Крупнейшим представителем испанского модерна был Антонио Гауди и-Корнет (1852 - 1926), работы которого были известны далеко за пределами страны, происходил из семьи потомственных каменщиков. Гауди получил архитектурное образование в Барселоне (окончил в 1878 Высшую техническую школу архитектуры) - городе, с которым главным образом и была связана в дальнейшем его творчество. Основные сооружения Гауди в Барселоне - это дворец Гуэль (1885 - 1889), парк Гуэль (1903 - 1908), жилые дома - Мила (1905 - 1910) и Батло (1905 - 1907), церковь Саграда Фамилия (начата в 1884). За пределами Каталонии по проектам Гауди были построены дворец епископа в Асторгу, дом дона Мариано Андрее в Леоне и др. Произведения Гауди индивидуальные. Его городские сооружения глубоко контекстуальные; в них учтены архитектурное окружение до изменения первоначального проекта с целью объединения их со средой. Их образ духовно насыщенный, метафорический, даже изобразительный. Они безусловно способны «разговаривать» с людьми. Архитектура Гауди, существенно связана с прошлым, направленная в будущее. В этом смысле можно согласиться со словами Ч. Дженкса «архитектура должна быть многозначной». Творчество Гауди стала квинтэссенцией декоративизма, пластики модерна и его символизма. Архитектура А. Гауди - это зрелище, праздник, своеобразная декорация. Гауди широко использовал в декорациях изобразительные, главным образом растительные мотивы, развивая традиции готики и барокко, символично изобразительной архитектуры. В арсенале выразительных средств барселонского мастера особое место занимает свет, как сильный художественный прием. В Гауди свет не просто эмоционально насищувало среду и часто создавало неожиданные эффекты экспрессионистов, оно вносило в архитектуру элементы игры, сказочности, театральности.