|
|
|
|
|
Гауди «конструктор 1900» мастер своего дела, строитель из камня, железа, кирпича. Его слава очевидна сегодня в его собственной стране. Гауди был большим художником ». Однако своеобразие новаторства Гауди в сфере формально-эстетических поисков заключалась в том, что прогресс строительной техники, в частности появление железобетона, он использовал для имитации в своих сооружениях органических форм природы, подражая сложные конфигурации и линии, присущие скалы, дереву, ракушки. В декоративном оформлении зданий Гауди также использовал самые разнообразные формы и мотивы растительного и животного мира.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Крупнейшим представителем испанского модерна был Антонио Гауди и-Корнет (1852 - 1926), работы которого были известны далеко за пределами страны, происходил из семьи потомственных каменщиков. Гауди получил архитектурное образование в Барселоне (окончил в 1878 Высшую техническую школу архитектуры) - городе, с которым главным образом и была связана в дальнейшем его творчество. Основные сооружения Гауди в Барселоне - это дворец Гуэль (1885 - 1889), парк Гуэль (1903 - 1908), жилые дома - Мила (1905 - 1910) и Батло (1905 - 1907), церковь Саграда Фамилия (начата в 1884). За пределами Каталонии по проектам Гауди были построены дворец епископа в Асторгу, дом дона Мариано Андрее в Леоне и др. Произведения Гауди индивидуальные. Его городские сооружения глубоко контекстуальные; в них учтены архитектурное окружение до изменения первоначального проекта с целью объединения их со средой. Их образ духовно насыщенный, метафорический, даже изобразительный. Они безусловно способны «разговаривать» с людьми.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Линейная застройка по проекту Сориа и-Матта была частично осуществлена в окрестностях Мадрида. Однако градостроительные поиски Сориа и-Матта не ограничивались предложением создать дополнительные жилые районы близ Мадрида, используя существующие населенные пункты. Он рассматривал свой проект как собственный пример решения масштабного градостроительного задания. Сориа и-Матта предлагал совместить существующие города линейными городами, а пространства, образующиеся между ними, использовать как сельскохозяйственные и промышленные зоны. Быстрый рост численности населения и территории Мадрида привело к тому, что его старый центр, сформировался в конце XVIII в., Перестал удовлетворять новом потребности города и, в частности, требования к транспорту. Центр и после перестройки сохранил свою почти прямоугольную конфигурацию с характерными открытыми пространствами площадей; к самой крупной из них - Пуэрта дель Соль -приеднани десять важнейших артерий города. Начатое в 1900 прокладки новой главной городской транспортной магистрали было завершено лишь к 1930 Второй по численности населения город Испании - Барселона, главный город Каталонии, крупнейший порт, индустриальный центр страны - так же, как и Мадрид, перестраивалось крайне медленно. Только в 1854 началась разборка старых крепостных стен и постепенное формирование современной планировки города. Старый город с его узкими извилистыми улочками прорезала новая широкая городская магистраль Гран Виа Лайетана, соединившая центральную площадь города - площадь Каталонии - с его окрестностями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К концу XVIII в. испанский архитектура постепенно утратила свою яркую национальное своеобразие, которая так резко отличала архитектуру Пиренейского полуострова от остальной европейской архитектуры; к середине XIX в. она оказалась в состоянии упадка. Экономика Испании расшатывалась, промышленность страны развивалась чрезвычайно медленно. Это сказывалось и на развитии архитектуры, куда проникали новые научно-технические достижения. Когда в архитектуре Германии, Англии, Франции и других стран Европы уже начались активные поиски новых путей решения задач, поставленных быстрым развитием промышленности и внедрением новой строительной техники, испанский архитектура в течение некоторого периода была все еще отсталой от общего развития европейской архитектуры. Расположен почти в центре Пиренейского полуострова Мадрид - один из древнейших столичных городов Западной Европы. Планировочная структура его сложилась во второй половине XVIII в., Когда сформировались основные площади и улицы города и были построены крупные общественные здания (таможни, главный госпиталь, королевский дворец) и небольшие фабричные здания, а также созданы парки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1910 был этапным в творчестве Лооса. В этом году он построил в Вене дом Штейнера - подчеркнуто прямоугольный блок с горизонтальными окнами, плоской крышей (со стороны сада) и без всякого декора. Знаменательный и интерьер дома Штейнера: в нем Лоос впервые воплотил свою идею единого пространства разделяемой завесами, прикрепленными к специально предусмотренных для этого балок на потолке. Здание на Михаэлерплац, два нижних этажа которой отводились для магазина, а верхние - для квартир (иногда это здание называют Дом Лооса).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первая архитектурное сооружение австрийского модерна - выставочное здание Сецессиона в Вене, построенная Ольбриха (1898 - 1899). Композиция главного здания сочетает несколько объемов, завершаются прозрачный шар, образованной листьями, выполнены из металла Расположенная над входом в здание надпись «Эпохе - ее искусство, искусству - его свободу», выражал основу творческого кредо этого направления, стремившегося создать свободный от прошлого стиль своего времени. Принципы Венского Сецессиона были во многом близки к творческим взглядов Вагнера.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Однако к концу XIX в. в архитектуре Австро-Венгрии обострился кризис эклектики, которая претерпела в себе несколько серьезных ударов. Одним из них был Функционалистская направление, представителем которого был Отто Вагнер (1841 - 1918). «Отправной точкой художественного творчества может быть только современная жизнь. Ведущее место в произведениях архитектуры должны занять функциональные проблемы. Архитектор, работая над проектом, должен исходить из назначения здания, а не приспосабливать интерьер с заранее заданной внешней формы ». По Вагнером - то, что не практично, не может быть красивым. Развитие конструкций тесно связан с развитием потребностей человека. Архитектор, работая над конструкциями, стремится сделать их художественно выразительными, и если потребности новые и конструкции новые, то их художественное выражение будет новым. По этой концепции следовало и новое понимание стиля, который развивается под влиянием новых потребностей, материалов, конструкций, взглядов. Эта позиция нашла отражение и в дальнейшей творческой практике Вагнера, например, в комплексе сооружений Венской городской железной дороги, строительство которой было поручено ему по результатам конкурса и осуществлялось в 1894 - 1897 рр. Комплекс, кроме станций (их было более десяти), включал видуакы, переходы, спуски (дорога была частично подземная и надземная). Все сооружения дороги были запроектированы самым Вагнером.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Застройка Ринга чередовалась с озелененными участками паркового характера. Если прокладка Ринга, который имел репрезентативный характер, было все же вызвано необходимостью связать внутренний город с пригородами и решить в некоторой степени проблему транспортного перегрузки, то другой крупный градостроительный мероприятие Габсбурга - создание Императорского форума путем расширения дворца Хофбург - преследовало уже сугубо репрезентативные цели. Принятый в 1871 проект арх. Готфрида Земпера (1803 -1879) и арх. К. Хазенауера (1833 - 1894) предусматривал создание на Ринга огромной площади. С одной стороны эта площадь застраивалась двумя на полукружьями корпусов дворца, примыкающих к существующему комплекса, а по другую сторону Ринга - двумя зданиями музеев, которые должны соединиться со зданиями дворца переброшенными через Ринг арками. Пример Вены в сфере крупных градостроительных работ последовали и другие города, входившие в состав империи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С 1848 под властью Австрии находились: Венгрия, Чехия, большая часть Польши, значительная часть земель южных славян (Хорватия, Словения) часть Ломбардии с городом Миланом, Венеция, Триест и др. Однако милитаризация режима не принесла желаемых результатов, и в 1867 император был вынужден пойти на образование двуединой монархии Австро-Венгрии. Господствующая верхушка Австрии и Венгрии поделили между собой сферы влияния в подвластных частях империи: под властью Австрии остались Чехия, Моравия, Галиция, Буковина, Триест; в Венгрию отошли Словакия, Хорватия, часть Румынии (Трансильвания). Во второй половине XIX в. интенсивно развивается промышленность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В работе Веркбунда участвовали многие влиятельные архитекторов Т. Фишер, Г. Тессенов, Р. Римершмид, К. Шмидт, Г. Пельциг, А. Ван де Вельде, П. Беренс. Самым ярким представителем и последователем идей Веркбунда в употреблении их к архитектуре был Вальтер Гропиус (1883- 1969). Он получил архитектурное образование в Мюнхене и Берлине, а затем в течение трех лет работал в Беренса, участвуя в проектировании промышленных объектов для фирмы АЭГ. В 1911 - 1912 гг. Он построил фабрику «Фагус» в Алфёльд - здание, в котором впервые прием отделения несущей конструкции от ограждения получил полноценное архитектурное выражение . Гропиус превратил внешнюю стену на прозрачный экран из стекла и металла, консольно навесив ее впереди опор и тем самым в полной мере обнаружив ее неконструктивный характер. Еще более выразительный здесь прием исключения угловых опор (межэтажные перекрытия выступают консольно). Углы здания оказываются таким образом прозрачными и легкими.
|
|
|
|
|
|
|