Навигация
Обмен ссылками

 

Литва

автор: DARK-ADMIN
Временное революционное рабоче-крестьянское правительство Литвы, созданное в декабре 1918 г., уделяло большое внимание вопросам культуры и искусства. Уже в январе 1919 г. был основан Народный комиссариат просвещения, а во многих крупных городах созданы отделы народного образования. 5 февраля 1919 г. правительство приняло постановление об охране культурных ценностей республики, которые отныне принадлежали всему трудовому народу. Наследие выдающегося литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса было национализировано, началась подготовка к печати его неизданных музыкальных произведений.
В передовой статье первого номера газеты «Дело просвещения» (орган Народного комиссариата просвещения) указывалось, что «все культурные мероприятия, все учреждения должны быть использованы не для нужд капиталистов и спекулянтов, а для просвещения широких масс» (15 февраля 1919 г.).
Октябрьская революция вызвала подъем народного творчества в Литве, дала толчок рождению новых песен. В 1918 г. рабочие Шакяйского уезда создали песню о Ленине на мотив популярной народной песни.
Возникали и другие песни, отражавшие революционные чаяния порода, например «Прочным забором отгородившиеся», «Что за времс на». Большой популярностью пользовались русские революционные песни, переведенные на литовский язык.
Временное революционное правительство проявляло заботу о развитии концертной жизни. Митинги-концерты устраивались отделом агитации и пропаганды Вильнюсского городского комитета Коммунистической партии Литвы и Белоруссии на литовском, польском и русском языках. Концерты проводились в зале Клуба коммунистов, в Вильнюсском городском зале (ныне Госфилармония), в зале польского театра (ныне Академический театр оперы и балета) и других местах.
14 января 1919 г. в Вильнюсском городском зале состоялся первый концерт-митинг. В нем принял участие военный духовой оркестрго Псковского полка под руководством капельмейстера В. Русецкаса. Кроме местных солистов в Вильнюсе выступали также солисты театров Москвы, Петрограда, Киева. Организовывались концерты специально для красноармейцев.
1 апреля 1919 г. Народный комиссариат просвещения издал поста-новление об учреждении Государственного симфонического оркестра. В постановлении указывалось: «Принимая во внимание ту роль, которая принадлежит искусству, в частности музыке, в построении нового общества, и для того, чтобы дать возможность рабочему классу участвовать в музыкально^ творчестве, Народный комиссариат просвещения постановил учредить в Вильнюсе Государственный симфонический оркестр в ведении Народного комиссариата просвещения» '.
На первом концерте оркестра, который состоялся 16 апреля 1919 г., присутствовали представители Временного революционного правитель ства. Оркестром в составе 55 артистов дирижировал воспитанник Пе-тербургской консерватории К. Галковский (Галкаускас) — впоследствии профессор Государственной консерватории Литовской ССР, народный артист республики. В начале концерта был исполнен «Интернационал». Программа, составленная нз произведений композиторов разных на-циональностей (фантазия «Буря» Чайковского, мазурка из оперы «Галька» Монюшко, 1-я сюита «Пер Понт» Грига, увертюра к опере «Вильгельм Телль» Россини и др.), афиши концерта, напечатанные на пяти языках (русском, литовском, белорусском, польском и еврейском), смешанный состав публики — все это было ярким проявлением дружбы народов.
При Народном комиссариате просвещения была создана музыкальная секция, в которую вошлн Ю. Таллат-Келпша, КГалкаускас и ноль ский дирижер А. Вылежинский. Намечалась организация специального Комиссариата но делам искусств, задачи которого определялись еледующим образом: 1) всемерно содействовать расцвету искусства в Литве; 2) заботиться о художественном воспитании народных масс; 3) готовить новые кадры специалистов.
Руководящим центром музыкальной работы должна была служить Академия, в ведение которой поступали музыкальные учебные заведения, концертные организации, музыкальное издательство. В круг задач этой Академии входили собирание и пропаганда народных песен и танцев, изучение народных обрядов и обычаев, создание и публикация оригинальных и переводных учебников, научных трудов но музыке, про-ведение конкурсов, издание музыкального журнала и т. д. Предполагалось также открытие в Литве консерватории, средних и начальных музыкальных школ, введение обязательного преподавания музыки в об-щеобразовательных школах.
Правительство командировало члена музыкальной коллегии Ю. ТаллатКелпшу в Москву для ознакомления с постановкой музыкального образования и работой музыкальных учреждении в Советской России. После возвращения Ю. Тлллат-Келпша приступил к организации на-ционального оперного театра на базе студии сольного и хорового пения, основанной Народным комиссариатом просвещения.
Весной 1919 г. в Вильнюсе был основан Союз работников искусств, в музыкальной секции которого насчитывалось 365 человек.
Разгром Советской власти иностранными интервентами помешал реализации намеченных планов культурного строительства, они смогли быть осуществлены только через большой промежуток времени, когда Литва окончательно вошла в состав братской семьи народов СССР.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей