И в заключение мы хотели бы рассказать о том, как разрабатывали сопроводитель- ные материалы к нашей галерее. На протяжении многих лет система подачи инфор- мации определялась кураторами, педагогами, дизайнерами и издателями. Благодаря совместной работе мы смогли приступить к написанию материалов, точно зная, какая именно информация и в каких местах должна появиться. Во время подготовки мы смог- ли протестировать разные подходы, используя решения, принятые для тех или иных временных выставок в Центре Гетти. Такие экспозиции, как, например, «Статуя импера- тора» или «Достижение совершеннолетия в Древней Греции», позволили нам понять, как лучше донести до пользователя информацию разного типа и уровня, как включить медийные материалы в пространство галереи, определить оптимальное расположение и высоту, на которой следует экспонировать объект, цветовую гамму, дизайн для досок и экспликаций в витрине. Поскольку экспозиция «Достижение совершеннолетия в Древ- ней Греции» ориентирована на семейную аудиторию, то, например, витрины были рас- положены с расчетом на ребенка. Работая над размещением экспонатов в галерее, мы старались обеспечить легкий доступ и движение посетителей, а также соблюсти Акт об американцах с ограниченными возможностями, который определяет, в частности,
расстояние между объектами и высоту, удобные для гостей в инвалидных колясках. Мы планировали установку дидактической информации в галереях таким образом, чтобы она последовательно охватывала экспонаты. Поскольку каждая галерея имеет собственную тематику, необходима панель с вводным текстом, в котором описывались бы основные рассматриваемые понятия. Кроме того, необходимы панели поменьше, которые несли бы более сфокусированные сведения, а также таблички для конкретных экспонатов или их групп.
Посредством такого рода сопроводительных материалов удалось охватить сразу нескольких важных проблем: 1) эстетические вопросы; 2) све- дения о греческих, римских и этрусских обществах; 3) значимость античности для современного общества; 4) хронология; 5) вопросы хранения и археологии. Несмотря на то что не всегда и не в каждой галерее можно было осветить все эти темы, мы пом- нили о них, когда определяли тип справочных табличек и выявляли объекты, которые можно использовать для достижения подобных дидактических целей. Из опроса по- сетителей мы узнали, что вводные тексты на панелях практически никто не читает, поэтому мы сделали их более привлекательными, включив в них относящиеся к теме цитаты из античной литературы, изображения произведений искусства и виды Сре- диземноморья. Временнáя шкала была создана, чтобы помочь посетителю соотнести произведения с определенным историческим периодом. Все эти элементы дизайна ограничивали количество основного текста, способствовали краткости сообщений.
Разработка табличек для экспонатов тоже была сопряжена с известными трудностями, поскольку мы старались сделать их не только понятными обычному посетителю, но и полезными для ученых, приходящих в галерею. Поэтому были разработаны и понят- ные для обычных посетителей названия экспонатов, и научные справки для студентов и ученых. Кроме того, мы хотели оставить презентацию экспонатов как можно более привлекательной и ясной, поэтому использовали на табличках изображение вещей, а не системы букв и цифр. Вся наша система обозначений автономна от самих произ- ведений искусства, что значительно облегчает смену табличек. Все это помогает нам систематически обновлять информацию и делает доступ к ней максимально легким для посетителей.
Хронология также крайне важна для нас, но вследствие тематического подхода в экс- позициях оказалось довольно сложно осветить эти вопросы с должной полнотой. Ра- ботая с кураторами, дизайнерами и редакторами, наши сотрудники, занятые вопроса- ми образования, разработали Зал временнóй шкалы, на которой обозначены наиболее важные достижения в искусстве, архитектуре и истории Древнего мира. В зале также находится «стратиграфическая» колонна, разъясняющая течение времени в археоло- гических терминах. Предметные экспозиции рассматривают тематику художествен- ных стилей. Зал окружен интерактивной картой древнего Средиземноморья, которая, в свою очередь, рассказывает о социальной, политической и художественной истории применительно к географии.
Еще одно высокоинтерактивное пространство – «Семейный форум». В этом зале вся семья сможет познакомиться с древнегреческой вазописью и попытаться самостоятель- но нарисовать картинки на трехмерных копиях древних сосудов, параллельно получая сведения об их формах и функциях, или поучаствовать в проекте, который называется «Вазы рассказывают истории», добавив свой собственный силуэт в композицию из черных фигур, спроецированную на экран.