|
|
|
|
|
Это, в основном, техника дзюдо, созданного Дзигоро Кана на основе КИТО-РЮ. Передача энергии от Тори к Уке, связь между двумя массами, получается тройное 35 комбинированное действие: – перемещение стоп и положение ног (уклон и место приложения рычага, вокруг которого движется необходимая сила броска), – действие бедер и положение центра тяжести (сила вращения и точка опоры, вокруг которой поворачивается тело Тори), – действие рук и кистей (тяга или толчок сообщающие энергию телу Тори) Одного из этих действий может быть достаточно для проведения броска но, если предполагается неустойчивая позиция или предварительное выведение из равновесия агрессора, то выполняются два или все три действия в необходимой комбинации. Смотря по целесообразности и принципу действия, различают 5 принципов проведения НАГЕ-ВАЗА: – броски руками (ТЕ-ВАЗА), – бедром (КОШИ-ВАЗА), – ногами (АШИ-ВАЗА), – с пожертвованным движением, где Уке сознательно теряет равновесие с целью увлечения за собой протиника и его броска (СУТЕМИ: различают МА-СУТЕМИ по направлению вперед и ЙОКО-СУТЕМИ в сторону).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это не оригинальная техника, но она относится к приемам уклонов, единственная цель которых: удержаться вне досягаемости атаки противника или избежать захвата без извлечения какой-либо выгоды. Идея уходов целиком защитная, потому что она не рассматривает, что Уке может завладеть инициативой. Тори может, впрочем, сам упасть под действием силы инерции, выводящей его из равновесия: джиу-джитсу присоединяется здесь к идеям айкидо мэтра Уешиба. Здесь требуется больше ловкости, чем в классических уклонах, но уходы не решают, к сожалению проблемы боя: Тори вновь неожиданно и яростно ятакует с большей осмотрительностью, тем самым усложняя ситуацию. Приемы будут эффективны, если Уке по уровню техники и ума стоит выше. Но это идеальная ситуация.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это высшая форма защиты (КАВАШИ ВАЗА) более сложная в исполнении, так как требует хладнокровия, мгновенной оценки дистанции, равновесия и мастерства. Их преимущество состоит в том, что они сохраняют максимум энергии Уке и благоприятствуют быстрой атаке в атеми или выведению Тори из раввовесия, который атакуя, попадает в пустоту. Основное правило успешного уклона в том, что он должен производиться в последний момент (эффект неожиданности) и что он не должен посылать Уке далеко от Тори. Уклон это не бегство, а временное уклонение. Он прекрасно иллюстрирует правило 33 «минимум энергии и максимум эффекта». Уклоны успешно удаются при подвижности тела вокруг точки ХАРА в тесной связи с умной постановкой и движением ног принимающихся во внимание как ось вращения. Совокупность этих согласованных действий называется ТАИ-САБАКИ. Вот на рисунках основные передвижения уке (ТАЙ-НО-ИДО). Начиная с начального положения слева, левая нога впереди, пятки на линии атаки (черная стрела). Заштрихованные отпечатки ног обозначают старвовую позицию; светлые отпечатки - позиция после уклона; черные стрелы направление перемещений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это приёмы с большей или меньшей силой преграждающие путь руке или ноге агрессора в намерении остановить или отклонить атаку: процесс идентичен как для атаки голой рукой, так и с оружием, не нужно никогда пытаться остановить оружие, но захватывать запястье или руку Тори. Уке должен следовать нескольким требованиям: – Добиваться большего эффекта внезапности, поражая меньшую поверхность в более короткое время, согласно принципам, изложенным выше в ате-ваза, которая непосредственно связана с уке-ваза в том смысле, что передняя рука блокирует с жесткостью для Тори. Этот защитный удар может быть, впрочем единственным и последним в бою (принцип каратэ), травмируя атакующую конечность. – Каждый раз, как это возможно, он должен блокировать способом разбивающим концентрацию противника, вызывая боль в точке контакта и благоприятствуя выводу из равновесия, которое тогда легко проводится. – Он должен использовать крепкие части своего тела против слабых зон противника, блокируя режущим ударом передней руки или ударом рука-сабля в запястье или локоть противника (те же уязвимые точки, что и в атеми).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для того, чтобы сделать эффективным этот тип атеми в условиях быстро разворачивающихся событий боя, нужно чтобы тори не мог принять сильную стойку, а значит восстановить равновесие. Также надо бить, когда атака Тори не достигла своей последней стадии или используя уклоны, уходы или парирования, которые способствуют потере равновесия Тори в его разрушительной концентрации силы (эффект боли или неожиданности, когда атака встречает пустоту). Это то, что Уке может противопоставить Тори, если он слабее его в бросках и контролирующих захватах. Этот принцип не использует силу против силы, но прибавляет свою силу к другой разумным способом. Удары джиу-джитсу будучи идентичными ударам каратэ, по форме все же отличаются по содержанию.