|
|
|
|
|
В середине XIX в. неоготика начинает доминировать в развитии английской архитектуры. Крупнейшим сооружением, относящейся к первой стадии развития этого стиля (ранней викторианской готики), является Английский парламент, построенный по проекту арх. Чарльза Барри в сотрудничестве с ревностным сторонником и пропагандистом готики - архитектором и художником А. Педжином. Строительство нового здания по проекту Барри началось в 1840 и было закончено в 1857 Проект главной правительственного здания Ч. Барри был выполнен в готическом стиле в ее позднем тюдоровському варианте («перпендикулярный стиль») Проектируя сложный архитектурный образ парламента, Барри стремился соблюсти симметрии и регулярности классических построений .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интересный пример применения консольной конструкции - мост через. Форт, построенный по проекту Бенжамена Бейкера и Джона Фоулера в 1889 Общая длина моста 1625,6 м, два его центральных пролеты имеют по 521,5 м. Консоли образованные системой металлических стоек с подкосами . Пролет между концами консолей перекрыт с помощью решетчатых балок. Одной из главных тем английской архитектуры XIX - нач. XX в. были дома-особняки для представителей буржуазии и аристократии. Они строились как в городах, так и в загородных поместьях. Эклектика, характерная для английской архитектуры XIX в., Была и в композиции фасадов жилых домов, и во внутреннем их оформлении.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фабричные здания с деревянными перекрытиями всегда находились под угрозой пожара. Развитие металлургической промышленности подсказал возможность замены в строительстве дерева чугуном (в комбинации с кирпичными конструкциями). В XIX в. быстрый прогресс строительной техники и новых методов конструирования всего оказался в инженерных сооружениях, в том числе в мостостроении. Интенсивное строительство мостов способствовало развитию железнодорожного транспорта. Железо применяли в различных конструктивных вариантах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В XIX в. Англия постепенно становилась мощной капиталистической державой мира. Этому способствовала колониальная политика, проводившаяся Англией в течение длительного времени. Важнейшим фактором усиления мощности Англии оказался промышленный переворот, который состоялся здесь значительно раньше, чем в других странах Европы. К середине XIX в. Англию называли «фабрикой мира». Все эти особенности данного периода в истории Англии нашли свое отражение в развитии строительства и архитектуры. Изменились численность населения и структура городов, появились фабрики и заводы, крупные торговые предприятия, товарные склады, здания технических контор, акционерных компаний, особняки буржуазии и представителей среднего класса, жилые дома для рабочего класса. Строительство крупных сооружений нового типа повлекло быстрое развитие строительной техники, новых конструкций. Этот прогресс особенно заметен в сфере инженерных сооружений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К числу выдающихся памятников украинского модерна относится, прежде всего, бу динок Полтавского губернского земства, построенный по проекту В. Кричевского (1903- 1908 гг. Рис. 5.15). Дом административного назначения имеет Ш-образный план, созданный архитектором А. Ширшовым. В его средней части размещаются вестибюль, центральный холл с парадно раскрытыми лестнице, окруженными колоннадой второго этажа, и большой зал заседаний. Широкие и хорошо освещенные коридоры уходят в противоположные от холла стороны. Композиция внутреннего пространства - это пример развертывания его в глубину и высоту. Движение начинается от вестибюля, ведет наверх в холл, поднимается на второй этаж, разворачивается по кругу и растекается в боковые коридоры. Холл является центром композиции перетекающего пространства, достигает наивысшего своего звучания в зале заседаний, украшенном великолепным орнаментальным и тематическим живописью, выполненной С. Васильковской и М. Самокишем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особое значение для развития архитектуры Украины имели тогдашние поиски на- ных форм. Начиная с конкурса на проект здания Полтавского губернского земства и в 1917г. В различных регионах Украины по проектам более 100 авторов построено более 500 зданий различного назначения (чаще массовый характер), которые имели удовлетворять потребности широких слоев населения, - жилья, школы, больницы , храмы, дома кредитно-кооперативных обществ и "Просвиты". Украинский модерн имел свои формообразующие особенности, которые оказались в линеарных предпочтениях, в гармоническом единстве горизонталей, вертикалей и наклонных линий (в пределах 45 - 60 °) и в кривых линиях полукруга и полуэллипса. Квадраты, прямоугольники, треугольники, трапеции и их сочетания получили большое распространение в построении архитектурных форм, очерчивая контуры стен, внутренних пространств, окон, дверей и крыш. Наиболее характерными стали формы четырехскатных крыш, которые напоминали прототипа домашнего строительства. Иногда пользовались крышами с уступами. Башни часто зашивались палаточными крышами, а позже - грушевидными куполами с куполами. Дома имели преимущественно фронтальное и немного реже - объемное решение. На фасадах цоколь или цокольный этаж образовывал прочную основу для светлой и чистой стены, прикрашен орнаментальными вставками с соблюдением закономерностей архитектоники их расположения - под или над окнами или ниже карнизов в виде фриза.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В середине XIX в. возникла необходимость создания скромного типа особняка для представителей художественной и технической интеллигенции. Большое значение в развитии этого типа домов имели работы архитектора Ф. Уэбба (1831 - 1915). Известный английский художник, активный участник социалистического движения в Англии, Уильям Моррис (1834 - 1896) обратился к Уэбба для сооружения своего дома. Морис был одним из самых ярких представителей романтизма в английском искусстве, люто ненавидел машинную индустрию, что выпускает штампованные, безвкусные, бытовые изделия, пропагандировал возвращение к средневекового ремесла, что дает простор для индивидуального творчества. Уильям Моррис пропагандировал функционально продуманы, тесно связанные с жизнью и бытовыми нуждами произведения ремесла средневековых мастеров, часто поднимаются до степени высокого искусства.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Большинство особняков были двухэтажными, их помещения делились на парадные, деловые, жилые и хозяйственные, которые группировались и соединялись с помощью коридоров и анфилад. Лестница на второй этаж тоже смещались из центральной оси и занимали периферийное положение. Чтобы создать максимум комфорта, хорошо освещали и сориентировали комнаты, применяли различные приемы размещения парадной и жилой частей здания, устраивали выступления и блоки с круглыми, овальными и другими формами. Это сказалось на размерах и местоположении помещений, на форме и расположении окон, устройстве галерей, балконов, лоджий, бельведеров и башен. Романтичный образ жилья, в котором преимущества особняка дополнены возможностями доходного дома, наиболее ярко проявился в собственном доме архитектора В. Городецкого в Киеве на ул. Банковой (1901 - 1903 гг. Рис. 5.13). Здесь замечательная пространственная композиция интерьеров создала удивительный ансамбль с обликом дома, фасады которого насыщенные пластикой канелюрованих колонн своеобразного ордера и дополнены скульптурами в виде экзотических животных. Это произведение архитектуры вошел в разряд экстремально романтизированных примеров жилой архитектуры модерна, обозначенных экспрессивными тенденциями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основным типом городской застройки стали многоквартирные дома, поскольку они позволяли домовладельцам не только жить в городе, но и получать определенную прибыль. По своей структуре они делились на несколько подтипов. В связи с этим дома отличались чрезвычайным разнообразием.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Украине работали представители русского модерна. Одним из самых известных был архитектор Н.Васильев, по проекту которого в Харькове в 1914 построено Торговый дом мануфактуры с характерными чертами рационалистического модерна. Типологически сформировались значительные сооружения транспортной связи - железнодорожные вокзалы. Определились три типа сооружений: тупиковый, береговой и островной. В крупных вокзалах помещения дифференцировались по социальному положению пассажиров на I, II и III класса.
|
|
|
|
|
|
|