Навигация
Обмен ссылками

 

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ

автор: DARK-ADMIN
Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала коренной перелом в жизни народов Средней Азии, открыв перед ними новые, невиданные ранее перспективы экономического и культурного подъема. К весне 1918 г. Советская власть утвердилась на всей территории Средней Азии и Казахстана за исключением Хивы и Бухары. 30 апреля
1918 г. была провозглашена Туркестанская Автономная Советская Со-циалистическая Республика.
С началом гражданской войны и иностранной военной интервенции Советский Туркестан, охваченный кольцом фронтов, был отрезан от основной территории Страны Советов. Непрекращавшиеся военные действия и контрреволюционные мятежи мешали систематическому раз-вертыванию культурного строительства. В сентябре 1919 г. войска Туркестанского фронта, разгромив действовавшие в этом районе бе-логвардейские банды, восстановили связь Туркестанской АССР с ос-новными центрами страны. Осенью 1920 г. была окончательно освобождена территория Казахстана.
Искусство активно служило делу защиты завоеваний Октября. Фронтовые агитбригады помогали народу в его борьбе средствами песни, художественного слова, театрального действия. Они состояли из русских и местных национальных музыкально-театральных трупп и были своеобразной школой интернационального воспитания.
Участник выступлений на Ферганском фронте режиссер Музаффар Мухамедов рассказывает: «Спектакли и концерты проходили в те дни необычайно. Все население нашего агитпоезда было вооружено... Это н неудивительно. Кругом были басмачи, поэтому часто спектакли пре-рывались длительными перестрелками»В такие моменты артисты брали винтовки и вместе с красноармейцами принимали участие в боях.
Политотдел 3-й Туркестанской стрелковой дивизии организовал, по инициативе Д. Фурманова, одну казахскую и две русские театральные оригады. В партизанских отрядах Алибия Джангильдина и Амамгельды Имаиова были свои театральные, оркестровые и хоровые коллективы.
В феврале 1920 г. работники искусств Казахстана провели «Неделю фронта»: а городах, аулах, селах устраивались вечера и концерты, причем входной платой вместо денег служили продукты питания. В программе концерта, состоявшегося в Акмолинске (ныне Целиноград) 15 февраля 1920 г., были «Интернационал» и «Смело, товарищи, в ногу», «Песня о Соколе» М. Горького, вокальные и фортепианные произведения Чайковского, Рахманинова, Шопена и других композиторов.
Музыкальные коллективы став или злободневные героя ко-революцпониые и сатирические пьесы и музыкальные инсценировки, сочиненные самими участниками спектаклей. В них звучали призывы к борьбе с контрреволюцией, разоблачались замыслы колчаковце» и интервентов, злодеяния «царя-батюшки», осмеивались кулаки и баи, дезертиры и спекулянты.
Как и во всей Советской стране, в Средней Азии и Казахстане получают широкое распространение революционные пролетарские песни—«Интернационал», «Марсельеза», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу». Эти песни звучали повсюду: на фронтах и в праздничных колоннах в дни революционных демонстраций, входили в быт.
Они послужили образцом Хамзе, создателю первых узбекских ре-волюционных несен. Хамза умело сочетал интонационные и ритмические черты общепролетарской революционной песни с национальными особенностями узбекского мелоса. Именно поэтому лучшие его песни «Яша шуро» («Да здравствуют Советы»), «Хоп ншчилар» («Эй, рабочие»), «Ишчилар, уйгон» («Проснитесь, рабочие») и другие завоевали такую популярность среди узбекского народа:

Хамза „Ишчиплр, уйгон*
Столетиями в дреме пребывал,
Топтали в грязь врали — и стар и мал.
За хлеба пригорелого ломоть
Ты в молодости силу продавал. .
Проснись, рабочий, ясный день встает,
Тебя к труду великому зовет!

