Навигация
Обмен ссылками

 

МУЗЫКА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И СИБИРИ

автор: DARK-ADMIN
Народы Поволжья и Сибири вместе с русским народом вели в первые годы после Октября упорную и напряженную борьбу за сохранение завоеваний социалистической революции. Армия Колчака, поддерживаемая империалистическими державами, к весне 1919 г. захватила огромную территорию на Дальнем Востоке, в Сибири, Прнуралье и вплотную подошла к Волге. «Победы Колчака на Восточном фронте,писал Ленин, — создают чрезвычайно грозную опасность для Советской республики. Необходимо самое крайнее напряжение сил, чтобы разбить Колчака» . Все силы советского народа были мобилизованы партией и правительством на ликвидацию нависшей над Республикой Советов опасности. Благодаря мудрой ленинской стратегии и революционному энтузиазму народных масс колчаковские баиды были разгромлены, отброшены назад, а затем и совсем изгнаны за пределы нашей страны.
Эта героическая эпопея нашла отражение в песенном фольклоре всех народов — непосредственных участников великой борьбы. Новые песни о гражданской войне создавались часто на основе известных бытовавших напевов. Старинная татарская песня «Сандугач-Кугерчен» («Соловей-голубь»), в которой пелось о тяжелой доле народа, исполнялась с новым текстом революционного характера:

Мы теперь и работаем, и поем —
Вот так идет наша жизнь...
Построить коммунизм —
Такова лягая цель...
Вьгшел новый закон —
Муллам не подчиняться!

Аналогичным образом была переделана песня «Оренбург — Kapiaлы» и многие другие.
Происходят изменения и в интонационном строе народного песен ного творчества. Музыкальный фольклор народов Поволжья и Сибири lienы гипмст нлнниш старой революционной песни и новых русских соiti i i Kiix несен. которые получают у них широкое распространение в годы грамма некой войны. Новые интонационные черты проявляются и в мо.ю н /кных песнях «Комсомолка Нэфнсе», «Асилэсе-Василэсе».
( упрочением Советской власти па местах развертывалась музыкллыю-иросветнтельная работа, создавались самодеятельные и профессиональные музыкальные коллективы, учебные заведения, систематический характер приобретали запись, и пропаганда национального фольклора.
На территории Казанской губернии всю эту деятельность возглавил уполномоченный Нижегородского окружного музыкального отдела Нарком проса РСФСР Р. Поляков. Руководителем отдела в те годы был известный дирижер, впоследствии также сыгравший видную роль в разлитии музыкальной культуры Советской Татарии, А. Литвинов.
Одним из первых результатов работы отдела явилась перестройка музыкального образования. Музыкальное училище Русского музыкального общества, существовавшее в Казани с 1904 г., было реорганизовано в Музыкальную школу двух ступеней. В 1919 г. здесь же была открыта Центральная восточная высшая музыкальная школа. Двери учебных заведений широко распахнулись для детей рабочих и крестьян. С каждым годом увеличивалось число учащихся-татар.
Активное участие в музыкальной жизни Казани принимал проведший там последние годы своей жизни русский музыкальный критик и педагог Н. Кашкин. Несмотря на преклонный возраст, он продолжал педагогическую работу, читал публичные лекции, выступал в печати. Кашкиным бмл разработан план организации в Казани музыкальнохудожественного института.
25 июня 1920 г. власть на территории Казанской губернии была передана Временному революционному комитету ТАССР, а 27 июня того же года был издан декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Это историческое событие в жизни татарского народа способствовало быстрому росту национальных сил во всех областях культуры, в том числе и в музыке.
Организаторами музыкально-просветительной работы в Чувашии были главным образом местные учителя пения. Особенно выдающаяся роль принадлежала Ф. Павлову—первому чувашскому национальному композитору, известному собирателю народного творчества, педагогу и музыкально-общественному деятелю. Работая инструктором искусств Казанского губотдела народного образования, он писал в одном из своих докладов: «Во время разъездов по Чебоксарскому и Цивильскому уездам я встретил 'много чувашских поэтов, музыкантов, певцов и драматургов, появившихся за время революции. Некоторые из этих новых работников искусства не лишены подлинного художественного дарования. Необходимо дать этим молодым талантам определенное направление в области художественного творчества, чтобы они научи .шсь выражать в художественных образах психологию пролетарском мысли, чтобы чувашский народ не только умом, но и чувством воспринял влияние идей революции».
В 1920 г. в г. Чебоксары под председательством Ф. Павлова состоялся первый съезд работников искусств Чебоксарского уезда. В решениях съезда указывалось на необходимость повсеместной организации народных хоров и оркестров, создания сборников народных песен, обязательного преподавания пения в школах н т. д.
Среди изданных в первые годы революции песенных обработок надо* отметить сборники С. Максимова «Чувашские народные песни» (1918) и Ф. Павлова «Чувашские песни» (1919). Павловым были написаны и оригинальные хоровые песни, в которых воспевалась власть Советов, как верная и надежная защитница бедноты. Такова, например, «Песня бедняков» на собственный текст композитора. Приведем один из куплетов этой песни:
Раньше мы рабам;! были,
Богачам поклоны билн.
Ныне же мы у власти сами —
Нам везде теперь почет.
С образованием 24 нюня 1920 г. Чувашской автономной области работа по художественному просвещению приобретает более интенсивный и систематический характер. В Чебоксары переезжает Чувашский театр, до этого находившийся в Казани. Создается самодеятельный Чувашский национальный хор (первое публичное выступление состоялось 7 ноября 1920 г.). В городе давали концерты также русские хоры I» «Концертно-салонный оркестр», организованный из музыкантов воинских частей. Осенью 1920 г. открылась музыкальная школа. Так закладывались основы для развития профессионального музыкального искусства Чувашии.
Значительную роль в музыкальной жизни Башкирии сыграла музы-кальная секция созданного в Уфе Дворца труда и искусств. К участию в концертах секция привлекала местные силы и гастролеров из других городов. В торжественной обстановке прошел большой концерт 15 ноября 1919 г. в честь взятия Красной Армией города Омска. При Дворце труда и искусств была создана оперная труппа, показавшая 5 февраля 1920 г. свой первый спектакль — оперу «Фауст». Однако организовать постоянный оперный театр в Уфе не удалось.
В сентябре 1919 г. начала работу музыкальная школа в Уфе. Открыты были вечерние музыкальные курсы.
Важное значение для развития национального музыкального искусства Башкирии имел первый башкирский профессиональный театр, который открылся в июне 1919 г. в Стерлитамаке. В спектаклях театра звучала башкирская народная музыка. С его деятельностью связаиь»
первые творческие шаги композиторов X. Ибрагимова, С. Габаши, М. Валеева.
Активное участие в строительстве музыкальной культуры Башкирии принимали народные певцы Фаррах Давлетшин и Сайт Исмагнлов — создатели новых песен на революционные темы, старейший башкирский певец Газиз Альмухамедов и др. •
Музыка занимала большое место и в удмуртском национальном театре, зародившемся в советскую эпоху. В самодеятельных коллективах Удмуртии, наряду с произведениями русской классической драматургии, ставились новые национальные пьесы, авторами которых были чаще всего учителя-удмурты. Эти пьесы создавались, в частности, иа основе народных обрядовых игрищ «Пбргмаськон», связанных с окончанием осенних полевых работ и сопровождавшихся ряжением, шутливыми диалогами, пением песен, хоровыми и сольными импровизациями, ("вязь с обрядовыми традициями отчетливо проявилась в спектаклях «Удмуртская свадьба» Д. Майорова (1918), «Ворожея» П. Батуева (1920), насыщенных народными песнями.
Среди первых удмуртских актеров и драматургов особенно следует выделить К. Герда (Чайникова). Человек разносторонне художественно одаренный, с горячей любовью относившийся к искусству своего народа, Герд оставил след в различных областях национальной культуры. Прекрасный знаток и страстный пропагандист удмуртской народной песни, он подготовил к печати и опубликовал в 1920 г. «Избранные песни малмыжских вотяков». В 1927 г. вышел в свет составленный нм же сборник «Удмуртские песни», включавший наряду с текстами также 39 музыкальных записей. Восторженно и поэтично писал Герд о своем родном искусстве — «удивительном, неизведанном, как лес, широком, как Кама... Что за природа у удмуртов! Сегодня дождь, завтра ветер, а на третий день солнце засмеется... У поля лес с деревьями, вершины которых упираются в небо, па лугах кочки, топи, болота, сверкающие реки... Такова природа Удмуртии! Таково же и удмуртское искусство. Оно — как полет ветряного духа, как журчание реки, как вздохи леса, как его шелест... Как его пе любить!»
4 ноября 1920 г. была создана Удмуртская автономная область. Раз-вертывается большая работа по введению удмуртской письменности, ликвидации неграмотности среди населения, расширению сети школ; народ получает клубы, библиотеки, избы-читальни. Все это создавало предпосылки и для роста национальной музыкальной культуры.
Основным центром развития культуры мордовского парода стало созданное после Октября культурно-просветительное общество, которое возглавил известный ученый-просветитель, этнограф и фольклорист М. Евсевьев. Он положил начало собиранию и изучению мордовской народной песни еще в дореволюционное время. «Великую силу имеет
национальная песня,—писал Евсевьев.— В ней излиты все страдании народа, вся его тоска о лучшем, все его идеалы. Каждый нз нас ра шг не испытывал чувства восхищения, слушая родную песню. Мы должны беречь народную песню как святыню, которая действует облагораживающе на человека и может смягчить его сердце». •
Широкое распространение получает в Мордовии хоровое искусство. Одним из самых инициативных деятелей в этой области был Л. КчJ»K>ков — впоследствии народный артист МАССР. Он организовал ряд хоровых коллективов, с которыми разучивал русские и мордовские народные песни, произведения классической музыки, а также свои собственные сочинения. Русский хоровой дирижер и педагог КПромтоп, работавший в Саранске, уделял большое внимание собиранию мордовского песенного фольклора.
Много лет отдал строительству музыкальной культуры Мордовии П. Органов, приехавший сюда в 1918 г. Поселившись в селе Ичалкн, он работал педагогом в школе, но весь свой досуг отдавал любимому им делу—-хоровому пению. Организованный Органовым народный хор с успехом выступал в Лукояновском и других уездах Мордовии.
Особенно значительный вклад в дело музыкального просвещения мордовского народа внес Темниковский оркестр народных инструментов, первое выступление которого состоялось в Международный женский день 8 марта 1918 г. в актовом зале Темниковской женской гимназии (ныне Государственный Темниковский учительский институт). Организатором и бессменным руководителем этого оркестра на протяжении многих десятилетий являлся народный артист МАССР Л. Воинов.
Под непосредственным влиянием русской революционной песни за-рождается новая массовая песня в Якутии. В бурные дни 1917 года поэт-революцнонер П. Ойунский пишет по заданию Е. Ярославского «Песню рабочего». Он же перевел на якутский язык «Интернационал», текст которого вместе с «Песней рабочего» распространялся в виде листовок Якутским комитетом РСДРП (б).
Наряду с русскими революционными песнями — «Интернационалом», «Варшавянкой», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжелой неволей» — звучали свои национальные песни: «Прошли тяжелые годы», «Тьма отступила», «Век угнетения миновал», «Новый год». Авторами их текстов были и признанные якутские поэты (А. Софронов) и менее известные деятели молодой якутской революционной интеллигенции. Мелодии этих несен, строившиеся на переосмыслении популярных интонаций, отличались простотой и доступностью, несли заряд революционной энергии. Песни эти играли большую мобилизующую ролы в борьбе с тойонами, кулаками, церковниками и шаманами.
Непосредственно вслед за победой Октябрьской революции возник первый якутский любительский хор. Его организатором был А. Скри бнн, музыкант-самоучка, один на пионеров хорового движения в Якутии. Руководимый им молодежный хор в канун нового 1918 года впервые выступил с исполнением двух унисонных песен на тексты стихотворений А. Софропова «Саргылардах сахабыт» («Якутской молодежи») и «Дыгын кырдьагас сагаттан» («Со времен старца Дыгына»). Скрябин организовал тогда же духовой оркестр при Якутской национальной военной школе. Оркестр исполнял революционные песни и марши на митингах, собраниях и демонстрациях.
В первые годы революции в Якутии стала зарождаться сельская самодеятельность. Якуты — скотоводы и земледельцы, охотники и рыба-ки— потянулись к хоровому пению, к музыкальным инструментам — мандолине, гитаре, балалайке, скрипке. В этот период начинает усиленно культивироваться коллективное исполнение якутского героического эпоса олонхо. Песни отдельных его героев поручаются разным певцамолонхосутам, в исполнение олонхо вносятся элементы театрального действия. Если до революции опыты театрализации эпоса были еди-ничными, случайными, то в годы революции они приобретают массовый характер, становясь одним из источников национального театра. В этом отношении показательно театрализованное исполнение крупного олонхо «Сабыйа Баай тойон», представленного под открытым небом большой группой народных певцов во время праздника ысыах в Мегинском улусе летом 1920 года.
Несмотря на тяжелые условия гражданской войны, продолжавшейся в Якутии до 1923 года, в Якутске и некоторых других городах (Олекминск, Вилюйск, Среднеколымск) развивалась музыкальная жизнь.
В сентябре 1920 г. в только что освобожденном от белогвардейских банд Якутске с помощью уполномоченного Сибревкома, пламенного якутского революционера М. Аммосова был организован любительский симфонический оркестр из тридцати человек. По этому поводу иркутская губернская газета «Власть труда» писала: «На дальнем Севере создан настоящий симфонический оркестр с прекрасным репертуаром и с хорошим художественным исполнением». Отдел народного образования открыл в Якутске в феврале 1921 г. музыкальную студию с классами фортепиано, скрипки, виолончели, хорового пения и теории музыки.
Ростки новой музыкальной культуры возникают и на далеком Севере, в краю народа коми. В городе Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) развертывается музыкально-просветительная работа, проводятся концерты, которыми отмечаются различные общественные кампании и знаменательные события в жизни страны. Местная газета «Зырянская жизнь» в номере от 31 июля 1918 г. сообщает о концерте из произведений русских композиторов, который сопровождался пояснительной беседой. В июле следующего года здесь выступили артисты московской оперы.
В концертах наряду с профессиональными музыкантами участшжп ли любители, объединенные в хоровые и инструментальные коллективы Большим успехом пользовались «Коми рыт» — вечера национальной музыки и поэзии. Поэт и композитор В. Савин организовал из люби телей специальную «выездную труппу», которая в январе — ‘феврале
1917 г., в связи с проведением «Недели фронта» и «Недели красной молодежи», объездила более двадцати селений, выступив там со спек таклями и вечерами «Коми рыт». На базе этой труппы затем было co t дано объединение артнетов-любителей при Сыктывкарском коми театре «Сыкомтевчук».
Все эти новые начинания, носившие зачастую еще скромный и эпизо-дический характер, подготавливали почву для высокого подъема национальных музыкальных культур народов Поволжья и Сибири в после-дующие годы.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей