Навигация
Обмен ссылками

 

Эстония

автор: DARK-ADMIN
Боевое единство эстонского и русского рабочего класса в борьбе за Советскую власть нашло выражение в песнях, с которыми трудящиеся Эстонии плечом к плечу со своим старшим братом, российским проле-тариатом, шли на штурм капитализма в 1917 году.
Русские революционные песни, известные в Эстонии и раньше, по лучили особенно широкое распространение в период подготовки Вели кой Октябрьской революции. Рабочие хоровые коллективы пропаган днрОвали революционную песню на фабриках и заводах.
Песня сопровождала рабочие колонны на первомайской демонстрации 1917 года. Попытка буржуазии придать этой демонстрации пацифистский оттенок с помощью лжепатриотических песенок об «отчизне» и «братстве» потерпела провал.
В августе того же года три тысячи детей с большим подъемом пели на демонстрации революционные песни.
Массовыми боевыми песнями трудящиеся приветствовали победу Советов в Эстонии 26 октября 1917 г.
Сразу после установления Советской власти в Эстонии предпри-нимаются меры к тому, чтобы сделать искусство подлинным достоянием народа. Рабочие хоровые коллективы и оркестры создавались при культурно-просветительном обществе «Валвая», при наиболее крупных профсоюзах.
26 декабря 1917 г. состоялось открытие народного дома в Олевисте; здесь часто проходили концерты-митинги, на которых выступали с док-ладами руководители эстонского пролетариата — Виктор Кингисепп, Ханс Пегельман, Яан Анвельт и др. В программу концертных отделений входили классические и народные хоровые песни, оркестровые пьесы, декламация, камерная инструментальная и вокальная музыка. Ре волюционные песни исполнялись всеми присутствующими.
Популярнейшим участником коицертов-мнтиигов был коммунист Рихард Венннкас. Его мощный, красивый голос и выразительная ма нера исполнения всегда захватывали рабочих-слушателей. Композитору
Юхану Симму принадлежит одна нз первых обработок «Интернационала» для мужского хора, которая часто включалась в концертные программы.
Подготовлены были национализация театров, передача всех кон-цертных залов, кинотеатров и народных домов в руки трудящихся. Дело музыкального образования переходило в ведение государства. В конце января 1918 года Исполнительный комитет Парпского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановил открыть в Нарве народную музыкальную школу. .
Осуществлению многих ценных замыслов помешала интервенция германских империалистов в феврале 1918 года. Период оккупации продолжался до ноября 1918 года, когда революция свергла германскую монархию. В результате германской оккупации многие эстонцы покинули свою родину. Особенно усилился наплыв эстонцев в Петроград, где еще в дореволюционные годы образовались компактные группы 'эстонского населения. Здесь в их среде были очень развиты различные формы музыкальной самодеятельности. Работой самодеятельных коллективов руководили эстонские музыканты, большая часть которых получила образование в Петроградской консерватории. Любители песни н инструментальной музыки сплачивались вокруг многочисленных куль-турно-просветительных организации. Наиболее значительной из них было петроградское Эстонское общество просвещения, имевшее семь отделений в различных районах столицы.
После Октябрьской' революции было обновлено руководство этих обществ, находившееся в руках буржуазно-националистических эле-ментов. Возникли новые организации.
Петроградское отделение музыки при Эстонском совете Пролеткульта (ОМЭСП) в августе 1918 года опубликовало к газете «Тёэлине» (М? 21) обращение к трудяшимся-эстоицам, в котором разъяснялись цели и задачи ОМЭСП: объединение н координация всех культурных мероприятий, проводимых среди трудящихся, массовая пропаганда искусства. Одним из первых шагов в этом направлении была организация оркестра.
Основным центром культурно-просветительной работы среди эстонцев в Петрограде стал Клуб эстонских коммунистов на Фонтанке, открывшийся в сентябре 1918 года. В клубе систематически устраивались концерты-митинги, были созданы хор и оркестр, проводились доклады по вопросам искусства.
29 ноября 1918 г. в Нарве была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна, которая тотчас приступила к восстановлению культурной жизни, заглохшей во время немецкой оккупации. В Тарту была создана комиссия по охране культурных ценностей во главе со скульптором Яаном Коортом. В феврале 1919 года Управление культуры и просвещения Эстляндской трудовой коммуны выпустило декрет, согласно которому все научные, литературно-художественные, музыкальные, изобразительные и иные ценности, принадлежавшие лицам, эмигрировавшим за границу, объявлялись государственной собственность!».
Управление культуры и просвещения приступило к организации рабочих, крестьянских и молодежных клубов.
В Петроград было направлено десять стипендиатов на курсы по подготовке музыкаитов-иедагогов.
Репертуар хоровых коллективов был подвергнут тщательному пе-ресмотру. Намечалось издание песен для распространения их среди бойцов эстонских коммунистических стрелковых полков.
После кровопролитных боев эстонские коммунистические стрелковые полки были вынуждены отступить с территории Эстонской Советской Республики. Манифестом 19 июля 1919 г. Эстляндская трудовая коммуна прекратила свое существование.
Многие видные деятели культуры принимали участие в этих герои-ческих боях и отдали свою жизнь в борьбе за Советскую власть и оборону колыбели революции — Красного Петрограда. Такова была судьба пламенного бойца революции Рудольфа Нилэндера, заживо сожженного белогвардейцами на подступах к Петрограду.
В начале 1919 года по этапу был доставлен в Петроград один из видных эстонских революционеров скрипач Эдуард Сырмус, высланный из Англии. Своей пламенной игрой и словом пропагандиста Э. Сырмус воодушевлял доблестных моряков Балтийского флота, оборонявших Красный Питер. Он играл на передовых позициях Изборского, Петроградского и Псковского фронтов, а возвратившись в Петроград, с огромным успехом давал концерты в обществах и домах культуры эстонских трудящихся.
В 1919 году в Петрограде выступали также пианист Артур Лемба, молодой композитор и скрипач Хейно Эллер, тогда студент Петроградской консерватории. А. Лемба организовывал концерты для школьников. Он принимал также участие в деятельности секции клубов при Управлении культуры и просвещения, в обязанности которой входила организация концертов на предприятиях. В 1918—1919 годах в Петрограде X. Эллер написал свои симфонические картины «Рассвет» и «Сумерки», принадлежащие к первым образцам эстонской симфонической музыки. В этих произведениях выразилась любовь композитора к северной природе, к ее строгой и простой красоте. Музыка их отличается теплотой, непосредственностью и тонкостью колорита.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей