Навигация
Обмен ссылками

 

Латвия

автор: DARK-ADMIN
Музыкальная жизнь Латвии, достигшая высокого развития на рубеже XIX и XX веков, приходит в упадок с началом первой мировой войны. В 1915 году прекратила свою деятельность созданная двумя годами ранее Латышская олера. Угроза немецкой оккупации заставила большую часть латышских музыкантов переехать в русские города. Здесь они нашли себе работу в симфонических оркестрах, оперных театрах, музыкальных учебных заведениях. В 1916 году состоялись латышские симфонические концерты в Петрограде, в Большом оперном .зале Народного дома (30 апреля), и в Москве в Большом театре (12 ноября). В этих концертах приняли участие столичные оркестры, .петроградские и московские латышские хоры, крупнейшие латышские оперные артисты; М. Вигнер-Гринберг, П. Сакс, А. Ребане, А. Кактннь (последние два —солисты петроградского Театра музыкальной драмы). Исполнялись произведения Я. Витола, А. Калниня, А. Юрьяиа, Э. Дар- линя, Э. Мелнгаилиса, Я. Мединя, Я- Залитиса и др.
Симфонические оркестры существовали при латышских стрелковых частях. Концертная деятельность их особенно широко развернулась с 1917 года, когда эти части большевизировались и стали активными участниками революционного движения. После Великой Октябрьской социалистической революции оркестры латышских стрелков выступали в Петрограде, Москве и других русских городах.
Созданный в Петрограде объединенный симфонический оркестр под руководством дирижера Т. Рейтера продолжал свою деятельность до августа 1918 года. Затем большинство его участников вернулось в Ригу н взшло в состав оркестра Латышской оперы. В Петрограде в 1918 году концерты проводились также Латышским центральным коммунистическим клубом; помимо солистов в них участвовали смешанный хор клуба лод руководством Б. Сосара и латышский симфонический оркестр под управлением Р. Ламберта.
Одним из ярких примеров русско-латышского художественного со-трудничества явился концерт памяти латышского революционного пуб-лициста и литературного критика Я. Янсона-Брауна (1872—1917), со-стоявшийся в Петрограде 13 октября 1918 г.; в нем принимали участие кроме латышских артистов и русские, в том числе симфонический оркестр, солисты и хор Петроградского пролеткульта под управлением латышского композитора Я. Озолиня, исполнявшие песни латышских композиторов на родном языке .
Латышские рабочие клубы и секции при русских клубах, возникшие в Москве после Февральской революции, устраивали тематические концерты. В частности, были проведены концерты, посвященные произведениям па тексты латышских поэтов. Летом 1918 года в Москве состоялись два праздника песни латышских стрелков, в которых участвовали хоровые коллективы под руководством К- Юргитиса и объединенные стрелковые оркестры под руководством Я. Рейнхолда и М. Никитина. Газета «Криевияс Циня» особо отметила захватывающее исполнение хоровых песен Э. Мелнгаилиса на тексты Я. Райниса («День гнева», «Былсе» и др.).
Излюбленной была в это время форма концертов-митингов, на которых выступали с докладами виднейшие партийные работники, в том числе П. Дауге, А. Коллонтай, Я. Свердлов, П. Стучка. Концерты-митинги и тематические концерты проводились в лучших залах Москвы — в Екатерининском зале в Кремле, в Большом зале бывшего Дворянского собрания (ныне Колонный зал Дома союзов), в Большом театре, в Латышском рабочем театре (Никитский театр).
17 декабря 1918 г. было образовано Временное советское правительство Латвии, а 13 января 1919 г. в Риге открылся 1-й Вселатвнп- ский съезд Советов, принявший Конституцию Советской Латвии,
Как известно, Советская власть в Латвии просуществовала неполных пять месяцев. Уже 22 мая 1919 г. объединенным силам империа-листической интервенции и местной контрреволюции удалось захватить Ригу, установить режим террора против революционного народа. Но даже за короткий срок Советская власть в Латвии успела осуществить ряд значительных мероприятий в различных областях культурной жизни.
Вопросы строительства музыкальной культуры находились в поле зрения латвийского советского правительства с первых дней его дея-тельности. В августе 1918 года в Ригу возвратился латышский оперный коллектив во главе с Я- Внтолом, временно находившийся в Петрограде. Ему было передано здание крупнейшего городского театра (бывший немецкий оперный театр, теперь Театр оперы и балета Латвийской ССР). Декретом от 9 февраля театр был национализирован и передан в распоряжение Комиссариата народного просвещения.
В коллективе оперного театра Советской Латвии были объединены лучшие латышские музыкальные силы. Если раньше его спектакли были доступны лишь зажиточной части населения, то теперь он раскрыл свои двери перед массой трудящихся; принимались меры, чтобы обеспечить посещение оперных спектаклей рабочими.
Одновременно с Латвийским оперным театром в Риге существовало Товарищество русской оперы.
Активно развертывается концертная деятельность. В постановлении Центрального исполнительного комитета Латвии от 12 февраля 1919 г. указывалось: «Музыка должна быть демократизирована; лучшая музыка— симфоническая и другая должна стать доступной широким народным массам. Музыка должна звучать в школах, нужно устраивать бесплатные концерты для народных масс» '.
Симфонические концерты под управлением дирижера Т. Рейтера и камерные концерты в оперном театре знакомили трудящихся с произ-ведениями Бетховена, Чайковского, Листа, Скрябина, Рахманинова.
Выступал с публичными концертами и симфонический оркестр ла-тышских стрелков Красной Армии иод руководством Я. Рейнхолда.
Обычно выступления проводились в форме концертов-митингов. В этих концертах, наряду с русской и западной классической музыкой, испол-нялись произведения латышских композиторов — Я. Витола, Э. Дарения и др.
Большую концертную деятельность вели два квартета, сформированные из артистов оркестра оперного театра и латышских стрелков.
Среди нслолнителей-солнстов, выступления которых пользовались особенным успехом, надо назвать певцов М. Вигнер-Гринберг, А. Как- тпня, П. Сакса, пианистов Л. Бетиня, П. Шуберта, 14-летнюю пианистку Л. Калнииь, скрипача Э. Луччинн. На концертах-митингах, орга-низовывавшихся Рижским комитетом Коммунистической партии, вы-ступали артисты Петроградского пролеткульта, эстонский скрипач Э. Сырмус.
Музыкальная жизнь развивалась не только в Риге, но и в других городах Советской Латвии. В Елгаве профсоюз музыкантов организовал в марте 1919 года симфонический концерт в помещении городского театра. Интернациональные концерты-митинги устраивались партийным комитетом Красной Армии в Даугавпилсе.
Большое распространение в Советской Латвии получили рабочие революционные песни. В связи с подготовкой к празднованию 1 Мая было напечатано 'много листовок с текстами песен. Центральный Комитет Коммунистической партии Латвии издал «Интернациональный сборник» с песнями на разных языках. Тексты революционных несен выходили массовыми тиражами. Ко дню памяти павших рижских коммунаров, 14 января 1919 г., песни «С призывом борьбы на устах», «Вы жертвою пали», «Интернационал», «Красное знамя» были изданы тиражом в сто тысяч экземпляров.
Были предприняты шаги по улучшению музыкального воспитания в общеобразовательной школе, национализированы и переданы в ведение Комиссариата просвещения музыкальные инструменты и музыкальные магазины
Отдел искусств Комиссариата просвещения, руководимый писателем А. Упитом, обратился к композиторам с призывом создавать произведения любых жанров, в первую очередь оперные и симфонические, отражающие великие события эпохи, борьбу народа за свободу. Текст этого документа был опубликован в газете «Циня» 2 марта 1919 г. и в «Известиях Социалистического советского правительства Латвии» 4 марта 1919 г.
Латышскими композиторами под влиянием революционных событий были созданы значительные музыкальные произведения.
В 1917 году А. Калнинь написал на текст Я. Райниса кантату «Судный день», одно из наиболее выдающихся произведений того времени,
музыка которого отличается драматической силон и выразительностью. По-настоящему это сочинение оценили только через двадцать с лишним лет, когда Латвия вошла в состав Советского Союза; в буржуазной Латвии оно не получило признания.
В 1918—1919 годах А. Калнинь создал оперу «Банюта» (либретто
А. Круминя) первую из латышских национальных опер, поставленных на сцене. Ее премьера состоялась весной 1920 года. «Банюта» заложила основу латышской оперной классики.
Острый трагический конфликт личного плана развертывается в опере на фоне народно-массовых сцен, которым отведено большое место во всех четырех актах.
В музыке оперы отразились лучшие стороны композиторской инди-видуальности А. Калнння; подлинная народность и красота мелодики сочетаются в чей с психологической проникновенностью и высоким мас-терством драматургии. Автор создал яркие, убедительные образы героев: глубоко любящей Банюты, властного Дауманта, Валгудиса, трагически переживающего потерю своего сына, молодого непримиримого Внжута. В первых двух действиях, содержащих драматическую завязку, выделяются поэтическое вступление, построенное на теме Банюты-

Латвия


Латвия


свадебные хоры, лирико-драматический монолог Банюты, сцена поединка Вижута и Дауманта и смерть последнего (I акт), мужественное прощание дружинников Дауманта со своим погибшим вождем, сиена проклятия Валгудиса и клятвы Банюты, похоронный марш (II акт):
MtrcU Inncbre

Латвия


Латвия


Третий акт — ночь народного праздника Лиго. Композитор использовал здесь подлинные народные лиго-песни. Центральную часть последнего действия занимает сцена Банюты и Вижута, заканчивающаяся трагически: на рассвете народ, провожающий праздник Лиго, находит тела погибших молодых людей.
Во второй редакции оперы, созданной в 1940—194] годах, композитор изменил финал: народ освобождает Банюту от клятвы, и опера кончается мощным хором; народ прославляет жизнь и счастье. Однако трагическая развязка первой редакции более соответствует общей концепции произведения. Подобно трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», она с большой силой воплощает идею жизнеутверждающей силы любви.
В годы героической борьбы за Советскую власть в Латвии была создана вторая часть оперной дилогии «Огонь и мочь» Я. Мединя, по одноименной драме Я. Райниса *. В основу драмы Райниса положена поэма А. Пумпура, написанная по мотивам латышского народного эпоса «Дачплеснс». Эпические образы воссоздают эпизоды борьбы латышского народа против его поработителей — немецких крестоносцев-фео- далов. Райнис, писавший свою драму в 1903—1904 годах, придает легендарно-историческим мотивам современный революционный смысл. В образе центрального персонажа оперы Лачплесиса, борющегося за освобождение народа, символически изображается пробуждение революционного пролетариата. Спутница Лачплесиса Спидола — сложнейший образ драмы; она олицетворяет магические силы красоты, связанной с миром темных сил, но впоследствии она переходит на сторону Лачплесиса и трагически гибнет вместе с ним в борьбе против Черного рыцаря.
Черный рыцарь — обобщенный образ стихии зла и тьмы, народного порабощения. Победа света и свободы приходит в результате жертвенной гибели Лачплесиса и Спидолы. Важную роль в борьбе антагонистических сил играют также пособники темных сил — предатель Кангара и нежная Ланмдога.
Оперу Яниса Мединя следует отнести к жанру легендарно-героической народной музыкальной драмы. Музыкальный язык оперы связан со стилем позднего романтизма, и вместе с тем в нем ясно выражена национальная латышская окраска. В вокальных партиях преобладает мелодическая декламация, но в лирических и драматических кульминациях композитор часто прибегает к широким арнозно-распеи ным построениям. Очень значительна в опере роль хоров; особенно выделяются хоры девушек в I акте, народные хоры ликования во 11 акте, хоры воинов в последнем действии. Симфоническое мастерство композитора проявилось в развитии лейтмотивов, которыми хараюч'
ризуются основные драматические образы оперы, и в самостоятельных оркестровых эпизодах (вступление, танцевальные сцены, картины борьбы Лачплесиса и т. д.). Несмотря на достоинства произведения — яркая образность, эмоциональный накал, драматическая конфликтность, — опера в первом варианте страдала длиннотами; они не вполне устранены и в окончательной редакции.
В годы борьбы за Советскую власть латышскими композиторами было создано много песен революционного содержания. Песни Я. Озолиня «Рабочий дворец», «На баррикады», «Песня кузнецов», «Гимн рабочих» были популярны в Советской России и исполнялись латышскими хоровыми коллективами Петрограда, Москвы и других городов. Следует отметить также «Песню каторжан» Я. Залитнса, хоровые обработки революционных песен Я. Страуме, вошедшие в сборник «Песни борьбы» (1917).
Крупнейший мастер вокальных жанров в латышской музыке А. Кал- нинь написал в эти годы ряд романсом и хоров, проникнутых пафосом народной освободительной борьбы. Я- Витол после пережитого им в годы первой 'мировой войны творческого кризиса вновь возвращается к композиторской деятельности и создает цикл «Летних песен» на слова поэта Ф. Барда, обработки 100 латышских народных песен для голоса с фортепиано (2-я тетрадь). В этих сочинениях композитор стремился к овладению новыми образами !и средствами выразительности.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей