Первые признаки коренных изменений во французском градостроительстве появились еще в начале XIX в. Относительно планирования и благоустройства, то столица Франции 50-х годов, уже насчитывала более миллиона жителей, в значительной степени еще оставалась средневековым городом. Тем сильнее здесь сказались последствия массового притока населения - расширение пригородов, проникновение промышленности в районы жилой застройки, перенаселение старых кварталов в центре города, которые приобрели черты трущоб. Недостаток удобных коммуникаций оказался начиная с 40-х годов, когда с появлением железных дорог город превратился в крупный транспортный узел. Реконструкция, проведенная в 1853 - 1870 гг. Отличалась большим размахом и была широкомасштабным явлением в градостроительстве XIX в. Она предоставила Париже его современный вид и значительно повлияла на градостроительную голову не только во Франции, но и за ее пределами. В процессе реконструкции было выпрямлено и расширен множество кривых и узких улиц: большие магистрали соединили отдаленные части города, отменив обособленность его отдельных районов, кварталов и улиц, живут своей жизнью, обладают особым характером, исторически сложились. Была завершена линия внешних бульваров, были перепланированные Елисейские поля. В город были присоединены обширные зеленые пространства, несколько парков и скверов появились в черте города. Важным достижением стало строительство новых систем водоснабжения и канализации, образцовых для своего времени. В реконструкции середины XIX в., Связанной с именем парижского префекта Ж. империи, задача городского благоустройства тесно переплелись с политической целью. Постоянный страх новых восстаний заставляли Наполеона III широко разворачивать общественные работы и, реконструируя Париж, стремиться к прекращению всякой возможности баррикадных боев. Прямые широкие магистрали, таким образом, проектировали не только с целью градостроительства, но и полицейской стратегии. И этим не исчерпывается значение градостроительных работ 50 - 70-х годов, которые в ряде случаев завершили отдельные меры, предпринятые в первой трети века. Новой чертой градостроительных работ 50 - 70-х годов было то, что впервые в таком крупном масштабе был осуществлен снос старых зданий и прокладка улиц в имеющейся застройке. Новые магистрали буквально прорезали город.