|
|
|
|
|
На Вилле мы устраиваем около шести выставок в год на двух отдельных площадях: одна – галерея площадью около 75 м2, другая – комплекс из пяти галерей общей пло- щадью около 370 м2. Типы выставок очень разнообразны: от экспозиции древних арте- фактов до восприятия античности в современном мире, от тунисской мозаики до новой работы Джима Дайна. Нам очень приятно отметить, что одной из лучших выставок, которые мы представляли на Вилле, были материалы из коллекции Эрмитажа – «Греки на берегах Черного моря». Для того чтобы сделать знакомство с музеем последовательным, и на постоянных, и на специальных выставках мы применяем одни и те же методы экспонирования и ин- терпретации. Наружная реклама и брошюры дополняют разработку демонстрации кол- лекций в галереях.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И в заключение мы хотели бы рассказать о том, как разрабатывали сопроводитель- ные материалы к нашей галерее. На протяжении многих лет система подачи инфор- мации определялась кураторами, педагогами, дизайнерами и издателями. Благодаря совместной работе мы смогли приступить к написанию материалов, точно зная, какая именно информация и в каких местах должна появиться. Во время подготовки мы смог- ли протестировать разные подходы, используя решения, принятые для тех или иных временных выставок в Центре Гетти. Такие экспозиции, как, например, «Статуя импера- тора» или «Достижение совершеннолетия в Древней Греции», позволили нам понять, как лучше донести до пользователя информацию разного типа и уровня, как включить медийные материалы в пространство галереи, определить оптимальное расположение и высоту, на которой следует экспонировать объект, цветовую гамму, дизайн для досок и экспликаций в витрине.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В следующем 2009 г. нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) отпразднует свой 80-летний юбилей, однако во многом он все еще остается «незаконченным произведением». Со времени своего основания музей постоянно расширялся вслед за стремительно растущими коллекциями современного искусства. Каждое изменение в его физической структуре требовало переосмысления и выработки новых подходов к представлению коллекций. Наиболее подходящее определение для МоМА – это «музей-лаборатория», поскольку его миссия состоит в том, чтобы отражать актуальность, многозначность, различные формы и стили искусства нашего времени.
Новое здание Музея современного искусства, спроектированное японским архитектором Йосио Танигучи, приняло первых посетителей четыре года назад, в 2004 г., а Научный и образовательный центр Кулмана открылся менее двух лет назад в 2006 г. Это расширение было самым значительным за всю историю музея: музейные площади увеличились практически в два раза по сравнению с первоначальными 11 600 м2, выделенными когда-то под экспозиционное пространство и галереи в здании в центре Манхэттена.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 января 2006 г. Вилла Гетти вновь открыла свои двери. Основная цель – пред- ставить и переосмыслить искусство и культуру древнего Средиземноморья. Выстав- ки постоянных коллекций, чередование специальных экспозиций, общедоступные программы должны логично дополнять одна другую. Чтобы добиться этого, потре- бовалось больше десяти лет тщательного планирования, которым занималась целая группа кураторов, архитекторов, дизайнеров, инженеров, педагогов, редакторов, рес- тавраторов, проект-менеджеров под руководством Марион Труе. Они работали вместе почти над всеми аспектами реновационного проекта, от архитектурного дизайна до создания табличек для экспонатов. Основные направления, на которых фокусирова- лось внимание: – изменения на территории, призванные регулировать и усиливать впечатления при проходе посетителей от автостоянки до галереи; – выбор тематического принципа экспонирования постоянной коллекции; – архитектурные изменения в галереях, направленные на улучшение презентации экспонатов; – защита коллекции от воздействия окружающей среды и землетрясений; – интерпретация коллекции. Вилла Гетти вновь открылась спустя почти 10 лет после создания Центра Гетти (де- кабрь 1997 г.). До своего закрытия в июле 1997 г. Вилла более трех десятилетий была единственным местом для размещения Музея Гетти. Группа планирования проекта Виллы получила огромную пользу из опыта столь долгого проведения работ, а также позаимствовала опыт планируемых усилий для Центра Гетти. В закрытом режиме мы имели возможность опробовать новые идеи и оценить реак- цию на них посетителей посредством проведения инсталляций и специальных выставок в Центре Гетти.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Многие поколения политических лидеров, филантропов и выдающихся общественных деятелей внесли свой вклад в дело строительства музея и пополнения его коллекций. Они решительно и неуклонно шли к своей цели: идея строительства музейного
«храма в парке Фейрмаунт» впервые прозвучала в 1894 г., непосредственная разработка проекта началась в 1911 г., а строительные работы завершились только к 1928 г. Чтобы исключить возможность незавершения строительства музея в полном объеме и в соответствии с первоначальным замыслом, его отцы-основатели приняли гениальное решение: начать возведение зданий с самых дальних корпусов – двух павильонов, служивших элегантным завершением северного и южного флангов строения. Сегодня, когда музей отмечает недавнее открытие здания, названного в честь Рут и Реймонда Г. Перельман, и планирует дальнейшее расширение под руководством замечательного архитектора Фрэнка Гери, общественные лидеры Филадельфии помнят о том, что музей был задуман как дар публике от предыдущих поколений горожан – дар, который необходимо сохранить и приумножить, и черпают вдохновение в дерзновенных замыслах прошлого.
Величественные и красивые музейные здания также служат и своеобразным стержнем для реализации музейной миссии: представлять и обеспечивать сохранность великих произведений искусства, а также пропагандировать их непреходящие и вместе с тем трансформирующиеся во времени уроки и открытия. Культурная жизнь Филадельфии находится сегодня на необыкновенном подъеме, занимая видное место в общем контексте визуальных искусств и иных форм творческой деятельности. Музею отводится важная роль в этом процессе возрождения, при условии, конечно, что его превосходные коллекции, помещения и высокопрофессиональные сотрудники действительно будут ориентированы на посетителя. Музей растет и развивается с небывалым ранее размахом. Мы должны проявлять смелость в своих усилиях по поддержанию тех высоких стандартов качества, которые мы все вместе однажды установили для Филадельфийского художественного музея.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для реализации задач в рамках принятого в 1998 г. долгосрочного плана мероприя- тий были предприняты огромные усилия, однако работа все еще далека от завершения. Ниже приводится график, в который включены как недавно завершенные, так и текущие и будущие проекты.
Июнь 2000 г.: приобретено здание страховой компании, являющееся образцом архи- тектуры ар-деко, под нужды экспозиционных залов, библиотеки, центра реставрации, образовательного центра и кабинетов сотрудников музея.
Декабрь 2000 г.: официально стартовала кампания по привлечению финансирования на капитальные проекты 2001 г., которая не только обеспечила достижение намеченного объема средств в 200 миллионов долларов, но в конечном счете принесла музею 247 миллионов.
2000–2005 гг.: в сотрудничестве с филадельфийской архитектурно-инженерной ком- панией «Витетта» завершена разработка первого в истории музея комплексного мастер- плана, одобренного и принятого попечительским советом и нацеленного на реконструк- цию музейной инфраструктуры, решение проблемы нехватки площадей в ближайшие 10 лет и позже. В этом документе детально отражены следующие моменты:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новые греческие и римские галереи в Метрополитен-музее представляют искусство, созданное примерно между 900 г. до н. э. и началом IV в. н. э.; здесь параллельно просле- живается эволюция греческого искусства эпохи эллинизма и искусства Южной Италии и Этрурии, достигающая своей кульминации в богатом и разнообразном мире Римской империи. Выставка состоит из огромных помещений главных галерей на первом этаже, концентрирующихся вокруг дворика Леона Леви и Шелби Уайт. Экспозиция продолжа- ется на полностью переоформленном уровне бельэтажа, где по обе стороны внутреннего двора располагаются галереи, которые используются для учебной коллекции искусства этрусков и греко-римского искусства (отсюда можно осматривать дворик сверху). В целом это удивительное собрание экспонатов, ряд из которых широкая публика никогда не ви- дела, «оживляет» зрительно и абстрактно истоки западной цивилизации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1998 г., с учетом вышеперечисленных моментов, попечительский совет музея еди- ногласно принял долгосрочный перспективный план мероприятий, который включает в себя:
1) разработку наилучших архитектурных решений для удовлетворения острой потребности музея в дополнительных площадях;
2) осуществление реконструкции и переоборудования внутримузейных пространств для оптимизации использования существующих галерей;
3) перевод помещений, имеющих архитектурную ценность, но все еще закрытых для посетителей, в разряд общедоступных;
4) повышение степени физической доступности музея, включая строительство новой парковки и оптимизацию маршрутов общественного транспорта;
5) реализацию систематического подхода к ранее игнорируемым вопросам ремонта и поддержания внешнего вида музея, его инфраструктуры и эксплуатационных систем, чтобы возродить историческое здание в его былом великолепии;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный Эрмитаж – один из крупнейших в мире художественных и куль- турно-исторических музеев. В наши дни необходимым условием существования музея является его движение вперед, которое не может быть осуществлено без диалога с горо- дом. Одним из элементов комплексного развития Эрмитажа на сегодняшний день явля- ется уже состоявшийся проект реконструкции и реставрации здания Главного штаба как многофункционального культурного центра. На протяжении трех лет решались вопросы идеологического, технического и фи- лософского порядка, и ныне формирование проекта завершено. С сентября этого года началась его реализация. Идея создания в здании Главного штаба музея XXI в. является лишь одной из частей программы «Большой Эрмитаж», которая была объявлена М. Б. Пиотровским более 10 лет назад. Эта программа также предполагает использование пространства Дворцо- вой площади. Частично этот замысел, уже заложенный в проекте, реализуется в реше- нии оставить первый этаж Главного штаба местом для свободного пребывания публики, причем с возможностью пройти к набережной реки Мойки и выйти затем на Невский проспект или к зданию Капеллы. В этой связи возможно строительство пешеходного моста в створе Волынского переулка, что значительно улучшило бы сообщение по ис- торическому центру. Проект «Большой Эрмитаж» предполагает создание культурной оси, или «Эрмитаж- ной перспективы», которая параллельна Неве. Эта перспектива могла бы проходить от Летнего сада до Новой Голландии, включая Дворцовую набережную – часть «культур- ной оси» города.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Современная интерпретация классического наследия: задачи в области реставрации, реконструкции и использования
Экспозиционные площади были заполнены в 1976 г., когда последний большой сво- бодный участок пространства, находящегося в общественном распоряжении, был отдан под проведение временных выставок. По мере приближения 125-летней годовщины со дня основания музея в 2001 г. проблемы нехватки площадей для размещения растущих коллекций, библиотечных и архивных фондов, приема все возрастающего количества посетителей и, наконец, для активной и разнообразной экспозиционной деятельности становились все более явными и острыми, сдерживая дальнейшее развитие музея. Кро- ме того, на повестку дня встал вопрос неоднократно откладываемого ремонта, а также необходимость расширения музейной парковки для посетителей.
Создание новых помещений, адекватно отражающих и подчеркивающих единст- во, красоту и архитектурную значимость Филадельфийского художественного музея при решении задач, связанных с экспонированием произведений искусства, обучением и работой с посетителями, было и остается нашей первоочередной целью. Назрела необходимость возведения нового музейного здания или выкупа примыкающих или соседних зданий, благодаря чему музей получил бы дополнительные площади для осуществления экспозиционной, научно-исследовательской деятельности и рестав- рации, а также для наслаждения музейными собраниями, реализации образователь- ных программ, предоставления различных услуг, обеспечения необходимых рабочих помещений для персонала и административно-хозяйственных нужд. Кроме того, суще- ствующая инфраструктура исторического музейного здания требовала значительной реконструкции, направленной на переоборудование имеющихся помещений, чтобы создать более комфортные условия для посетителей.
|
|
|
|
|
|
|