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В то время как атеми в каратэ наносится в глубину для поражения и разрушения, ате-ваза в джиу-джитсу в принципе употребляется более гибко, не утрачивая всё-таки понятия КИМЕ. Цель такии ударов – расслабить противника перед применением другого приёма. Этот атеми – удар, отвлекающий и останавливающий, он не уничтожает, но останавливает. Следовательно, как только удар сделает касание, он тотчас быстро отскакивает. Это превосходное средство моментально разбить концентрацию противника и самому остаться в готовности. Что касается возможной концовки, когда противник просит пощады – можно просто изобразить угрозу проникающего удара.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это другое солидное оружие для ближнего боя. Нога в коленном суставе сгибается максимально. Удар наносят вверх (в низ живота или в голову нагнувшегося противника) или круговой удар вперёд по корпусу (рис. 10: после уклона наружу от атаки противника). Эти приёмы атеми используются в джиу-джитсу в соответствии с основными принципами каратэ. Вот простые напоминания: – Жесткое освобождение энергии аккумулированной в точке контакта с противником. Мощность удара в атеми возрастает до максимума в момент соприкосновения ударной точки с целью. Время соприкосновения как можно более кратко и поверхность соприкосновения по возможности мала. – Концентрация силы максимальна в момент удара (понятие КИМЕ), тело прямо, центр тяжести опущен, ноги твердо стоят на земле, учавствуют в ударе бедра и брюшной пресс (ХАРА). – Дух решителен (единство желания и действия) и покоряет протвника – Смена периодов концентрации и расслабления, которая позволяет эффективно экономить силы и оставаться совершенно свободным для быстрого движения в другую 29 позицию.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удары ногой (гери ваза) приёмы естественно более мощные, чем верхними конечностями, кроме того ноги длиннее рук. – Удар «НОГА БЬЩАЯ ПО МЯЧУ» (коши – 11) оттянуть на себя пальцы ноги нанести удар мясистой, часты стопы за пальцами вперред (мае гери). – Раздавливающий удар пяткой (какато – 12). Лодыжка сильно напряжена, бьют 28 главным образом вниз (рись 5), когда противник находится за спиной, то бьют назад для освобождения или удар наискось сверху вниз (рис. 7 – бьют раздав ливающим ударом в подколенную впадину, чтобы свалить противника). – Во всех этих приёмах сначала следует поднимать колено как ма жно выше затем наносить удар. – Восходящий удар ногой снизу вверх (хайсоку – 13). Бьют подъёмом стопы, лодыжка и пальцы вытянуты, удар направлен снизу вверх (кин гери – удар в пах) – Удар ребром стопы (сокуто – 14). Бьют внешним краем стопы от мизинца до пятки, удар в основном догоняющий, боковой (йоко гери). Эта техника типичная для каратэ мало используется в классическом джиу-джитсу, потому что его правильное исполнение очень сложно. Приспособление этого удара к применению вперед очень интересно и требует меньшей тренировки. Рисунок 8 показывает блокирование атаки сверху крестом рук и одновременно удар ребром стопы в бок противника, чтобы сбить дыхание, здесь тело уке остается развернутым фронтально, и возможен быстрый контролирующим захват с использованием других приёмов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЖАТАЯ КИСТЬ (сэйкен). Используется меньше чэм кулак в каратэ, который требует специальной длительной тренировки на столбе для ударов (макивара). В джиу-джитсу кулак нормально сжат, и большой палец прижат ко вторым фалангам указательного и среднего пальцев. Удар наносится в основном тремя способами: – Прямой удар в цуки кулаком в пронации (ладонью вниз – 7), а также кулаком в супинации (ладонью вверх: - удар в бок после ухода в сторону от атаки). Первая форма годится главным образом на больших и средних дистанциях, вторая - когда находишься очень близко к противнику. Удар наносится резким движением вперед от бедра, кулак движется по прямой траектории.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– КИСТЬ ОТКРЫТАЯ (кайшу-1), пальцы вытянуты без напряжения, пальцы сомкнуты, большой палец прижат. Это наиболее широко использующееся оружие. Удар наносят рубящим способом Тэ-гатана или тэ-катана: «рука-сабля» в бок или по шее противника. Можно равноценно использовать этот приём для рарирования ударов, нанося удар наперерез руке или ноге для облегчения вхождения в ключ руки или для выворачивания сустава, имеются также варианты этого приёма. – ОСНОВАНИЕ РЕБРА ЛАДОНИ (сэйриуто – 2). Запястье, сильно напряжено и бьют 26 углом в одной и той же форме для блокирования и контратаки – ОСНОВАНИЕ ЛАДОНИ (тейшо-3). Запястье напряжено и отогнуто до прямого угла назад. Удар наносится мясистой частью (основанием ладони) кисти в лицо противника. Ладонь служит равно для блокирования или отклонения угла атаки .
|
|
|
|
|
|
|