Навигация
Обмен ссылками

 

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НЬЮ-ЙОРКЕ

автор: DARK-ADMIN
В следующем 2009 г. нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) отпразднует свой 80-летний юбилей, однако во многом он все еще остается «незаконченным произведением». Со времени своего основания музей постоянно расширялся вслед за стремительно растущими коллекциями современного искусства. Каждое изменение в его физической структуре требовало переосмысления и выработки новых подходов к представлению коллекций. Наиболее подходящее определение для МоМА – это «музей-лаборатория», поскольку его миссия состоит в том, чтобы отражать актуальность, многозначность, различные формы и стили искусства нашего времени.

Новое здание Музея современного искусства, спроектированное японским архитектором Йосио Танигучи, приняло первых посетителей четыре года назад, в 2004 г., а Научный и образовательный центр Кулмана открылся менее двух лет назад в 2006 г. Это расширение было самым значительным за всю историю музея: музейные площади увеличились практически в два раза по сравнению с первоначальными 11 600 м2, выделенными когда-то под экспозиционное пространство и галереи в здании в центре Манхэттена.

История становления музея достаточно хорошо известна, и нет необходимости на ней подробно останавливаться, за исключением разве что тех событий, которые предшествовали недавней кампании по строительству нового музейного здания и предстоящей реализации нового проекта, который на данный момент все еще находится на стадии планирования. Приверженность музея постоянному обновлению и изменению зафиксирована в следующем отрывке из описания его миссии: «Непрерывный процесс переоценки предопределен самой музейной традицией, которая приветствует открытость и стремление к развитию и изменению». Несмотря на то что эта формулировка носит открытый характер, она имеет непосредственное отношение к теме настоящей конференции: в процессе развития и расширения музея одной из важной задач становится обеспечение архитектурного решения для реализации программы деятельности, которая сама может постоянно изменяться.

Когда в 1939 г. по случаю своего 10-летнего юбилея музей обзавелся собственным постоянным «домом» (по проекту Филипа Гудвина и Эдварда Дарелла Стоуна), это новое шестиэтажное здание в современном стиле явило собой сознательный отход от неоклассической традиции, которая была типичной для музейной архитектуры. Благодаря

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НЬЮ-ЙОРКЕ


Музей современного искусства, дизайн Йосио Танигучи.
Вход с 53-й улицы
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
(© Тимоти Харслей)


своему расположению непосредственно на одной из улиц в самом центре квартала в сердце Манхэттена музейное здание было вписано в урбанистический контекст, что впоследствии стало визитной карточкой и неотъемлемой частью его идентичности, включая и самый последний проект расширения Танигучи, в котором он так смело и вместе с тем тонко и деликатно вписал свое здание в сложную и многогранную ткань окружающей застройки.

Когда в 1939 г. музей распахнул свои двери, Альфред Барр, тогдашний директор и основатель, заметил: «Музей современного искусства – это лаборатория, и публика приглашается принять участие в его экспериментах». Иными словами, ни сам музей, ни его экспозиции не планировались как нечто постоянное, напротив, они были призваны служить неким каркасом, в рамках которого мог бы проходить непрерывный процесс исследования современного искусства.

В последующие десятилетия музей продолжал расширяться, присоединяя прилегающую к нему недвижимость. Каждому из директоров приходилось в свою очередь сталкиваться с ситуацией, которую ныне покойный директор Рене Д’Арнонкур определил как проблему, порожденную успехом. Неуклонный рост коллекций привел к тому, что «стало невозможно выделить для их нужд необходимое пространство без ущерба для программы временных экспозиций». Из года в год решение проблемы заключалось в добавлении дополнительных экспозиционных площадей. Среди наиболее значимых расширений можно упомянуть Сад скульптуры Эбби Олдрич Рокфеллер по проекту Филипа Джонсона (1953); Восточное крыло здания по его же проекту (1964); а также новое Западное крыло, увенчанное жилой высоткой по проекту архитектора Сесара Пелли (1984). Автор последнего проекта по расширению, Танигучи, пошел по пути интеграции и перепрограммирования исторических зданий музея, усилив композиционную роль Сада скульптуры – оазиса в центре города – как ядра всего музейного комплекса, расположив по восточному и западному флангу сада здание образовательного центра и выставочные галереи. Минималистичная архитектура Танигучи с ее приглушенной палитрой из черного гранита и стекла, белого полупрозрачного стекла и алюминия гармонично дополнила исторические строения и стала прекрасным обрамлением для музейных коллекций.

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НЬЮ-ЙОРКЕ


Дизайн Йосио Танигучи: сад скульптуры Эбби Олдрич Рокфеллер и здание Дейвида и Пегги Рокфеллер Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк (© Тимоти Харслей)


МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НЬЮ-ЙОРКЕ


Вид инсталляции второго этажа атриума Дональда Б. и Катерины С. Мэррон со скульптурой Мартина Пьюрииа (слева направо):

«Лестница для бухгалтера Т. Вашингтона» (1996),

«Несколько выдумок» (1975–1978), «Желание» (1981), «К звездам» (2007)

Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

(© Мартин Пьюрииа; фото Ричард Барнес)



Филип Джонсон считал, что одна из задач художественного музея – доставить посетителю удовольствие, пробудить в нем восприимчивость в процессе его эмоционального опыта общения с искусством. В новом музее такой опыт начинается, когда посетитель переходит из вестибюля (пространства, в котором главное – обеспечить приобретение билетов, сдачу вещей в гардероб и т. д.) в экспозиционные галереи, откуда открывается грандиозный вид на Сад скульптуры и окружающий город. Парадная лестница ведет на второй этаж в кажущийся невесомым атриум, сквозь окна и проемы которого открывается вид на целый ряд постоянных галерей, расположенных на втором, третьем, четвертом и пятом этажах. (Под временные экспозиции выделен шестой этаж.) К атриуму примыкают залы современного искусства. Такое расположение коллекций современного искусства на втором этаже призвано подчеркнуть приверженность музея искусству нашего времени. Вместе с тем подобная планировка имеет и чисто практические основания. Залы современного искусства изначально проектировались как помещения без колонн, с высокими потолками и укрепленным полом, предназначенным для размещения тяжелых композиций, таких как, например, монументальные стальные скульптуры Ричарда Серра, которые физически было бы просто невозможно установить на верхних этажах.

С развитием музея и ростом его коллекций крепло и его умение «рассказать» историю современного искусства. В новом музее постоянные экспозиции включают в себя семь тематических отделов: архитектура и дизайн, рисунок, кинофильмы, медийные искусства, живопись и скульптура, фотография, графика и книжные иллюстрации.

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НЬЮ-ЙОРКЕ


Инсталляция. Скульптура Ричардa Серра:

сорок лет в галерее Музея современного искусства. 2007

Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

(© Ричард Серра / Общество защиты прав художников (АРС),

Нью-Йорк; фото Лоренца Кинзли)


МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НЬЮ-ЙОРКЕ


Альфред Х. Барр-младший. Художественная и скульптурная галереи.

Общий вид четвертого этажа. Дизайн Йосио Танигучи

Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

(© Тимоти Харслей)



В своей совокупности они дают общее представление о современном искусстве и его основных достижениях. Самые большие экспозиционные площади выделены под коллекции живописи и скульптуры, размещенные на четвертом и пятом этажах. Эти галереи изначально предусматривали определенную гибкость в экспонировании: в отличие от линейного подхода к повествованию, который был скорее недостатком предыдущей экспозиции, план новой галереи строился по принципу «центральная часть – примыкающие галереи». Идея состояла не только в том, чтобы представить основные достижения современного искусства, но и в том, чтобы попытаться раздвинуть границы повествования, включив в него ряд альтернатив, а также интегрировать произведения из других разделов, обеспечив тем самым более комплексное и многогранное отражение процессов развития искусства (по сравнению с предыдущими экспозициями). Более того, кураторы стремились избегать постоянных или стационарных выставок, отдавая предпочтение принципу ротации экспонатов, который стимулировал бы экспериментирование и поиск неожиданных контрастов и сопоставлений.

Целый ряд других структурных нововведений, чрезвычайно важных для выполнения миссии музея и его дальнейшего развития, не столь очевидны для обычного посетителя. За пределами Манхэттена Музей современного искусства построил два больших фондохранилища, в которых на сегодняшний день размещены 150 000 единиц хранения – произведения, выполненные в различных формах и жанрах. Расположенный

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НЬЮ-ЙОРКЕ


Архитектурное бюро Жана Нувеля. 2008.

Цифровое решение, вид со стороны 53-й улицы

Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк


в Пенсильвании Центр хранения кинодокументов имени Селесты Бартос (1997) был спроектирован по заказу музея и включает в себя фондохранилище для киноколлекции, насчитывающей 23 000 фильмов, в том числе специальные помещения для хранения нитропленок, а также учебный центр. В 2002 г. музей переоборудовал под свои нужды бывшее здание фабрики в соседнем районе Квинс, превратив ее в оснащенный по последнему слову техники комплекс, имеющий в своем составе фотостудии, дополнительные помещения для библиотеки, научно-исследовательского и архивного центра.

Кроме того, музей сотрудничает с расположенным неподалеку Центром современного искусства P. S. 1, тем самым еще больше подчеркивая свою приверженность делу современного искусства. Основанный в 1977 г. в здании бывшей средней школы Центр P. S. 1 представляет собой что-то вроде выставочного зала (Кунстхалле), не являясь в строгом смысле собирательской организацией. Мы планируем и дальше активно развивать совместную деятельность.

Сохраняя свою «незавершенность», музей со времени своего основания неоднократно расширялся. Вот и сейчас он готовится к очередному раунду. К западу от здания Танигучи по заказу одной девелоперской фирмы французский архитектор Жан Нувель возвел устремленную ввысь башню из металла и стекла (предназначенную под гостиничный и жилой комплекс). Когда этот потрясающий проект будет завершен (предположительно к 2013 г.), Музей современного искусства получит в свое распоряжение около 4000 м2 дополнительного экспозиционного пространства, которое будет «бесшовно» соединено с существующим зданием на уровне второго, четвертого и пятого этажей.

Быть современным – значит вступать в активное взаимодействие с настоящим и не бояться перемен в неуклонном стремлении к самообновлению. И успех музея в решении этой задачи напрямую будет зависеть от выработанной экспозиционной стратегии.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей