|
|
|
|
|
Значительными были достижения в строительстве крытых рынков. В Украине вступили в оширення две схемы таких рынков: линейная (здания в Одессе и Харькове) и компактная, представленная киевским объектом. Самым ярким примером рационалистического модерна стал Бессарабский крытый рынок в Киеве (1908 - 1912 гг. Архитектор - Г. Гай). Он имеет черты Новая- торстви как в художественно-образном решении, так и в конструктивном отношении его тришарнирнимы арками-фермами и с совершенным в то время оборудованием, которое обеспечивало охлажденное хранения товаров, подачи воды, качественную вентиляцию и отопление.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во 2-й половине XIX в. все еще строили традиционные гостиные дворы и торговые ряды. Прогресс в архитектуре торговых сооружений заключался в стремлении обеспечить лучшие условия для продавца и покупателя, перенести операции, осуществлявшиеся под открытым небом, под крышу. Поэтому на смену открытым торговым рядам приходят пассажи, в которых магазины расположены в два ряда, а пространство между ними перекрывается застекленным фонарем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Киеве в середине XIX в. по проекту И. Штрома сведено городской театр, кроме которого впоследствии появился театр Соловцова (1896 - 1898 гг. архитекторы - Э. Брадтман и Г. Шлейфер), а вместо городского по проекту В. Шретера в 1897 - 1901 рр. был сооружен новый, импозантнее. Решен в стиле барокко, Городской театр во Львове возводился по проекту С. Горголевского в 1895 - 1900 гг. В руководством А. Левинского. Самым выдающимся считается городской театр в Одессе, запроектирован Ф. Фельнером и Г. Гельмером и построенный в 1884 - 1887 рр.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одним из крупнейших курортных комплексов был Куяльницкий, возведенный в Одессе на берегу лимана среди пышной зелени по проекту М.Толвинського в 1890-1892 гг. Фасады корпусов выдержаны в духе итальянского романского стиля. Учебные комплексы. Для этого вида комплексов отводили большие участки, на которых не сводили многоэтажных сооружение, а зонувалы территорию отдельными строительными объемами, которые располагались отдельно или блокировались друг с другом. Так делали, строя специальные общеобразовательные училища, в частности создавая школу садоводства в Одессе (1886 - 1889 гг. Архитекторы - М. Толвинский и П. Клейн).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часто храмы оказывались несостоятельными доминировать в крупномасштабной застройке. Надежды на высокие и стройные башни общественных зданий не оправдались. Железнодорожные вокзалы (в Одессе, Киеве, Харькове и других городах) возводились без башен. Башни, как символы городской независимости, редко украшали сооружения управ или земств. А если их и строили, то они оказывались или небольшими, или, как в киевской вправе, через низменное расположение не могли претендовать на зрительное доминирование над городом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Едва ли не единственными причинами устройства необходимых капиталистическом городу площадей, кроме торговых, создаваемых по традиции, были транспортные соображения. Поэтому во многих городах некоторые новые и старые площади начинают использоваться для кольцевых развязок трамвая или для разгрузки активного движения у железнодорожных вокзалов. Размеры площадей зависели от распланированную модуля селитебных образований; часто они составляли незастроенный квартал. Иллюстрацией этого являются планы Нового города в Каменце-Подольском (1861 и 1884), которое геометрической сетью улиц окружало древнюю часть.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В формировании архитектурного облика города на протяжении столетий не последнюю роль види- гравалы площади, которые создавали образ городского интерьера, были узловыми пунктами уличной системы и распланированную ядрами функциональных зон города. Но вскоре ситуация изменилась: капиталистическом городу площадь оказалась почти не нужной.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распланированную структуры и композиционные системы городов Насыщение городов промышленными предприятиями, транспортом и торговыми заведениями, а также рост численности населения приводили к расширению их территории. Города теряют четкость своих границ; окончательно исчезают карантинные заставы и рвы, что когда-то служили городской чертой. Оседая на окраинах, промышленность и внешний транспорт образовывали своеобразный "индустриальный барьер", который препятствовал территориальному росту города. Поэтому застройка внутри такого кольца сначала очень уплотнялась: постепенно застраивались свободные участки и росла этажность сооружений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ко второму разновидности УАМ предреволюционного времени относится рационалистический модерн, отмечен подчеркнутым уважением к вопросам функции и тектонической правды, в котором были созданы более сдержанные композиции с меньшим применением декора, плоскостной пластикой фасадов, со значительно меньшим восторгом романтическими атрибутами в виде башен, декоративных бань и т . п. (в Харькове дом на пл. Розы Люксембург, арх. Б. Корниенко). В модерне яркой и острой оказалась борьба нового со старым, рационального - с капризным, декоративного атектоничный - с конструктивным, декадентского, претензионного - со здоровым народным. Это архитектура. в которой синтез искусств считался обязательным, а пластика была основой композиции.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Важной чертой этого периода было резкое ускорение общественного и экономического развития Украины. Активное строительство железных дорог и крупных промышленных предприятий обусловило значительный рост численности городов и миграцию населения из деревни в город. Совершенствуются новые типы прибыльных жилых домов, строящихся банки, пассажи, театры, цирки, народные дома, клубы. Всего в архитектуре прослеживаются два направления. В стремлении к обновлению художественного языка возник модерн, который развивался от декоративно насыщенного к рациональному. Он органично перерос в конструктивизм и функционализм.
|
|
|
|
|
|
|