28 января 2006 г. Вилла Гетти вновь открыла свои двери. Основная цель – пред- ставить и переосмыслить искусство и культуру древнего Средиземноморья. Выстав- ки постоянных коллекций, чередование специальных экспозиций, общедоступные программы должны логично дополнять одна другую. Чтобы добиться этого, потре- бовалось больше десяти лет тщательного планирования, которым занималась целая группа кураторов, архитекторов, дизайнеров, инженеров, педагогов, редакторов, рес- тавраторов, проект-менеджеров под руководством Марион Труе. Они работали вместе почти над всеми аспектами реновационного проекта, от архитектурного дизайна до создания табличек для экспонатов. Основные направления, на которых фокусирова- лось внимание: – изменения на территории, призванные регулировать и усиливать впечатления при проходе посетителей от автостоянки до галереи; – выбор тематического принципа экспонирования постоянной коллекции; – архитектурные изменения в галереях, направленные на улучшение презентации экспонатов; – защита коллекции от воздействия окружающей среды и землетрясений; – интерпретация коллекции. Вилла Гетти вновь открылась спустя почти 10 лет после создания Центра Гетти (де- кабрь 1997 г.). До своего закрытия в июле 1997 г. Вилла более трех десятилетий была единственным местом для размещения Музея Гетти. Группа планирования проекта Виллы получила огромную пользу из опыта столь долгого проведения работ, а также позаимствовала опыт планируемых усилий для Центра Гетти.
В закрытом режиме мы имели возможность опробовать новые идеи и оценить реак- цию на них посетителей посредством проведения инсталляций и специальных выставок в Центре Гетти.
Местоположение
Вилла находится на дне каньона и занимает около 260 га земли вдоль калифорний- ского побережья. Ее расположение в основном повторяет план первого этажа Виллы папирусов, римского дома в Геркулануме, который был засыпан при извержении вулкана Везувий в 79 г. н. э. Некоторые части музейного здания были спроектированы в соответствии с другими древнеримскими образцами (так, образцом атриума Виллы Гетти послужил атриум Самнитского дома в Геркулануме). Новый план и дизайн Виллы были созданы бостонской архитектурной фирмой «Мачадо и Сильветти», возглавляе- мой Хорхе Сильветти. Новый план включает в себя парковки как для посетителей, так и для персонала, определяет порядок следования наших посетителей в музей; появился амфитеатр на открытом воздухе, созданы новые и улучшенные возможности хранения коллекции, построены кафе, хранилища и лекционный зал. Облик новой архитектуры, которая должна окружать Виллу, базируется на метафоре: ее здание словно является памятником археологии, раскопанным в соответствующем окружении. По проекту новая архитектура должна воссоздавать картину культурных слоев, которую можно увидеть на раскопках, например Геркуланума.
Основной задачей было создание последовательного прохода посетителей от авто- стоянки к новому входу в музей. Архитекторы создали входной павильон под открытым небом, куда сначала и попадают посетители. Здесь они могут сориентироваться, взять плакарту или аудиогид и узнать о дневных программах и событиях. Значимо, что первое впечатление посетителей последовательно развивается, логично и взаимосвя- занно, средствами языка и оформления. Пройдя по садовой дорожке вдоль холма, гости музея заворачивают за угол, и внизу перед ними открываются музей и площадь. Амфи- театр – неотъемлемая часть новой Виллы. Он не только предназначен для представле- ний античной драмы, но и является местом для групповых собраний и величественным подходом к передним дверям Виллы.
Как и многие другие аспекты нового проекта Виллы Гетти, амфитеатр имеет антич- ный прототип. Группа планирования Виллы посетила древние достопримечатель- ности Италии, а также музеи, обладающие античными коллекциями, надеясь найти источник вдохновения для создания Виллы и галерей. Амфитеатр Виллы, например, сконструирован наподобие Малого театра в Помпеях. Группа также посетила другие музеи и места, включая Виллу Оплонтис, Глиптотеку в Копенгагене и Виллу Керилос – реконструированный древний греческий дом на юге Франции. Образцами экспозиции античности (особенно качества освещения) стали Пергамон-музей в Берлине и Музей Торвальдсена в Копенгагене.
Музей
На ранних этапах планирования новой Виллы требовалось найти ответы на два клю- чевых вопроса: как будут представлены постоянные коллекции и как будут выглядеть эти помещения в здании, теперь посвященном только античности. Ответ на первый вопрос был дан довольно быстро: экспонаты будут расставляться в галереях скорее по тематике, нежели по хронологическому или культурно-историческому принципу. Было много причин, обусловивших это решение. Поскольку музей проектировался по архи- тектурному плану римской виллы, то по своим масштабам он небольшой и залы между собой как следует не связаны; таким образом, нет и единственного маршрута, по ко- торому следовали бы посетители. К тому же раньше мы уже представляли коллекцию по культурно-историческому и хронологическому принципу, но это не было удачно в силу ограниченности собрания. Поэтому мы приняли решение разбить его на группы, объединенные сводными темами, такими как «Боги и богини», «Герои», «Атлеты и со- стязания». Такая концепция легка для понимания и позволяет посетителям сравнивать свою собственную жизнь с тем, что было в древности.
Основные тематические группы искусно распределены по двум этажам музея. На первом этаже представлены сюжеты, связанные с религией, мифами и литературной тематикой, на втором – темы повседнев- ной жизни.
Установив общий подход к экспозиции, мы вернулись к материальному оформле- нию пространства галереи. Здание должно было быть полностью обновлено с учетом тех изменений в инфраструктуре, которые делали бы его более функциональным, так, у нас появился первый грузовой лифт! Группа по дизайну тесно сотрудничала с архи- текторами для создания красивого и функционального пространства, куда попадало бы как можно больше дневного света. С этой целью вокруг атриума были созданы окна и галереи на втором этаже, а также два световых люка на крыше, чтобы пропускать солнечные лучи. Окна дают дополнительную точку зрения и помогают посетителям лучше ориентироваться в здании. Самая большая проблема возникла на втором этаже, где кроме античных произведений раньше экспонировались все коллекции Гетти: жи- вопись, манускрипты, фотографии, французская мебель. В наш план входило перейти к отделке и цветам Древнего Рима – помпеянскому красному, охре и синему для стен, мраморным и бетонно-мозаичным полам.
Пока продолжались работы по дизайну интерьера галереи, мы обратились к плани- рованию того, как размещать произведения искусства, и к подготовке сопроводительно- го материала. Все эти усилия тщательно документировались дизайнерами, чтобы члены группы постоянно владели текущей информацией. Для того чтобы разместить экспона- ты в галереях, мы пользовались масштабной моделью. Эта модель также помогла в вы- боре цвета для залов, поскольку мы могли сразу же оценить сочетания красок. Затем мы использовали полномасштабные фотографические макеты для каждого экспоната и помещали их на предусмотренные места, будь то застекленный стенд или пьедестал. Такая точно отрегулированная работа в галереях сделала реальную установку объектов невероятно эффективной.
Безопасность коллекции
Вся система безопасности скрыта от взора посетителей. Для обеспечения сохран- ности экспонатов, а также для их защиты в случае землетрясения были разработаны специальные системы для стен и полов.
В стены галереи на определенной высоте встроена система стальных плит. На них имеется резьба для болтов, которые закрепляют в стене сами экспонаты или шкафы- витрины. Точность строительных работ позволяет нам знать, где именно находятся плиты и отверстия, что облегчает нашим инженерам и монтажникам обеспечение безопасности произведений искусства. Такая система позволяет без особых проблем добавлять и перемещать экспонаты, поскольку точки крепления легко «залатываются» и отделываются заново. Система крепления на двух анкерных болтах способна выдер- жать нагрузку до 360 кг, а для экспонатов с тремя точками крепления (включая наполь- ную) – до 1500 кг.
Подобным же образом разработано и крепление экспонатов на полу. В системе полов находятся съемные плиты, которые скрывают места крепления произведений искусства и пьедесталов. Такие напольные точки позволяют прочно закрепить экспонат весом около 1450 кг на пьедестале с опорной поверхностью 76 × 76 см. Как и системы, уста- новленные в стенах, напольные крепежи обеспечивают максимум гибкости, поскольку, когда экспонат снимается, накладная пластина ставится обратно на место и закрыва- ет место крепления. Также в эту систему входят линии электропередачи, сигнализа- ции и передачи данных, что позволяет легко устанавливать компьютеры или витрины с внутренней подсветкой и системой сигнализации.
Пьедесталы и витрины, разработанные проектировщиками Виллы и фирмой «Мачадо и Сильветти», были изготовлены компанией «Гласбау Хан» во Франкфурте- на-Майне. Они сопряжены с системами, размещенными в стенах и полах и обеспе- чивающими для коллекции полный климат-контроль. Стальной каркас витрин плаки- рован крашеным деревом со съемными панелями для легкого доступа к монтажному крепежу и кремнегелевым (влагопоглощающим) отсекам.
По окончании установки каждого произведения искусства наши монтажники подготавливали полную докумен- тацию: как устанавливался объект, как выглядит его крепеж, подробно описывали все процедуры сборки. Для многих особо хрупких произведений искусства мы исполь- зовали систему сейсмической изоляции, разработанную для защиты объекта от гори- зонтальных перемещений. В то время как опорная плита прикрепляется к полу или пьедесталу, верхняя плита соединяется с панелью экспоната. Третья плита изолирует первые две друг от друга. При начале землетрясения опорная плита начинает двигать- ся вместе со зданием, центральная плита движется в противоположном направлении и возвращается назад к центру пружиной, которая удерживает плиты вместе. Верхняя плита остается на месте, почти на 80 % защитив объект от горизонтального сдвига, вызванного землетрясением.
Для того чтобы повысить способность некоторых частей здания выдерживать на- грузку, потребовалось принятие уникальных решений. На втором этаже бетонная плита была слишком тонкой для размещения там наиболее тяжелых произведений искусства, однако укрепить ее, не повредив декоративную архитектурную отделку внизу, не пред- ставлялось возможным. Архитекторы решили соединить слой углеродного волокна с плитой, покрывая его эпоксидной смолой и соединяя болтами с боковыми стенами, создав таким образом, в сущности, подвесную конструкцию. Все эти системы вместе позволяют на современном уровне обеспечить безопасность здания и находящихся в нем коллекций.