В 1918 г. таджикский поэт Садриддин Айни написал песню «Суруди озоди» («Песня свободы») на мелодию «Марсельезы». На концерте митинге в честь третьей годовщины Октября прозвучали таджикская песня «Нация освобождена — радуются сердца», а также иранские революционные песни.
В учебных заведениях Туркестанской республики возникали кружки музыкальной самодеятельности, которыми руководили учителя, ка-пельмейстеры военных оркестров, народные узбекские музыканты.
Событием большого культурного значения была организация
з Ташкенте Туркестанского народного университета (апрель 1918 г.) и при нем — Народной консерватории (июль 1918 г.), в которой работали В. Успенский, Н. Миронов, В. Саковнч, Г. Арский (Гизлер),
В. Карелии.
Перед Народной консерваторией были поставлены следующие задачи: «I) Дать возможность широким массам парода научиться играть на том или ином инструменте с обязательным обучением элементам теории и гармонии музыки, как основы музыкального образования; 2) ввести всех учеников, как представителей широких масс народа, в круг музыкальных понятий и образов и дать возможность понимать и самим исполнять те произведения, которые были для них до сих пор недоступны» '.
Наплыв учащихся в Народную консерваторию был очень велик: в первый год существования было принято 500 человек и 800 зачислено кандидатами. Но узбекской молодежи среди них почти ие было. Через год при Народной консерватории открылся так называемый «Старо-городской» филиал для молодежи коренных национальностей, где изучали узбекскую и европейскую музыку. Из числа учащихся этого филиала вышел ряд известных впоследствии узбекских музыкантов.
Было положено начало систематическому собиранию и изучению народного музыкального творчества среднеазиатских национальностей. В 1919 г. при Наркомпросе республики была создана музыкально-этно-графическая комиссия; в нее вошли В. Успенский, Н. Миронов, Э. Мелигайлис. Первой работой комиссии был сборник «25 узбекских, туркменских и казахских народных песен».
Значительным художественным событием была организация в Таш-кенте Русского оперного театра. Он открылся 1 сентября 1918 г. по
становкой «Русалки» Даргомыжского. 7 января 1919 г. на сцене театра была поставлена новая опера «Стенька Разин» Г. Арского привлекавшая выразительной мелодичностью музыки; больше удалась автору лирическая сторона произведения, связанная с поэтическим образом персидской княжны; слабее отражена в опере героическая тема, музыкальная характеристика Разина оказалась бледной.
Красная Армия, очищая территорию Средней Азии от иностранных интервентов и контрреволюционных банд, несла освобожденным народам культуру и просвещение. На страницах газеты «Набат революции», издававшейся Политотделом Первой революционной армии Туркестан-ского фронта, 27 сентября 1919 г. была помещена заметка под названием «Музыка в армии»: «В артиллерийском дивизионе организован хор революционных и народных несен и струнный оркестр. Хор постепенно приобретает знания и опыт. Среди певцов есть много лиц с хорошими голосами». В номере от 25 мая 1920 г. сообщается об организации в Ашхабаде музыкального училища: «Учащихся 80, преподавателей 8, занятия вечерние. Классы хорового и сольного пения, фортепиано, струпных н духовых инструментов».
Спустя два месяца «Набат революции» публикует другое объявление: «Хоровое организационное бюро просит явиться всех хористов бывшего хора Морожннкова в зал женской гимназии 28 июля в б часов вечера для обсуждения условий службы в хоре Поарма I».
14 сентября 1920 г. при Политотделе Первой армии открылась Ху-дожественная студия, получившая название «Ударной школы искусств». Целью студии, по слонам ее руководителя Владычука, было «объединить пролетариев Востока с пролетариями России, показав восточное Европе, а европейское Востоку». Создается сеть общедоступных школ и курсов с отделениями драматического и балетного искусства, живописи, скульптуры и музыки.
В Клубе коммунаров шли спектакли русской, азербайджанской я армянской трупп. При театре были организованы хор и оркестр. Азер-байджанские спектакли ставились при участии народных музыкантовсазандари.
В годы борьбы за коренное переустройство жизни и национального быта искусство народных певцов — шахиров и бахши — стало оружием, прокладывающим путь к будущему. В репертуаре народных поэтов-сказителей и музыкантов сохранялись древние эпические сказания
о благородном герое Гер-оглы, популярные дастаны «Зохре и Та
хир», «Шасенем и Гарип», «Хурлюкка и Хемра», песни классикой туркменской литературы. Вместе с тем в народное искусство проникают современные мотивы, создаются песни о строительстве новой жизни.
Одним из центров музыкально-просветительной работы в Средней Азии являлся г. Пишпек (ныне столица Киргизской ССР Фрунзе). В конце 1918 г. здесь был организован музыкально-драматический кружок «Свобода», начавший свою деятельность постановкой пьесы А. Островского «На бойком месте» *. Проводились литературно-музыкальные вечера, в которых выступали солисты, хоровые коллективы, струнные, духовые оркестры, небольшие симфонические ансамбли. Музыкальный репертуар таких коллективов включал народные и революционные Песни, марши, отрывки из популярных опер.
Часто концертные выступления сопутствовали постановкам дрбматических спектаклей. Так, например, в газете «Пншпекский листок» от
29 января 1919 г. сообщалось: «В советском театре (бывший «ЭднсЬн») поставлена любителями музыкально-драматического кружка «Свобода» пьеса Г. И. Швец-Базариого «В царстве коммуны». Перед началом спектакля выступал докладчик. Оркестр под управлением т. Шйидо сыграл «Марсельезу», затем похоронный марш, а хор певчих местного собора и лиц, участвующих в спектаклях, под управлением т. БпаНтовского спел «Вы жертвою пали» — а память товарищей, погибших при подавлении возникшего в г. Ташкенте мятежа».
Немалую роль в пропаганде музыкальной культуры сыграли концерты-митинги, проводившиеся в дни революционных праздников и годовщин, в честь побед, одерживаемых советскими войсками на фронтах гражданской войны. Праздничные демонстрации сопровождались игрой духовых оркестров, пением революционных песен. На местах массовых гуляний выступали самодеятельные хоры и оркестры.
Трудящийся народ, отрезанный от культуры в условиях царского самодержавия, теперь жадно потянулся к искусству. «Ввиду массы по-ступления заявлений о желании обучаться, музыкальной секцией в на-стоящее время производится подсчет в Пишпеке сил для установления возможности открытия в Пишпеке музыкальной школы»,—говорится в отчете Пишпекского отдела народного образования за 1921 г. Два музыкальных кружка и три самодеятельных хора не могли удовлетворить потребности всех желающих заниматься музыкой.
В первые годы Советской власти самодеятельные коллективы охва-тывали преимущественно русскую и украинскую часть населения, но постепенно в них втягивается и коренное население Киргизии. Киргизские самодеятельные коллективы рождались прежде всего среди учащейся молодежи — в школах, техникумах, на всевозможных курсах.
В феврале 1920 г. в школе селения Чолпон, близ Каракола (Пржевальска), был показан первый спектакль на киргизском языке —одноактная пьеса в стихах «Букулбай», написанная местным учителем . В том же гоДу, по свидетельству А. Малдыбаева, в начальной школе села Чон-Кеминь был организован хор, исполнявший одноголосно народные песни, разученные па слух.
Большое общественно-политическое и культурное значение имела творческая и исполнительская деятельность народных акынов и музы-кантов; им принадлежали первые поэтические и музыкальные произ-ведения, посвященные советской действительности. Используя веками сложившиеся традиционные формы, они наполняли их новым, совре-менным содержанием.
Великий киргизский народный акыи-демократ Токтогул Сатылганов одним из первых правильно понял значение Великой Октябрьской со-циалистической революции. В 1918 г. он создает свои песни «Советская власть, живи!» и «Песню о Ленине»:

Нет в ,мире светлее людей,
Чем партия большевиков,
И зорь не видать светлей,
Чем зори отчизны моей.
И Ленин и мудрая власть Спасли тебя. гнаша страна.
Драконова черная иасть Народу теперь не страшна!

20 августа 1920 г. был издан декрет об образовании Киргизской АССР .
В одном из распоряжений Наркомпроса республики отмечалось, что «в целях упорядочения и поднятия на должную высоту работы в области искусства, необходимо взять на учет все живые силы, разбросанные но республике и которые можно использовать, и все предметы, имеющие то или иное отношение к искусству, как-то: всякого рода музыкальные инструменты, поты, специальную литературу и всякие другие пособия по искусству» .
Центром музыкальной жизни молодой автономной республики стала ее первая столица — Оренбург. Здесь находились в то время многие деятели искусства из центральных городов России, Польши, Прибалтики. В городе были созданы симфонический и духовой оркестры, оркестр русских народных инструментов, «Художественный хор» рабочих и служащих Оренбургских железнодорожных мастерских, «Татарская школа восточной музыки» (открыта в 1919 г.) и концертная группа в составе 23 артистов (певцы, солисты-инструменталисты, фортепианное трио, струнный квартет, квинтет). Горячо обсуждались вопросы развития нового, советского искусства. В декабре 1920 г. в Орптм м были проведены: концерт-диспут на тему «Задачи строительства му ил калыюго образования», концерт из произведений М. И. Глинки со nci у лительным словом о творчестве композитора, лекция «Искусство и пролетариат». В связи со 150-летием со дня рождения Бетховена в-конце того же года организованы были «Общедоступные бетховенскне торжества»; симфонические и камерные концерты сопровождались лекциями о творчестве композитора. В начале 1921 г. в Оренбурге состоялся цикл симфонических концертов русской музыки из произведений Глинки, Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова, Рахманинова.
Особое внимание было обращено па подготовку музыкантов из ко-ренного населения. На курсах для аульных учителей преподавались основы хорового дела, разучивались новые песни. В Оренбурге в 11920 г. .была открыта музыкальная школа, проведены 2-месячные курсы инструкторов хорового пения и 4-месячные курсы для учителей трудовых школ 1-н ступени. Основной задачей курсов, как сказано в программе, было «дать учителям элементарное образование и познакомить с постановкой музыкального образования на новых началах».
В Акмолинске после освобождения города от белых (1919) также была открыта музыкальная школа, а в начале 1920 г. — Народный дом с театральной, музыкальной и танцевальной секциями. В 1920 г. в Пет-ропавловске возникла Народная консерватория. Был организован сим-фонический оркестр. В городском театре выступали русская, казахская л татарская труппы, состоявшие в своем большинстве из любителей. Особой популярностью пользовалась комсомольская казахская передвижная театральная труппа Гурьевской области; наряду с постановкой пьес на революционные темы она устраивала концерты.
В г. Верном (ныне Алма-Ата) — центре Семиреченской области, включавшей и большую часть Киргизии, — в 1919 г. была открыта На-родная консерватория «для подготовки учителей пения, музыки, дири-жеров, в целях развития искусства среди пролетарских масс» ’. По ини-циативе известного революционного деятеля П. Виноградова был создан красноармейский хор, а затем симфонический оркестр. Большую роль в культурной жизни города играл организованный в 1919 г. кружок Любителей музыкального и драматического искусства. 21 января
1919 г. кружком была поставлена опера «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, а 26 декабря 1920 г. — «Евгений Онегин» Чайковского. В связи с этим спектаклем местная газета писала: «В верней ском советском театре, пролетарском театре на второй год его существования была поставлена онера, которую в течение 35 лет не могло поставить царское правительство на сцене местного общественного Благородного собрания».
1 Из доклада зав. Семкречеискнм областным отделом народного образовании от 24 ноября 1919 г. 
В начале 1919 г. в г. Верном состоялся слет киргизских и казахских акынов. В решении Комиссии Семиреченского областного отдела по национальным делам об организации слета отмечалось: «Акыны в простой, доступной народу форме—форме простых песен, рассказов, хвалебных песен и пр. могут сообщить народу идеи социальной жизни вообще и программу партии болыиевиков-коммунистов в частности» На слете были исполнены повстанческне песни 1916 г., первые казахские революционные песни. В нем принимали участие знаменитый впоследствии казахский акын Джамбул Джабаев и его ученик Кенен Азербаев.
Советская власть окружила заботой народное искусство. Широкую поддержку получили айтысы — творческие соревнования акынов, певцов и музыкантов. Эта старинная народная традиция, издавна бытовавшая в аулах, |стала переноситься в города.
Певцы и акыны, творчество которых было тесно связано с жизнью народа, восторженно встретили Великую Октябрьскую социалистическую революцию, освободившую трудовые массы от угнетения и эксплуатации. До сих пор продолжает жить вдохновенная песня в честь Октября, которую сложил на слете 1919 г. Кснеи Азербаев. Это — двухчастная песня-монолог торжественно-повествовательного характера, с традиционным вступлением на предельном по высоте звуке и величавым заключением 2:
На песенное творчество казахского народа в эти годы оказывает влияние интонационный склад общепролетарских революционных не сен. Отдельные их попевки переплавлялись и преобразовывались в со-ответствии с национальными традициями. В этом отношении показа-тельны песни «Ктершс» («Восстание»), «Тикерк» («Переворот»), «У'мтыл, алга Kiiui шм» («Молодежь, стремись вперед»).
Большую популярность в народе завоевала песня основоположин ка казахской советской литературы Сакена Сейфуллина «Жас казак марсельезасы» («Марсельеза молодого казаха»), исполнявшаяся им мотив русской «Марсельезы» — «Отречемся от старого мира». Рост ре-волюционного сознания казахской бедноты отражен в красноармейской песне «Жалшылар «органы» («Опора бедняков») с ее суровой мелодикой н четким маршевым ритмом

Легко заметить сходство этой мелодии с народной украинской песней, на мотив которой исполнялась частушка Демьяна Бедного «Как родная меня мать провожала».
Своеобразный сплав казахского мелоса с интонациями и ритмами пролетарских революционных песен свойствен и песне акына Садыбека Мусрепова «Ленин жолы» («Ленинский путь») 2:
1 Автором текста и мелодии этой песни является коммунист Масанов Андарбек Баймухамедоаич. Приводим ее русский текст:
Иди, казах-бедняк, объединяйся с пастухом, гони мулл и баев, как баранов. Это время твое, свобода а твоих руках.
Объединяясь в Советы, ты встал на верный путь; с красным [знаменем в руках уничтожим врагов.
Наша мудрая партия указывает верный путь.
2 Р у.с ский текст:
Наш путь проложен Лениным,
Велик его ум и знанпя.
После установления новых порядков Наш народ достиг счастья.
Припев.
Когда я пою с вдохновением — слушает весь народ,
Пополняя песни, еще больше увлекаюсь.
Всепобеждающая сила партии Стала известна всему пароду.
Припев. 1

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ


Как бы ни были скромны эти ростки нового, они свидетельствовали о глубоких переменах в жизни народов Средней Азии и Казахстана и являлись залогом будущего расцвета их национальных музыкальных культур.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей