Навигация
Обмен ссылками

 
автор: DARK-ADMIN
Значительные успехи в развитии профессиональной музыкальной культуры Белоруссии были достигнуты уже в первые годы Советской власти, несмотря на крайне тяжелые условия, связанные с немецкой оккупацией в 1918 году, а затем навязанной народу войной против пан ской Польши.
Развернулась работа по эстетическому воспитанию трудящихся масс. Важную роль сыграла в этом отношении организация народных консерваторий в Витебске (1918), Минске (1919) и Гомеле (1919). Желающих учиться было много. Достаточно сказать, что в Витебскую консерваторию было подано около двух тысяч заявлений от трудящихся и их детей.
Народная консерватория в Витебске вела большую музыкально-просветительную работу. Местная газета «Известия» сообщала: «Отделом городского хозяйства предоставлен бесплатно Совету Народном консерватории 4 раза в месяц городской театр с отоплением и освещс нисм для устройства бесплатных симфонических концертов для трудящихся города» *.
Концерты симфонического оркестра, руководимого П. Малько, при-влекали многочисленную аудиторию. «Популярность концертов местного Союза оркестрантов под управлением Н. Малько с каждым разом увеличивается, — сообщала та же газета. — Успех всесторонний. На 2-м концерте публики был полный театр» . Силами педагогов консерватории проводились камерные концерты. Картину интенсивной художественной жизни города дополняли гастроли театральных и концертных коллективов. Ансамбль .Московского народного дома познакомил горожан с операми «Евгений Онегин», «Демон», «Русалка», «Аида», «Риголетто», «Кармен». Частым гостем Витебска был Петроградский государственный балет, показавший «Лебединое озеро», «Жнзель*.
 
 
автор: DARK-ADMIN
С окончанием гражданской войны и переходом к мирному строительству советское музыкальное искусство вступает в новую полосу развития. Перед ним встают большие и многообразные задачи, неразрывно связанные с развертывающейся по всей стране грандиозной созидательной работой, в которую вовлекаются миллионы людей.
В итоге победы, одержанной народами СССР над войсками иностранных интервентов и контрреволюционными белогвардейскими бандами, советский строй восторжествовал на всей территории нашей страны, за исключением прибалтийских республик и временно отторгнутых западных областей Украины и Белоруссии. По идее и плану
В. И. Ленина был создан новый тип многонационального государства, основанного на равноправии и дружбе всех входящих в него народов,— Союз Советских Социалистических Республик.
Первый съезд Советов СССР, открывшийся 30 декабря 1922 г., принял «Декларацию образования СССР», которая была положена в основу разработанной затем конституции. Эта конституция закрепляла нерушимую дружбу народов Советского Союза, сложившуюся в ходе их общей борьбы против царизма и иомещичье-буржуазного гнета, и создавала условия для дальнейшего успешного продвижения по пути к социализму.
М. И. Калинин писал в связи с пятилетием конституции: «Восстановление Украины, Узбекистана, Грузии, Армении, Азербайджана, Туркменистана и др. связывалось с победой над царизмом, связывалось с освобождением из-под колониального гнета великороссийского империализма; вот почему оно так дорого для этих народов. Но образовании Советского Союза открыло собою новый исторический период, который ввел нас в борьбу за более широкие и более трудные задачи, чем утверждение национальной самостоятельности. Мы работаем над тем, чтобы превратить Советский Союз в коммунистическую семью равноправных народов, чтобы тем самым раз и навсегда уничтожить возможность реставрацни такого порядка, при котором более сильные народы господствуют над слабыми».
 
 
автор: DARK-ADMIN
Народы Поволжья и Сибири вместе с русским народом вели в первые годы после Октября упорную и напряженную борьбу за сохранение завоеваний социалистической революции. Армия Колчака, поддерживаемая империалистическими державами, к весне 1919 г. захватила огромную территорию на Дальнем Востоке, в Сибири, Прнуралье и вплотную подошла к Волге. «Победы Колчака на Восточном фронте,писал Ленин, — создают чрезвычайно грозную опасность для Советской республики. Необходимо самое крайнее напряжение сил, чтобы разбить Колчака» . Все силы советского народа были мобилизованы партией и правительством на ликвидацию нависшей над Республикой Советов опасности. Благодаря мудрой ленинской стратегии и революционному энтузиазму народных масс колчаковские баиды были разгромлены, отброшены назад, а затем и совсем изгнаны за пределы нашей страны.
Эта героическая эпопея нашла отражение в песенном фольклоре всех народов — непосредственных участников великой борьбы. Новые песни о гражданской войне создавались часто на основе известных бытовавших напевов. Старинная татарская песня «Сандугач-Кугерчен» («Соловей-голубь»), в которой пелось о тяжелой доле народа, исполнялась с новым текстом революционного характера:

Мы теперь и работаем, и поем —
Вот так идет наша жизнь...
Построить коммунизм —
Такова лягая цель...
Вьгшел новый закон —
Муллам не подчиняться!

Аналогичным образом была переделана песня «Оренбург — Kapiaлы» и многие другие.
Происходят изменения и в интонационном строе народного песен ного творчества. Музыкальный фольклор народов Поволжья и Сибири lienы гипмст нлнниш старой революционной песни и новых русских соiti i i Kiix несен. которые получают у них широкое распространение в годы грамма некой войны. Новые интонационные черты проявляются и в мо.ю н /кных песнях «Комсомолка Нэфнсе», «Асилэсе-Василэсе».
 
 
автор: DARK-ADMIN
Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала коренной перелом в жизни народов Средней Азии, открыв перед ними новые, невиданные ранее перспективы экономического и культурного подъема. К весне 1918 г. Советская власть утвердилась на всей территории Средней Азии и Казахстана за исключением Хивы и Бухары. 30 апреля
1918 г. была провозглашена Туркестанская Автономная Советская Со-циалистическая Республика.
С началом гражданской войны и иностранной военной интервенции Советский Туркестан, охваченный кольцом фронтов, был отрезан от основной территории Страны Советов. Непрекращавшиеся военные действия и контрреволюционные мятежи мешали систематическому раз-вертыванию культурного строительства. В сентябре 1919 г. войска Туркестанского фронта, разгромив действовавшие в этом районе бе-логвардейские банды, восстановили связь Туркестанской АССР с ос-новными центрами страны. Осенью 1920 г. была окончательно освобождена территория Казахстана.
Искусство активно служило делу защиты завоеваний Октября. Фронтовые агитбригады помогали народу в его борьбе средствами песни, художественного слова, театрального действия. Они состояли из русских и местных национальных музыкально-театральных трупп и были своеобразной школой интернационального воспитания.
Участник выступлений на Ферганском фронте режиссер Музаффар Мухамедов рассказывает: «Спектакли и концерты проходили в те дни необычайно. Все население нашего агитпоезда было вооружено... Это н неудивительно. Кругом были басмачи, поэтому часто спектакли пре-рывались длительными перестрелками»В такие моменты артисты брали винтовки и вместе с красноармейцами принимали участие в боях.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Боевое единство эстонского и русского рабочего класса в борьбе за Советскую власть нашло выражение в песнях, с которыми трудящиеся Эстонии плечом к плечу со своим старшим братом, российским проле-тариатом, шли на штурм капитализма в 1917 году.
Русские революционные песни, известные в Эстонии и раньше, по лучили особенно широкое распространение в период подготовки Вели кой Октябрьской революции. Рабочие хоровые коллективы пропаган днрОвали революционную песню на фабриках и заводах.
Песня сопровождала рабочие колонны на первомайской демонстрации 1917 года. Попытка буржуазии придать этой демонстрации пацифистский оттенок с помощью лжепатриотических песенок об «отчизне» и «братстве» потерпела провал.
В августе того же года три тысячи детей с большим подъемом пели на демонстрации революционные песни.
Массовыми боевыми песнями трудящиеся приветствовали победу Советов в Эстонии 26 октября 1917 г.
Сразу после установления Советской власти в Эстонии предпри-нимаются меры к тому, чтобы сделать искусство подлинным достоянием народа. Рабочие хоровые коллективы и оркестры создавались при культурно-просветительном обществе «Валвая», при наиболее крупных профсоюзах.
26 декабря 1917 г. состоялось открытие народного дома в Олевисте; здесь часто проходили концерты-митинги, на которых выступали с док-ладами руководители эстонского пролетариата — Виктор Кингисепп, Ханс Пегельман, Яан Анвельт и др. В программу концертных отделений входили классические и народные хоровые песни, оркестровые пьесы, декламация, камерная инструментальная и вокальная музыка. Ре волюционные песни исполнялись всеми присутствующими.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Временное революционное рабоче-крестьянское правительство Литвы, созданное в декабре 1918 г., уделяло большое внимание вопросам культуры и искусства. Уже в январе 1919 г. был основан Народный комиссариат просвещения, а во многих крупных городах созданы отделы народного образования. 5 февраля 1919 г. правительство приняло постановление об охране культурных ценностей республики, которые отныне принадлежали всему трудовому народу. Наследие выдающегося литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса было национализировано, началась подготовка к печати его неизданных музыкальных произведений.
В передовой статье первого номера газеты «Дело просвещения» (орган Народного комиссариата просвещения) указывалось, что «все культурные мероприятия, все учреждения должны быть использованы не для нужд капиталистов и спекулянтов, а для просвещения широких масс» (15 февраля 1919 г.).
Октябрьская революция вызвала подъем народного творчества в Литве, дала толчок рождению новых песен. В 1918 г. рабочие Шакяйского уезда создали песню о Ленине на мотив популярной народной песни.
Возникали и другие песни, отражавшие революционные чаяния порода, например «Прочным забором отгородившиеся», «Что за времс на». Большой популярностью пользовались русские революционные песни, переведенные на литовский язык.
Временное революционное правительство проявляло заботу о развитии концертной жизни. Митинги-концерты устраивались отделом агитации и пропаганды Вильнюсского городского комитета Коммунистической партии Литвы и Белоруссии на литовском, польском и русском языках. Концерты проводились в зале Клуба коммунистов, в Вильнюсском городском зале (ныне Госфилармония), в зале польского театра (ныне Академический театр оперы и балета) и других местах.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Музыкальная жизнь Латвии, достигшая высокого развития на рубеже XIX и XX веков, приходит в упадок с началом первой мировой войны. В 1915 году прекратила свою деятельность созданная двумя годами ранее Латышская олера. Угроза немецкой оккупации заставила большую часть латышских музыкантов переехать в русские города. Здесь они нашли себе работу в симфонических оркестрах, оперных театрах, музыкальных учебных заведениях. В 1916 году состоялись латышские симфонические концерты в Петрограде, в Большом оперном .зале Народного дома (30 апреля), и в Москве в Большом театре (12 ноября). В этих концертах приняли участие столичные оркестры, .петроградские и московские латышские хоры, крупнейшие латышские оперные артисты; М. Вигнер-Гринберг, П. Сакс, А. Ребане, А. Кактннь (последние два —солисты петроградского Театра музыкальной драмы). Исполнялись произведения Я. Витола, А. Калниня, А. Юрьяиа, Э. Дар- линя, Э. Мелнгаилиса, Я. Мединя, Я- Залитиса и др.
Симфонические оркестры существовали при латышских стрелковых частях. Концертная деятельность их особенно широко развернулась с 1917 года, когда эти части большевизировались и стали активными участниками революционного движения. После Великой Октябрьской социалистической революции оркестры латышских стрелков выступали в Петрограде, Москве и других русских городах.
Созданный в Петрограде объединенный симфонический оркестр под руководством дирижера Т. Рейтера продолжал свою деятельность до августа 1918 года. Затем большинство его участников вернулось в Ригу н взшло в состав оркестра Латышской оперы. В Петрограде в 1918 году концерты проводились также Латышским центральным коммунистическим клубом; помимо солистов в них участвовали смешанный хор клуба лод руководством Б. Сосара и латышский симфонический оркестр под управлением Р. Ламберта.
 
Авторизация
Топ новостей