|
|
|
|
|
Словарь не только отражает своё время, но и формирует, иногда жёстко навязывая, систему «идеологических фантомов». Деидеологизация словарей оказалась сложным и противоречивым процессом, который начался в конце 1980-х гг. В статье исследуются вопросы лексикографической интерпретации идеологического микрокомпонента, входящего в прагматическую зону семантики слова. В аксиологическом поле социума есть «вечные» понятия, которые отражаются в лексиконе носителей языка как идеологемы (по данным ассоциативных и дискурсивных исследований). Подобное содержание обычно эксплицировано в словарной статье, оно призвано отражать и формировать идеологическую картину мира социума, т. е. оказывать идеологическое давление на адресата словаря. Однако есть случаи, когда прагматическое содержание слова намеренно скрыто: к таким лексикографическим феноменам относится лексема цензура, обозначающая то, «чего у нас в обозримом прошлом не было и нет». Разные типы прагматического содержания требуют и разной лексикографической «упаковки»: что-то должно быть прописано, что-то скрыто. В результате проведенного дефиниционного и дискурсивного анализа выявлены способы вуалирования очевидного идеологического содержания, связанного с «осуществлением надзора за инакомыслием»: это система комментирующих помет (устарелое, заграничное, историческое, политическое) и специально подобранный хронологически маркированный иллюстративный материал.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В последние годы расширяется и углубляется сотрудничество между Россией и Китаем в области политики, экономики, культуры. Это свидетельствует о новом этапе в развитии китайско-российских отношений. Самым результативным за многие годы сотрудничества является майский визит президента В. В. Путина в Пекин (2014 г.), стимулировавший подписание договора по расширению российскокитайского сотрудничества в разных областях народного хозяйства, например, в нефтеперерабатывающей, строительной, энергетической и других промышленных сферах. Эти уникальные условия диктуют необходимость качественной подготовки и переподготовки специалистов по переводу c русского языка на китайский и наоборот [1–2]. Особенно это касается переводчика устной речи (далее в статье – устный переводчик), играющего важную роль в успешном развитии дальнейшего сотрудничества между странами. Всё сказанное объясняет актуальность исследований, посвящённых 1) выявлению особенностей устного перевода; 2) определению образовательных задач, касающихся подготовки необходимых обществу специалистов, в данном случае – устных переводчиков. Базой данного исследования является опрос, который провел автор работы среди китайских студентов, имеющих языковую практику по устному переводу, и устных переводчиков, работающих в государственных учреждениях или частных компаниях. Цель нашей работы диктуется потребностями китайского общества в высококвалифицированных специалистах и заключается в определении задач современной образовательной системы в области подготовки устных переводчиков с русского языка на китайский и наоборот. Достижение этой (далеко не простой) цели требует решения, как минимум, трёх задач:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Религия На современном этапе, Республика Беларусь является многонациональным государством и, соответственно, на ее территории свободно исповедуются многие мировые религии и религиозные течения. На территории Беларуси активно возводились и возводятся различные храмы и церкви, часть которых уцелели и до наших дней. К примеру, в Гродно расположена Борисоглебская церковь, возраст которой насчитывает многие сотни лет. Одним из самых известных памятников искусства является крест Евфросинии Полоцкой. Данные крест был утрачен во время Великой Отечественной войны и не найден до сих пор.
Литература Существует немало различных произведений созданных белорусскими писателями и поэтами. На начальном этапе развития белорусской литературы, она была неотделима от русской и украинской, но со временем приобрела свою уникальность и неповторимость. Творчество белорусских писателей переведено на многие другие языки. Среди наиболее известных поэтов и писателей числятся такие люди, как Якуб Колас, Янка Купала, Тётка, Максим Танк, Василь Быков и другие. Многие произведения последних десятилетий посвящены Великой Отечественной войне на территории Беларуси.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среди учеников профессора Московского университета Владимира Ивановича Герье (1837-1919) особое место занимает Иван Иванович Иванов (1862-1929), который остался в истории русской культуры прежде всего как литературовед и театральный критик. Его историческое наследие практически не изучено. Констатируемая в литературе принадлежность И.И. Иванова к ученикам Герье не подтверждена никакими исследованиями. Однако для характеристики особенностей научной школы Герье анализ исторической концепции И.И. Иванова представляет особый интерес, ибо позволяет уточнить проблематику ее представителей в связи с научными интересами самого учителя. Иванов родился в небольшом городке Белый Смоленской губернии в семье военного. В 1882 г. после окончания гимназии в Вязьме поступил на историко-филологический факультет Московского университета [10. С. 115]. В период обучения в университете он проявил разносторонность своих интересов. Всеобщую литературу он слушал у Н.И. Стороженко, признанного специалиста по истории английской литературы, вице-президента Нового шекспировского общества (New Shakespeare Society) [11. С. 693]. Под руководством Стороженко Иванов написал два студенческих сочинения «Гамлет и его толкователи в английской и немецкой литературах» и «Нравственное учение стоиков», удостоенных медалей на конкурсе студенческих работ. Тем самым Иванов повторил путь Герье, который в студенческие годы также получил две медали за филологические сочинения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В истории постсоветского реформирования российского федерализма малоисследованным остаётся противоречие между федеральным центром и республиками по поводу их особого статуса как этнотерриториальных образований, выражающих государствообразующую субъектность титульных этносов. Республики, как и в советское время, продолжают считать этот статус необратимым историческим достижением, возникшим вместе с самой Российской Федерацией, которая учреждалась «на основе свободного союза свободных наций, как федерация национальных советских республик», что получило законодательное закрепление сначала в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а затем в Конституциях РСФСР 1918 г. [5. С. 50-51; 17 .С. 199] и 1925 г. [14. С. 286]. Федеральный центр же, напротив, исходя из новой постсоветской ситуации, стал рассматривать этнополитический статус республик как деструктивное и нецелесообразное с точки зрения единства российского государства явление. Такая позиция получила практическое воплощение в переходе Российской Федерации от национально-территориального к административно-территориальному принципу построения, что было оформлено 10.04.1992 г. включением в Конституцию РСФСР Федеративного Договора от 31.03.1992 г. в качестве составной её части [13]. Кроме того, разработанная в этом же году государственная программа дальнейшего рефор- мирования Федерации1 исключает в будущем существование в ней субъектов в виде республик как этнотерриториальных образований.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятие Судебных уставов 20 ноября 1864 г., ознаменовавшее начало качественно нового этапа в развитии российской системы юстиции, повлекло за собой масштабные изменения в деятельности всего блока судебных и правоохранительных органов. В общем контексте судебной реформы важное значение приобрел вопрос о формировании в рамках судебной системы эффективных органов предварительного следствия.
От четкого и слаженного взаимодействия судебных следователей с другими структурными единицами окружного и мирового суда зависел в конечном счете уровень защищенности прав и законных интересов российских подданных. Не случайно, что в ходе реформы предварительного расследования, кроме самих судебных уставов, одновременно был принят еще ряд законов: «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок» [6]. Помимо актов общего имперского законодательства деятельность судебных следователей регулировалась также положениями, принимавшимися непосредственно окружными судами. К примеру, в Кубанской области в 1874 г. Екатеринодарским окружным судом был принят собственный Особый наказ [5].
