|
|
|
|
|
Аннулировать атаку захватившего Вас противника, нанеся ему сильный удар – это первый природный рефлекс, часто безусловный. Многие школы джиу-джитсу делают упор на АТЕМИ (АТЕ – удар, МИ – тело). Школы, известные своей техникой, используют АТЕМИ как необходимость для «подготовки почвы» к завершающему проведению броска или выведению из равновесия. Некоторые стили, такие как КЕМПО развивают учение ударов, отточенных и крайне рациональных (как созданное на Окинаве КАРАТЕ). Классические стили джиу-джитсу никогда не считают удар самоцелью. Можно начинать ударом и заканчивать, но мастерская часть защиты есть броски и контролирующие захваты, в этом и заключаются методы джиу-джитсу, как способа победы гибкостью, лучшего использования энергии противника.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Элементы ответных действий в СЕН-НО-СEH или ГО-НО-СЕН (см. таблицу) представленные на следующих страницах проистекают из трёх принципиальных источников: – школы джиу-джитсу, которые принципиально не использует силу против нападающего, и которые выводят его из равновесия, используя чистую технику. Целью их служат броски лишение противника точек опоры, затем, если возможно, контролирующий захват на земле. – школы айки-джитсу, использующие принцип присоединения своих движений, к силе, которая вытекает из эффекта вращения (раскручивания) к таким же движениям ТОРИ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Традиционное джиу-джитсу, искусство самураев, практикуется в ХАКАМА (юбкаштаны опускающаяся до лодыжек), которые являются знаком отличия в социальном положении. Так же в рукопашном бою позволяют скрывать свои перемещения или движения ног, готовящихся к перемещению, от чего зависит эффект внезапности. Однако мы отказались от этого на фотографиях, предпочитая позировать в кейкоги (одежда для тренировок классического дзюдо и каратэ). В конце концов, не важно, в какой одежде вы занимаетесь, важно оставлять движения свободными. В конце пршлого века тренировки в додзе джиу-джитсу практиковались в кейкоги – в штанах и куртке с очень короткими рукавами. В наше время в додзё Японии и Европы, где преподают джиу-джитсу, борцы носят кейкоги дзюдо или каратэ (кейкоги дзюдо более прочное т.к. предвидится сопротивление при захватах и бросках, поэтому оно используется чаще). – Когда защищаетесь – бросайтесь в действие, двигайте ваше тело как единое целое. – Избегайте сопротивления сила на силу, даже если расположение в вашу пользу. Вы отказываетесь от принципа мягкости, что может служить на пользу противнику.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все традиционные школы основывались на более или менее сформированной физической подготовленности занимающегося, его натренированном и закаленном теле. Их техника с веками эволюционировала: изменялась, порой истощалась (беднела), порой обогащалась, смотря по мировоззрениям их мастеров и последователей. Некоторые системы отдают предпочтение тому или иному типу техники, но большая часть из них употребляет комбинации. В результате все пришли к мнению, что успех в бою много меньше зависит от техники, чем от обстоятельств ее применения, что предполагает понятия гибкости, которые мы объясняли выше.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лучшее, что есть в сплаве оригинальной техники – общий принцип джиу-джитсу: способ умственной победы, в котором надо удержать идею гибкости в более широком смысле как физическом, так и умственном. Термины ДЖИУ (гибкость), ВА (согласованность) или АЙ (гармония), которые встречаются так часто в названиях древних техник и в описании принципов, которые ими управляют. В этом нужно видеть не только некоторую физическую гибкость, но ещё «умственную ловкость», способную извлекать максимальную выгоду из текущего момента. Эту мысль подчеркивал Дзигоро Кано, объясняя свое понимание «гибкого пути» 22 СЕЙРИОКУ-ЗЕНЬЁ: «наилучшее употребление энергии» или «максимум эффективности при минимуме энергозатрат» формула, применяемая не только в бою, но и в любых жизненных обстоятельствах. Это соответствует известному понятию ДЗЮ-НО-РИ – принципу мягкости, податливости (ДЗЮ-ЙОКУ-ГО-О-СЕЙ-СУРУ: мягкость есть искусство жесткости). Но дзюдо получило эти аксиомы в наследство от старого джиу-джитсу. Так у Терада Какимон, мастера КИТО-РЮ одновременно, основателя ДЗЮКИСИН-РЮ имелась формула: карада-о-шите-сейшин-ни-дзюдзюн-нарашимеру-джитсу (искусство тела послушного уму).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно с тем, что атака выполняется с различных дистанций – большой (ТОМА), средней (МА) или очень короткой (ШИКА-МА), ответная реакция может быть разнообразной. Это зависит от ограничений времени для поисков ответных действий (время рефлекса) и возможного расположения тела по отношению к углу атаки (уклон широкий или короткий или невозможность уклона). Оценка дистанции необходима для выбора типа атаки: 21 длинная дистанция для атаки ногой или рукой атака рукой может удлиняться оружием и зависит от уровня техники противника.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, свободный от всех ненужных идей ум остается в тревожном (настороженном) состоянии, текучем, готовым к действию или противодействию (ЗАНШИН) и он должен также быть в сердце действия. Когда выполняется атака надо сначала думать о защите, но ум не должен терять от этого инициативу. С начала и до конца действия противник должен направляться по намерению, и техника без этого намерения равнозначна приведению к проигрышу. Также не должно, быть никакого разрыва между действием и контратакой. Ограничение действий противника предупреждающими атаками тоже есть защитные действия. Это то, что объясняет Деншо в древней «Книге секретных принципов», приводящей инициативу в бою в трех основных формах: СЕН (или сен-сен-но-саки): атаковать, первым, когда бой неизбежен. Это инициатива чисто атакующая, которую можно определить как предупреждающее действие, позволяет захватить преимущество в дальнейшем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда происходит рукопашная схватка нельзя допускать в управление телом предвзятые идеи. Надо решать технические задачи мгновенно согласно с данной ситуацией: не забывайте, что это происходит непрерывно. Все действия: атака, защита и контратака различны и ум не должен фиксироваться на чем-нибудь одном (ЗАНШИН), и тело не должно быть закрепощенным. Тело и ум не должны быть сосредоточенными около одной важной 20 цели, победа должна быть достигнута любыми средствами. Это понятие своевременности и согласованности с действиями противника находится уже в РЮКО-НО-МАКИ, древней трактовке боевого искусства: «Куреба мукае, сареба окуру» (противник приходит - мы встречаем, он уходит - мы сопровождаем). «Го – го – дзю, ни – хаши – дзю» (5 и 5 будет 10, 2 и 8 будет 10). Эта формула напоминает, что если противник толкает с пятью единицами силы, то мы должны тянуть с пятью другими единицами силы, он свалится на землю с силой в десять единиц. Если он тянет с двумя единицами силы, то мы дополняем его движение толчком в восемь единиц, он падает ещё быстрее с десятью единицами силы. Это гармония с движением противника, и тот же результат может быть достигнут разными способами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятие понятия ХАРА (также известного как САЙКА-ТАНДЕН или ТАНДЕН) только первый этап. Мастер джиу-джитсу не считает, что эта точка только нематериальное понятие. Исходя из чисто физической точки зрения, это центр тяжести человека. В процессе защитных действий эта точка перемещается и не нужно понимать движение рук или ног как функцию космического варианта этой точки. Она может двигаться вертикально, горизонтально или по диагонали. ВЕРТИКАЛЬНО: известно, что у нормально стоящего человека эта точка находится высоко. Путем сгибания колен опускается центр тяжести вниз для лучшей устойчивости, этот же принцип используется для ударов атеми и бросков. В одном случае тело укореняют в земле, играющей роль массы (см. вторую часть). В другом случае выводят противника из равновесия, поворачивая его вокруг собственного центра тяжести, который находится выше вашего.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сила внешняя и сила внутренняя. Два термина используются для обозначения силы тела: ШИКАРА и КИ. ШИКАРА представляет собой мускульную силу тела, которую можно развить до некоторой степени физическими упражнениями приспособляемыми и легко придумываемыми.
|
|
|
|
|
|
|