|
|
|
|
|
Среди общественных зданий второй половины XIX в. во Франции одни продолжают развиваться на основе старых типов, другие, порожденные новыми требованиями жизни, как, например, конторские здания, банки, транспортные агентства постепенно получают собственное выражение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Девятнадцатый век - время наибольшего развития доходного дома. Как правило, доходные дома стоят на узких, вытянутых в глубину участках, очень плотно застроенных. Для них характерно наличие нескольких внутренних дворов (некоторые из них так мало, что является скорее световыми колодцами с размерами, например, 1,6х1,6 м или 2,25х2,25 м). Этими дворами-колодцами строители оперировали очень свободно, прибегая к ним как к средству решения трудной в планировочном отношении узла помещений. Планы доходных домов разные, фасады же имеют более или менее одинаковую схему, которая варьируется в деталях и декоре .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В XIX в. значительно изменились архитектурные типы жилого дома, их соотношение: упадок постепенно жилье дворцового типа, на смену которому пришли особняк и вилла; получил развитие доходный дом; зародился новый тип жилья - рабочее жилье. С расширением территории города, приобретало все более беспорядочного характера, с ухудшением санитарных условий жизни получил развитие загородный жилой дом, так называемая вилла .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Париж обладал до сих пор двумя линиями бульваров, одна из которых была неполной: старой линией внутренних бульваров на месте фортификаций Людовика XIII и Карла V (на севере) и внешними бульварами на укреплениях XVIII в. на севере и юге. Первая линия была дополнена соответствующим ей бульваром Сен-Жермен, проложенным на левом берегу. Таким образом, получилось замкнутое кольцо бульваров вокруг Сите. Что касается внешней линии, то она была удвоена в некоторых местах. Масштабные работы были сделаны и в западной части Парижа для создания уличных перекрестков, откуда расходятся большие магистрали, симметрично расположены относительно друг друга: сечения на площади Мадлен и на площади Оперы, строительство здания которой было начато в 1862 (улица Оперы перед зданием театра открылась только в 1879 г.). Улица Четвертого сентября, что ведет к бирже, отвечает улице де ля Пэ, созданной в годы Первой империи. Позади здания оперы проходит бульвар Османа (закончен только в 1925 г..) И улица Ляфайет - прямая линия длиной 5 км.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реконструкция коренным образом изменила вид острова Сите и завершила так называемое Большое перекресток (систему двух взаимоперпендикулярных диаметров, соединяющие вокзалы и загородные шоссе), дополнив его дуговыми магистралями. Уничтожение старой застройки, ее зданий и улиц особенно широко было развернуто в Сите. Осман оставил здесь только несколько общественных зданий и проложил в середине острова бульвар Сите. Площадь перед собором Парижской богоматери была значительно расширена, это нарушило пространственную среду, с которым здание органично была связана, и изменило его масштабное соотношение с окружающей застройкой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первые признаки коренных изменений во французском градостроительстве появились еще в начале XIX в. Относительно планирования и благоустройства, то столица Франции 50-х годов, уже насчитывала более миллиона жителей, в значительной степени еще оставалась средневековым городом. Тем сильнее здесь сказались последствия массового притока населения - расширение пригородов, проникновение промышленности в районы жилой застройки, перенаселение старых кварталов в центре города, которые приобрели черты трущоб. Недостаток удобных коммуникаций оказался начиная с 40-х годов, когда с появлением железных дорог город превратился в крупный транспортный узел. Реконструкция, проведенная в 1853 - 1870 гг. Отличалась большим размахом и была широкомасштабным явлением в градостроительстве XIX в. Она предоставила Париже его современный вид и значительно повлияла на градостроительную голову не только во Франции, но и за ее пределами. В процессе реконструкции было выпрямлено и расширен множество кривых и узких улиц: большие магистрали соединили отдаленные части города, отменив обособленность его отдельных районов, кварталов и улиц, живут своей жизнью, обладают особым характером, исторически сложились. Была завершена линия внешних бульваров, были перепланированные Елисейские поля.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одна из характерных и прогрессивных особенностей в творчестве мастеров нового направления - смелое использование новых строительных материалов: железа, железобетона, больших стеклянных плит, глазурованной черепицы и кирпича, цветной майолики. Но появление новых элементов, прежде всего больших остекленных проемов, не изменили общего эклектичного, стилизаторского характера английской архитектуры, который она продолжала сохранять до конца данного периода. Большое значение для дальнейшего развития мировой архитектуры имели первые английские промышленные сооружения эпохи индустриального переворота и такие здания, как Хрустальный дворец, были результатом новых методов конструирования и применения новых материалов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее яркий представитель нового архитектурного направления в Англии Чарльз Макинтош (1868 - 1928 ГГ.). Макинтош одним из первых применил прием расчленения внутреннего пространства невысокими, которые не доходят до потолка перегородками и таким образом создают своеобразный пространственный эффект, позже получил название «перетекающего прстору» (кафе «Кранстон» в Глазго и др.). Макинтош завоевал себе репутацию модерниста сооружением Художественной школы в Глазго в 1907 - 1909 рр (см. Рис. 6.9). В композиции фасада этой школы Макинтош полностью отказался от симметрии; он ввел огромные оконные проемы с железобетонными переплетами, использовал контраст плавных криволинейных линий ограждения и вертикальных членений фасада, применял кованое железо в завитках оконных консолей. Широкие оконные проемы этой школы правдиво характеризует ее внутренние студийные помещения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 90-х годах XIX в. в Англии так же, как и в других европейских странах, начал развиваться новое художественное направление (местный вариант европейского модерна). Отказ от декоративных элементов исторических стилей, линиарний, «плавный» орнамент, широкое использование новых материалов определили характерные черты нового течения. Работы английского графика Обри Бердслея, который искал новые и выразительные графические приемы, рисунки архитектора-декоратора Мак-Мардо, работавший над созданием новых типов декоративных обоев и использовал в своих композициях стилизованные растительные орнаменты, и многих других художников способствовали расцвету английского декоративного искусства этого периода . Металл, железобетон, стекло постепенно начинают играть в архитектурной композиции зданий все более значительную роль. Стремление к свободному и природного группировки объемов привело к отказу от симметрии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значительный интерес вызывает вокзал Паддингтон Стейшн, построенный в 1852 - 1854 гг. По проекту инженера И. Брюнеля и архитектора В. Виатто. Здесь металлические арки эллиптического контура опираются на промежуточные чугунные колонны. Перрон состоит из трех параллельных залов и двух трансепты пересекающихся той же высоты. И здесь, так же, как и в Кинг Кросс Стейшн, поражает размах свободного пространства, обилие света и легкость конструкций.
|
|
|
|
|
|
|