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В последней трети XIX в. Австралия являлась наиболее успешной и динамично развивающейся британской переселенческой колонией. В сравнении с Канадой Австралия не имела преимущества географической близости, которая облегчала иммиграцию из метрополии. Это затрудняло приток трудовых ресурсов – главного фактора аграрной колонизации и экономического развития переселенческой колонии в целом. В отечественной «австралиане» уделено немало внимания проблемам экономического, политического, социального и культурного развития Зеленого континента в XIX в. [3]. Специальные работы посвящены процессам конституционного развития Австралии [4], а также трансформации переселенческих колоний из коронных в доминионы и связанных с этим изменений их взаимоотношений с метрополией [1]. При этом явно недостаточное внимание уделялось концептуальному обоснованию этих сложных и неоднозначных процессов, интенсивному и плодотворному творчеству британской интеллектуальной элиты. А. Леруа-Болье считает, что успешное развитие австралийских колоний происходило не благодаря, а вопреки крайне неблагоприятным обстоятельствам. В Стране антиподов колонисты в непривычных природных условиях сумели создать процветающие колонии исключительно благодаря эффективности управления имперской администрации, собственному трудолюбию и предприимчивости. Для Леруа-Болье Австралия – это «страна, где, по-видимому, вечно должно было царить варварство и где, как казалось, природа исключила человеческий труд и культуру».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Община удельных крестьян выполняла экономические, административноправовые, судебные и другие функции. Одной из задач крестьянского мира являлась социальная защита членов общины. Вопросы социальной опеки в удельной деревне решались в соответствии с нормами обычного права, а также основывались на некоторых указах Департамента уделов. К основным проблемам защиты удельных крестьян относились следующие: забота о малолетних сиротах, строительство и содержание больниц, сельских училищ и церковных учреждений, общественных хлебных магазинов, помощь семьям, пострадавшим от пожаров и другие вопросы. Феодальное государство, которое по сути оставалось таковым и после отмены крепостного права, не принимало активного участия в судьбе детей, оставшихся без попечения родителей. В случае смерти обоих родителей малолетним детям на сельском сходе назначался опекун. В первую очередь стать опекуном предлагалось ближайшим родственникам сирот. Если таковых не имелось или они не желали брать на себя эту ношу, по гражданскому обычаю опекуном могли назначить кого-либо из родственников, при этом его желание уже не учитывалось. Принималась только одна отговорка – неимение своего дома. У мордвы эрзи доходило до того, что сход выбирал какого-нибудь стороннего человека, которому и поручалось «привести сирот в возраст».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основу имперской системы во многом определяет территориальный комплекс, характеризующийся способностью к расширению. Расширение территориального комплекса производится двумя важнейшими способами – внутренней колонизацией и внешней экспансией, которые тесно между собой связаны. Механизм их корреляции зависит от совокупности следующих факторов: 1) стадии развития империи – так, традиционной империи в большей степени присуща внутренняя колонизация, модернизированной – внешняя экспансия, а на стадии перехода от одного типа к другому эти способы настолько переплетаются, что их разграничение практически теряет смысл; 2) территориальной компоненты имперской идеологии, обосновывающей механизм расширения империи необходимостью достижения естественных границ (это могут быть естественно-исторические – возрождение территориального комплекса прежней империи, наследницей которой считает себя ныне существующая, или естественно-географические границы, определяемые в зависимости от естественных природных рубежей – горных хребтов, рек, морей и т.п.), а также их защиты; 3) экономической или иной (например, геополитической или геостратегической) целесообразности, т.е. расширение мотивируется получением прибыли или какой-либо иной выгоды;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Khruschev's thaw». Chronological frameworks are defined by two events: I.V. Stalin's death (5 March 1953) and N.S. Khruschev's clearing of a post of the Secretary general of the Central Committee of the CPSU (13 October 1964). Российская культура на современном этапе исторического процесса переживает сложный и противоречивый период переоценки ценностей, поиска новых путей культурного развития общества. Без подъема культуры невозможны изменения в материально-технической базе, а в конечном счете – гармоничное развитие производства и общества в целом. В связи с этим особо значимым является изучение имеющегося опыта развития культуры, ее взаимодействия с властью. В советский период культура была важным участком идеологической работы коммунистической партии и правительства, так как через культурно-просветительные учреждения руководство страной пропагандировало свой политический курс и контролировало общественное мнение. Используемая в работе литература по истории культурного строительства достаточно обширна. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли К.П. Абросенко, Т.Ф. Грабарь, М.П. Ким. Однако состояние собственно культурно-просветительных учреждений страны, в том числе Мордовии, было изучено сравнительно слабо. Среди ученых, занимающихся состоянием культурно-просветительных учреждений Мордовии в 1950-е-1960-е гг., можно выделить В.Л. Житаева, А.Л. Киселева, И.А. Кубанцеву и др. В основе работы использовались подбор и анализ фактов и историко-хронологический метод их интерпретации.
|
|
|
|
|
|
|