотки Ф. Козицкого более красочны, динамичны и разнообразны ио средствам выразительности, чем у М. Всриковского. Каждая предсгаи ляет собой живую законченную сценку. Козицкий широко пользуется приемами пародно-подголосочпой и имитационной полифонии, варьированием мелодии. Особенно выделяется своей виртуозностью и эффектными тембровыми находками обработка песни «Ой дуб, дуба»:


Циклом «Прелюдии-песен» Ф. Козицкий зарекомендовал себя как крупный мастер хорового письма a cappella.
Большой интерес представляет сборник Л. Ревуцкого «Сонечко» («Солнышко») для голоса или детского хора в сопровождении фортепиано. В песнях этого цикла образно раскрывается мир детских впечатлений. Композитор отобрал детские народные песни, рассказывающие о родной природе, домашних и лесных животных, иногда в сказочно-фантастическом плане. Народные мелодии и тексты оставлены им в подлинном виде, без изменений; инструментальное сопровождение «дорисовывает» мелодию, в частности средствами гармонического варьирования. Меняющийся от куплета к куплету красочный ладогармоническип «фон» создает интонационное «окружение» мелодии.
Значительными творческими достижениями были оригинальные во-кально-симфонические произведения: М. Всриковского — оратория
«Дума про д1вку-бранку (пленницу) Марусю Богуславку» (1923) и Л. Ревуцкого — поэма «Хустина» («Платок», 1923). В основу первого lit них положена народная дума об украинской девушке, пленнице турецкого султана, освободившей из неволи запорожских казаков. В оратории нашли воплощение идеи любви к родине и борьбы против иноземных поработителей. Сильное впечатление производят героические, полные взволнованной патетики мужские хоры, лирический женский хор, оли
111 I паяющий мысли о матери-родине. Драматически выразительны in I ими между Марусей Богу славкой и казаками-невольниками, по-
I iроенные на декламационных интонациях. Колоритны по музыке некоюрые «турецкие» эпизоды («молитва муэдзина», «поездка султана в мечеть»). Надо отметить симфоническую батальную сцену—бой* казаков с туркамп-янычарлмн.
В музыке оратории использованы интонации украинских народных дум «Про Мпруао Богуславку», «Про Самшла Юшку» («Про Самойло Кошку»), гак называемых «невольничьих плачей», исторических и лирических народных песен. Однако весь этот материал творчески переосмыслен и развит. Действующие лица оратории (Маруся Богуславка, невольники, турецкие персонажи и др.) наделены выразительными лейтмотивными характеристиками.
«Хустина» Л. Ревуцкого на текст стихотворения Т. Шевченко «У недшо не гуляла» («В воскресенье не гуляла») написана для смешанного хора, солистов и симфонического оркестра. Сюжет произведения глубоко драматичен. Девушка вышивает платок, ожидая возвращения своего любимого, чумака, который где-то далеко «чужие волы погоняет». Не довелось ей увидеть своего нареченного — он умер далеко от дома. Девушка с горя ушла в монастырь. Музыка выразительно передает трагедию люден, которые были лишены счастья в условиях крепостного гнета. В ней нет непосредственных заимствований из фольклора, но ее яркий мелодизм интонационно тесно связан с бытовыми народными песнями.
В годы мирного строительства возросла потребность в действенной, мобилизующей массовой песне. Основой формирования ее музыкального языка служили национальные традиции украинского фольклора и инто-национный строй старой революционной песни. Вместе с тем необходимо было найти новые интонации, соответствующие духу времени.
Среди украинских композиторов-песенников этих лет выделяется К. Богуславский. Талантливый массовик и хороший певец, он умел увлечь аудиторию. Вечера массовой песни, проводившиеся им среди рабочей, крестьянской и студенческой молодежи и бойцов Красной Армии, пользовались большой популярностью.
Тематика песен Богуславского разнообразна. Но особенно характерны для композитора песни, посвященные советской молодежи, полной оптимизма, боевого задора и веры в дело коммунизма. Богуславского можно назвать подлинным певцом нашего советского юношества. К лучшим его песням относятся «12 косарей» —о первых строителях сельскохозяйственных коммун и артелей, боевые песни-марши: «Красноармейский марш», «Слава свободе», «Нас призвали в Армию Красную». В песнях Богуславского ощущаются элементы традиционного крестьянского фольклора и революционной рабочей песни; они всегда мелодичны, доступны для массового исполнения. Вместе с тем они отличаются своеобразием и новизной. В большинстве несен Богуславского
преобладают энергичные маршевые ритмы, волевые интонации. Омет, м 'Лнижен обычно второй голос, органичеоки связанный с основной MIVIM tпт Одним из типичных образцов песенного творчества Borytviaiu нш.■ является «Юношеский марш»:


Массовое распространение получили и песни знатока народной музыки В. Верховинца, посвяшенные социалистическому труду и новому быту. Лучшие из них по характеру и стилю близки песням Богуславского: тот же романтический пафос, целеустремленность, опора на интонации народной и революционной песни. Песни-хоры «Больше надежды, братья» и «Греми, греми, могучая песня» (последняя действительно гремела в свое время по всей Украине) отличаются четкой маршевой ритмикой, лаконизмом мелодического рисунка.
Огромную популярность завоевала «Песня коллектива» Ф. Козин кого, оставшаяся на долгие годы в памяти народа. По своему складу она близка «гуртовым», протяжным народным песням:


Пользовались любовью народа «Песня кузнеца» П. Толстякова, «Кр асное знамя» и «Красное зарево» М. Вериковского, принадлежащие к типу песен-маршей.
Из более крупных хоровых произведений на современную тему вы-деляется хор «Дивный флот» Ф. Козицкого. В тексте П. Тычины говорится о советских воздушных кораблях, охраняющих завоевания Октября. Музыка хора отличается суровым, мужественным колоритом. В некоторых эпизодах использованы звукоизобразительные приемы (например, имитация гула моторов самолетов). По главное в произведении не иллюстративные моменты, а воплощение силы и могущества советской Родины.
Хоровые жанры занимали ведущее место в творчестве украинских композиторов. И если в этой области ярко проявились черты нового, то в камерной вокальной лирике 20-х годов современная тема еще не нашла отражения. Здесь украинские композиторы пока еще не выходили из сферы интимных, личных настроений. •
Некоторые романсы Б. Лятошинского, М. Вериковского отмечены чертами эстетства и субъективизма. Большей простотой и искренностью отличается вокальная лирика В. Косенко, стилистически близкая роман-сному творчеству Чайковского и Рахманинова.
Косенко внес ценный вклад и в развитие украинской камерной ин-струментальной музыки. Из его произведений надо отметить прежде всего цикл романтических этюдов дли фортепиано ор. 8, особенно траурно-трагический этюд до-диез минор, светлый, торжественный этюд ми мажор (композитор назвал его «Первомайский праздник»), меланхолический этюд сн-бемоль минор. Большой популярностью пользуются также две поэмы-легенды ор. 12, в которых спокойная созерцательная лирика сочетается с драматизмом.
К пьесам Косенко близок по характеру цикл фортепианных прелюHIM op. II Ревуцкого, отличающихся скрябинском романтической прими, п. я гостью, яркостью эмоциональных контрастов.
Как мастер фортепианного письма проявляет себя в эти годы Лятошипскмй. Но в некоторых своих сочинениях он отдал дань мрачным (ксирессионистским настроениям и искусственной усложненности музы-кального языка.
Интересен как опыт разработки украинских национальных элементов в камерной инструментальной музыке Первый струнный квартет И. Костенко (1924). Все части его 'основаны на подлинных народных напевах «ли на близких фольклору интонациях.
К середине 20-х годов относятся первые успехи украинских ком-позиторов в жанрах симфонической музыки. Первенцем украинского советского симфонизма по праву следует считать «Веснянки» М. Вериковского (1924).
В основу этой симфонической сюиты положены подлинные народные песни. Композитор обратился к одному нз любимейшнх жанров украинского народного творчества, связанному с весенним пробуждением природы. Весь строй образов произведения отвечал «весеннему» настроению советских людей в первые годы мирного строительства. По методу разработки народных мелодий «Веснянки» близки к циклу Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра».
Первая часть — «Запев» — написана на тему веснянки «1з-за гори чорна хмара за горою синя». Общий характер «Запева» — лирический, задумчивый; мелодия, как в куплетной песне, повторяется без изменений, но каждый раз приобретает новое «освещение» благодаря различной форме изложения и инструментовке. Те же приемы изложения и развития тематического материала применяются во второй части («Невеста»), основанной на старинной свадебной песне «HapiBно, ми тво1 гостЬ. Но в среднем ее разделе намечаются элементы вариационной разработки и ладотонального развития темы. В третьей части варьируется мелодия изящной веснянки «Ягелки» («Ягнята»). Четвертая часть «Ом весна, весниця» привлекает внимание ладовым своеобразием мелодии с увеличенной квартой в основании звукоряда (лидийский лад). В основу пятой, последней части, «Зеленый шум», положена мелодия танцевальной песни «Ой нумо, нумо, зеленого шума». Это картина веселых хороводов, «гуртовых» игр, песен и плясок молодежи. Тема народной песни получает здесь более широкое развитие, чем в предыдущих частях.
«Веснянки» Вериковского — произведение глубоко национальное, уходящее своими корнями в народное искусство, вполне зрелое по мастерству и вместе с тем простое и доступное массовому слушателю.
Я
. Значительные изменения в музыкальной жизни Украины происходят в середине 20-х годов. Общин рост музыкальной культуры и
усложнение задач художественно-воспитательной работы потребовали новых организационных форм. .
В 1928 г. в тогдашней столице Украины Харькове была создана Украинская филармония (Укрфил), возглавившая всю концертную работу в республике. Филармония объединила лучшие исполнительские силы республики и ряд высококвалифицированных музыкальных коллективов. В крупнейших городах Украины регулярно устраивались симфонические концерты под управлением таких дирижеров, как
A. Маргулян, В. Пирадов, К. Дорошенко (Харьков), И. Прибик, С. Столерман, В. Фемелиди (Одесса), В. Бердяев, М. Радзиевский,
B. Смекалнн, Л. Брагинский (Киев). Наличие постоянно действующих ансамблей стимулирова-то творчество композиторов в области симфо-нической и камерной инструментальной музыки.
В 1930 г. в Харькове состоялся первый Всеукраинский конкурс пианистов, среди лауреатов которого был ныне известный украинский композитор К. Данькевич. Конкурсы музыкантов-исполнителеп спо-собствовали выявлению талантливой молодежи.
В 1925 г. начала работать радиостанция в Харькове. В последующие годы сеть радиостанций раскинулась во многих городах и сельских районах Украины. Радио стало одним из могучих средств музыкальной пропаганды и эстетического воспитания народа.
Творчески и организационно укрепляются музыкальные театры. На оперной сцене выдвигаются молодые артистические силы. Среди них были 3. Гайдай, О. Колодуб, А. Ронская, О. Чишко. В музыкальных театрах Украины работали режиссеры М. Дисковский, И. Лаиицкий,
B. Манзий, художники А. Петрицкий, А. Хвостов и др. Значительно расширяется репертуар. Во второй половине 20-х годов было поставлено много русских и зарубежных классических опер на украинском языке. Осуществлялись постановки новых произведений русских советских композиторов (оперы «Орлиный бунт» А. Пащенко, «Прорыв»
C. Потоцкого, «Северный ветер» Л. Книппера, балеты «Красный мак» Р. Глиэра, «Золотой век» Д. Шостаковича). Важнейшим событием было появление на оперных сценах первых украинских советских опер и балетов — «Взрыв» и «Черноморская дума» Б. Яновского, «Разлом» В. Фемелидп, «Яблоневый плен» О. Чишко, «Кармелюк» и «Карпаты» В. Костенко, «Золотой обруч» Б. Лятошинского.
Рост исполнительской культуры способствовал обмену творческими силами с другими республиками, и в первую очередь с Советской Россией. 11 февраля 1929 г. в Москве, в Колонном зале Дома союзов, состоялась творческая встреча деятелей литературы и искусства России и Украины, яркая демонстрация нерушимой дружбы двух братских народов. После доклада наркома просвещения А. Луначарского состоялся концерт с участием русских и украинских писателей и артистов, в их числе были М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинскнй, В. Косенко.
Одной из форм сближения профессионального и самодеятельно, искусства были «Дни музыки», проведенные в 1926—1927 годах и,, ’ лозунгами: «Октябрь в музыку!», «Долой музыкальную неграмо, ность!». «Дни музыки» с участием самодеятельных и ггрофес^ион«л| дых коллективов состоялись более чем в 40 городах и 120 сельск,, местностях. Достижения городской и сельской самодеятельности бы.ц^ показаны на первой Всеукраинской олимпиаде самодеятельного иску,, ства в Харькове в 1931 г.
Новые народные песни, зазвучавшие в быту, на смотрах еамодр}| тельности, отражали борьбу за выполнение планов пятилет ц, высмеивали и изобличали шкурников, прогульщиков, кулаков. Почт-/ каждое предприятие, каждый колхоз создавали на «злобу дня» сц,^ песни и частушки, имевшие большое агитационно-политическое зн;, чение. К лучшим из них можно отнести песни о строительстве Дне,, рогэса— «Ой браття, браття», «Сто'|'ть скеля над Дншром», о стро|, тельстве Харьковского тракторного завода — «Ой то в пол1 не вггри*' «Серед поля на иросторЬ, о коллективизации — «Довго спала я, лянка», «Як у нашому селЬ, «У кому Hi добре жити». Новые чер^! ( проявляются в мелодике этих песен: из привычных народно-песенщ,, * интонаций отбирались наиболее активные и жизнеутверждающие. 3;, метные изменения претерпевают припевы, нередко прнобретавцц|(1 черты танцевальности.
Во второй половине 20-х годов в украинскую музыку вливает^ новый отряд молодых композиторов, которые выросли уже в советсщц годы под руководством таких мастеров, как С. Богатырев, В. Золот;| рев, Б. Лятошинский, В. Косенко, Л. Ревуцкий. В их числе бы,:. В. Барабашов, В. Борисов, Д. Клебанов, Н. Коляда, 10. Мейту^ В. Нахабин, В. Рыбальченко, М. Тип, Г. Финаровский, А. Штог;и’ ренко н др.
Выдвижение новых молодых сил вносит значительные изменения , жизнь и деятельность творческих организаций. Общество имени Лео|, товича не могло справиться с новыми задачами, встававшими пер художественного уровня и идейной ценности для повышения худоя. Яновского и «Пан Каневский» (1930) М. Вериковского. Балет «Ференджи» сюжетно близок «Красному маку» Глиэра и написан под несомненным влиянием последнего. Однако музыка Яновского неровна и стилистически противоречива. Неоправданно большое место отведено в ней джазовым элементам.
Более удачен балет «Пан Каневский», написанный М. Вериковским на сюжет известной украинской народной песни «Про Бондар1вну» (в новой редакции автор так и назвал его «Бондар1вна»). На фоне борьбы народа за свое освобождение развертывается личная драма дочери ремесленника-бондаря Любины. Ее любви к крепостному парубку Ярошу препятствует граф Николай Потоцкий, прозванный паном Каневским, от руки которого и гибнет девушка. Друзья Яро ша — повстанцы — учиняют справедливый суд над крепостником. Музыка балета насыщена мелодиями народных песен и танцев. Особенно ярки сцепы девичьих хороводов, игр, связанных с поэтическим обрядом встречи весны. Чудесные народные веснянки разработаны композитором с тонким проникновением в их характерный национальный склад.
Ho-прежнему большое место в творчестве композиторов занимали обработки народных песеи. Здесь прежде всего надо назвать два цикла Л. Ревуцкого — «Галицкие песни» и «Козацкие песни» (1926). Сохраняя в вокальной партии народную мелодию неизменной, композитор создает фортепианное сопровождение, отличающееся богатством ладогармоническнх красок и разнообразием приемов изложения.
Новым словом украинской камерной инструментальной музыки были произведения Л. Ревуцкого, в основу которых положены подлинные народные мелодии или же собственные темы, сочиненные в народном духе: «Песня» и «Юмореска» для фортепиано, цикл детских фортепианных пьес, «Интермеццо» для скрипки, «Баллада» для виолончели. В этих сочинениях композитор возрождает и развивает традиции инструментальной музыки И. Лысенко.
Ценным вкладом в развитие украинской камерно-инструментальной музыки были Второй струнный квартет (1926—1928) В. Борисова, «Вариации на народную тему» (1926) II. Вилинского, «Фрагменты на украинские темы для фортепиано» (1926) А. Дашевского, Второй струнный квартет В. Костенко, Фортепианный квинтет (1927—1928) М. Скорульского и в особенности инструментальные произведения
К Косенко — «Классическое трио» для фортепиано, скрипки и виолоичели (1928), соната для скрипки (1927), «11 этюдов в форме старинных танцев» для фортепиано (1928 — 1930).
Множество массовых песен и хоров было посвящено темам инду-стриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, между-народной пролетарской солидарности и обороны советской Родины. К наиболее популярным образцам песенного творчества этих лет относятся «Гей поехал сын» Г. Веревки, «Песня тракториста» А. Лебелинца, «Красные казаки» Н. Коляды, «Винтовочка», «На страже семи республик» В. Борисова, «На линкоре», «Цвела, цвела калинонька» К. Богуславского, «Наша песня» В. Костенко, некоторые песни М. Тнца, В. Верховинца, В. Смекалина и др.
Современная тематика проникает и в камерные вокальные жанры. Советской действительности посвящены выразительные романсы
В. Костенко («На майдане», «Иду с работы я, с завода», «Мобилизуются тополи» ;на слова П. Тычины, 1927—1928), Н. Коляды («Люблю я дымные фонтаны», «Весенний день»).
Лучшие сочинения украинских композиторов этих лет получили признание не только у себя в республике, но и во всем Советском Союзе.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей