|
|
|
|
|
Мастера, которые по-настоящему непобедимы в бою, никогда не изучали только технику. Форма духовного состояния необходима, это может сформировать «мастера в себе». Надо понимать, что практик спокоен всё время, до момента, когда полностью раскрывает все свои силы перед лицом смертельной опасности. Надо владеть животными рефлексами своего тела, дисциплинировать ум, чтобы он оставался холодным. Тело не может быть действенным, если оно сковывается стабильными и сильными мыслями, В 17 веке появилось новое течение в боевых искусствах, это Школа Интуиции (ЙОМЕЙ ГАККУ), вышедшая из китайской школы ВАНЬ-ЯН-МИН. Согласно с этой школой: «знание есть начало действия и действие есть исполнение знания». Эта новая философия, пронизано китайской утонченностью, быстро комбинируется с течением националистических мыслей очень развитых во времена царей Токугава. Отсюда эти формулы пришли в боевое искусство, где проявилась в идее скрытого обучения технике.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Джиу-джитсу наряду с другими дисциплинами будо подразумевает, что надо систему воспринимать как айсберг: часть более интересная предполагается скрытой. Можно остановиться на видимой части – это комплекс приёмов удовлетворяющих простым любителям полезных рецептов в рукопашном бою или в самозащите.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТРАДИЦИИ Когда джиу-джитсу стало ещё одним боевым искусством, оно имело свои определенные правила и свою этику, как и все боевые искусства БУ-ДЖИТСУ. В истоках школы находятся основатели (соке, содай и йосей) и, в большинстве случаев, сверх естественная помощь, божественный вклад (тенсин-со), мечта, призрак, внезапное вдохновение, после долгого уединения (отшельничества) в горах, периода суровой дисциплины (сугио). Эта связь между человеческим замыслом и внезапным божественным провидением, достигнутые нечеловеческими усилиями постоянны в японских боевых искусствах, вмешательство внешних сил это поручительство школе. Основатель есть один истинный мастер (сихан, еще одно определение - мейдзин для гениального мастера, который в совершенстве владеет телом) и он не имеет ранга, потому что он свободен для своих учеников (мондзин). После его смерти другой профессор (сэнсей) берет в свои руки факел в общей семье сихана. Это может быть его сын, но, если он не имеет силы, то поручает свое искусство и все архивы лучшему ученику (дзюкугасира).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Джиу-джитсу имеет в Европе довольно давнюю историю. Можно вспомнить трех авторов Старого Света, которые оставили нам в наследство свои знания. Так график Альбрехт Дюрер издал в 1512 году труд посвященный фехтованию и иллюстрированный серией рисунков, где он объяснял, как побеждать голыми руками вооруженного человека. Фабион Фон Ауэрсвальд опубликовал, в 1539 году свой труд «Искусство борьбы». Так, особенно голландец Николас Деттер, который сделал в своей книге опубликованной в Амстердаме в 1674 году 71 набросок приёмов борьбы известной тогда на Западе. Следует отметить значительное сходство этих набросков с теми, что японцы преподали нам впоследствии... Надо ли считать это оригинальной европейской разработкой или допустить, что имел место обмен в контактах первых мореплавателей с империей Восходящего Солнца? Не столь важно. Как бы то ни было, искусство джиу-джитсу в Европе не имело таких проблем, как в 16 это же время в Японии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТАЙХО-ДЖИТСУ. Эта система нападения и защиты обычно используется силами полиции. В 1924 году Учебная Комиссия сделала установку создать школу в Токио, где обосновались высшие мастера разных направлений будо, особенно кен-джитсу и дзюдо (такие как Нагаока, Мифуне, Накано и Сато), позже туда приехал Оцука основатель Вадориу и Йоригучи мастер стрельбы из пистолета, занимавшийся до этого английский боксом, включенным в его систему. Всё это приняло название ТАЙХО-ДЗЮЦУ в 1947 г и стало руководством для полиции. Так как силы полиции довольно часто и довольно жестко сталкивались с агитаторами всего крайнего (как правыми, так и левыми, часто это были те же самые мастера боевых искусств), они понимали реальную необходимость ТАЙХОДЖИТСУ. К тому же эта система видоизменялась, дополнялась и совершенствовалась непрестанно (последняя официальная модификация была принята в 1968 году) и 15 предвидела все возможные ситуации также предполагающие, что полицейский загроможден каской, жилетом, кобурой с пистолетом и перчатками и т.д. Основной принцип остался, однако причинять каждый раз как можно меньший ущерб агрессору, который должен быть арестован.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Кисомару Уешиба, сын основателя, как и Коичи Тохеи продолжали линию покойного мэтра Уешиба – Кендзи Томики, приравненный к высшей степени дзюдо, преподавал в Кодокане метод айкидо, как лучший метод самообороны и систему физвоспитания в общей практике (основные аспекты оставленные на пути мэтра Уешиба) – Гозо Сиода, который основал Йосинкан, преподавал Йосин-айкидо, технику очень близкую к айки-джитсу, с большим реалистическим подходом к рукопашному бою, оставив духовный подход довольно близкий к айки Уешиба. – Минору Мошизуки преподавал в своём Йосейкане айки, приравненное к древним формам боя. – другие старые ученики Уешиба пропагандировали современнее айки, стремящееся к жесткости, далее видим мы все полезные формы самозащиты и все выжившие направления древних форм айки-джитсу такие как: - Хираи: КОРИНДО-АЙКИДО; - Инуе: СИНВА-ТАЙДО; - Оцуки Ютака: ОЦУКИ-РЮ; - Хоси Тецуоми: КОБУ-ДЖИТСУ; - Тананка Сетару: СИН-РИАКУ-ХЕЙКО; - Ногуши Хенриукен: СИНДО-РОКУГО-РЮ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После 1895 года в Токио был основан ДАЙ НИППОН БУТОКУКАЙ – национальный орган для обеспечения в новой Японии сохранения воинских дисциплин классическое эпохи. Это было своевременно. В каждом искусстве назначались лучшие мастера для преподавания, главным образом имеющие отношение к благородным дисциплинам (т.е. употребляющие оружие), но равно дзюдо и айкидо. Создание этого органа это признак перемены отношения, более благоприятного отныне к возрождению древних традиций в частности джиу-джитсу. Это объясняет, что до признания дзюдо и айкидо, двумя «великими» системами, другие древние системы шли до возрождения более или менее одинаково.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хотя свободно освоив в первое время учебы технику ATE-ВАЗА (или АТЕМИ: технику ударов) ни Кано, ни Уешиба не сделали их центральными элементами своих уважаемых методов. Первый – потому что они не могут применяться безопасно в, главным образом, воспитательной установке дзю-до, второй – потому что они есть формальное противоречие глубокому миролюбию айкидо. Между тем, считается, что искусство ударов было влиянием Китая, имевшем большое место в древней Японии. Но существует разница между Китаем и тем, что было создано, начиная с 17 века, на Окинаве.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второе большой исследователь древних техник развивавшихся в Японии в прошлые века, но более специализирующийся на айки-джитсу, был Морихеи Уешиба (1883 – 1969). Хилого телосложения, как и Кано, он окунулся в источник старого джиу-джитсу. В 1901 году он приехал в Токио и там продолжил помимо своей работы, занятия КИТО-РЮ у Тозава Такусабуро. Два года спустя он предпринял обучение ЯГЮ-СИНКАГЕ-РЮ под руководством Накае Масакацу, который преподавал одновременно джиу-джитсу и кенджитсу. Тесная связь между айкидо и кендо установилась в это время. В 1905 году во время русско-японской войны он служил солдатом в Маньчжурии и воевал на севере Китая, где нашел контакт с другими местными системами рукопашного боя. Мало-помалу он пополнил свои знания. В 1910 году, находясь на Хоккайдо, земле ещё малонаселенной и походящей на «Дикий Запад», которая управлялась Японией, Уешиба обосновался среди колонистов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если Дзигоро Кано не был первым, кто обратил своё внимание на синтез древних техник, то он стал первым, кто ввёл в университетское воспитание древнюю технику БУДО в качестве одной из основных дисциплин. В юности имея хрупкое здоровье, Кано (1860 – 1938) решил посвятить себя занятиям спортом, занявшись сначала гимнастикой и бейсболом, спортом привезённым, с Запада волной модернизма (знаете ли вы, что родоначальник дзюдо основал в 1878 году первый клуб бейсбола в Японии). Но водоворот жизни привел его к джиу-джитсу. В начале 1877 года в Токийском университете он начал заниматься ТЕНДЗИН-СИНЬЁ-РЮ под руководством Фукуда Хачиносуке, старым учеником Исо Матаемон, основателя школы.
|
|
|
|
|
|
|