Значительные успехи в развитии профессиональной музыкальной культуры Белоруссии были достигнуты уже в первые годы Советской власти, несмотря на крайне тяжелые условия, связанные с немецкой оккупацией в 1918 году, а затем навязанной народу войной против пан ской Польши. Развернулась работа по эстетическому воспитанию трудящихся масс. Важную роль сыграла в этом отношении организация народных консерваторий в Витебске (1918), Минске (1919) и Гомеле (1919). Желающих учиться было много. Достаточно сказать, что в Витебскую консерваторию было подано около двух тысяч заявлений от трудящихся и их детей. Народная консерватория в Витебске вела большую музыкально-просветительную работу. Местная газета «Известия» сообщала: «Отделом городского хозяйства предоставлен бесплатно Совету Народном консерватории 4 раза в месяц городской театр с отоплением и освещс нисм для устройства бесплатных симфонических концертов для трудящихся города» *. Концерты симфонического оркестра, руководимого П. Малько, при-влекали многочисленную аудиторию. «Популярность концертов местного Союза оркестрантов под управлением Н. Малько с каждым разом увеличивается, — сообщала та же газета. — Успех всесторонний. На 2-м концерте публики был полный театр» . Силами педагогов консерватории проводились камерные концерты. Картину интенсивной художественной жизни города дополняли гастроли театральных и концертных коллективов. Ансамбль .Московского народного дома познакомил горожан с операми «Евгений Онегин», «Демон», «Русалка», «Аида», «Риголетто», «Кармен». Частым гостем Витебска был Петроградский государственный балет, показавший «Лебединое озеро», «Жнзель*. Выступал Украинский музыкально-драматический театр, поставивший «Аскольдову могилу», «Наталку-Полтавку», «Запорожца за Дунаем». успехом прошли гастроли хоровой капеллы Ю. Aiренева-Славянского п других коллективов. Бесплатные симфонические (дирижер С. Певзнер) и камерные концерты для трудящихся rojji'ia проводились в Могилеве; как правило, они сопровождались вступительным словом или лекцией. Газета «Соха и молот» писала: «Это было систематическое насаждение любви к серьезной музыке и понимания ее сре.и паГсчи.’ и расн^армсйских масс Могилева»'. В 1919 году в Могилеве была открыта первая в Белоруссии Госу-дарственная музыкальная школа для детей трудящихся. Одновременно Могилевский губернский отдел народного образования организовал для молодежи три драматические и музыкальную студии. Обучение было бесплатное. В связи с открытием студий в печати было опубликовано по этом> поводч обращение к деятелям искусства: «Теперь настало время, когда рабочим класс взял в свои руки создание новых ценностей в искусстве и жизни... Новое освобожденное человечество создает искусство новое, свободное, прекрасное, какого не знал еще мир. Товарищи, примите же участие в этой плодотворной созидательной работе» . Большую музыкально-пропагандистскую работу в городах и сельских местностях Белоруссии проводил профсоюз работников искусства. В связи с организацией симфонического оркестра в Гомеле (дирижер Л. Захарин) горотской совет союза чризывал «пилотную и полностью придвинуто оркестр к рабочей массе»Накануне второй годовщины Октябрьской революции газета «Ну г» Советов» писала: «Вчера 5-го с. м. для проведения празднества Октябрьской революции в Гомельский уезд отправился весь союз работников искусств. Для проведении праздника в Гомеле оставлено всего 5 солистов» . Эта небольшая заметка красноречиво свидетельствует о том, каксамоотверженно трудились на культурном фронте деятели белорусского советского искусства. Развитие музыкальной жизни в столице Белоруссии Минске было задержано из-за оккупации города немецкими войсками, а затем белололяками. Однако, когда в 1919 году город был несколько месяцев свободен от оккупантов, в нем закипела интенсивная художественно-просветительная деятельность. На концертах, торжественных собраниях, демонстрациях, вечерах трудящихся снова, как и в первые дни Советской власти, зазвучали боевые революционные песни. Большую активность проявило в этот период «Первое товарищей ! во белорусской драмы и комедии», возникшее еще до Октябрьской ре нолюции; театр ставил «Па,влинку» Янки Купалы и другие пьесы бе-лорусски': драматургов. Продолжал работу и хор В. Теравского, выступавший в воинских частях, школах и рабочих клубах с исполнением рабочих и революционных песен. Торжественно была отмечена 23 февраля 1919 г. первая годовщина Красной Армии; на митинге в честь этого события выступали сводный хор, солисты н несколько духовых оркестров. Под влиянием Великого Октября в белорусском народном искусстве появляются новые темы, усиливается взаимосвязь национального и ин-тернационального. Всенародное распространение в Белоруссии получают пролетарские революционные песни и гимны. К старым народным песням создавались новые тексты, по-иному начинали звучать иногда и напевы. Так, в новом словесном варианте исполнялась популярная песня «Чаму ж мне не пець»:
Чаму ж нам не пець, Чаму ж не гудзень, Кал! к лепшай дол1 Наш народ доець.
По-своему воспринимались и новые песни гражданской воины. Таков, например, белорусский вариант известного «Яблочка»: . Эй, яблачка. Ты румянае... Унякаюць паны Акаяшшя .
Часто новые песни рождались коллективно на митингах-концертах, па занятиях хоровых кружков и на народных гуляньях. Популярная в эти годы и позже песня «Ад веку мы спали» заменяла национальный белорусский гимн. Первые белорусские композиторы оказывали большую помощь са-модеятельным коллективам, организовывали музыкальные вечера, кон-церты, творческие встречи с рабочими и красноармейцами. Н. Чуркин руководил всей музыкальной самодеятельностью Мстиславля (Могилевской губернии). В числе организаторов и педагогов Народной коисер ватории в Витебске был М. Анцев, получивший музыкальное образование в Петербургской консерватории. Другой воопитанник той же консерватории А. Туреиков активно участвовал в музыкальной жизни Могилева н Гомеля. В хоровых кружках Полоцка работал композитор и хормейстер М. Матисон. Много сил отдавали они созданию нового репертуара для художественной самодеятельности как авторы оригинальных сочинений, многочисленных обработок, революционных и народных песен, переложений классических произведений для хора Творчество белорусских композиторов в эти годы в основном ограничивалось песенными жанрами, рассчитанными на непосредственное исполнение самой массой. Создание более крупных форм белорусской национально)! музыки былоцелом следующего исторического этапа ее развития.