Это высшая форма защиты (КАВАШИ ВАЗА) более сложная в исполнении, так как требует хладнокровия, мгновенной оценки дистанции, равновесия и мастерства. Их преимущество состоит в том, что они сохраняют максимум энергии Уке и благоприятствуют быстрой атаке в атеми или выведению Тори из раввовесия, который атакуя, попадает в пустоту. Основное правило успешного уклона в том, что он должен производиться в последний момент (эффект неожиданности) и что он не должен посылать Уке далеко от Тори. Уклон это не бегство, а временное уклонение. Он прекрасно иллюстрирует правило 33 «минимум энергии и максимум эффекта». Уклоны успешно удаются при подвижности тела вокруг точки ХАРА в тесной связи с умной постановкой и движением ног принимающихся во внимание как ось вращения. Совокупность этих согласованных действий называется ТАИ-САБАКИ. Вот на рисунках основные передвижения уке (ТАЙ-НО-ИДО). Начиная с начального положения слева, левая нога впереди, пятки на линии атаки (черная стрела). Заштрихованные отпечатки ног обозначают старвовую позицию; светлые отпечатки - позиция после уклона; черные стрелы направление перемещений. «А» - уклон параллельный боковой наружу от атаки. Можно сделать единственный шаг передней ногой для ухода от атаки, но оставаясь частично на линии (А1) или двумя ногами (А1 + А2) для полного ухода от атаки. «В» - уклон параллельный боковой внутрь. Те же пояснения что и для предыдущего примера. В случаях «А» и «В» Уке сохраняет главное направление. «С» - уклон поворотом вокруг передней ноги наружу от атаки. Задняя нога перемещается по дуге окружности более зал и менее широкой, увеличивая угол по отношению к линии атаки (от С2 до С1) и может привести Уке до контакта спина к спине Тори. «D» - уклон поворотом на передней ноге внутрь атаки. Те же пояснения, что и для предыдущего случая (от D2 до D1), но здесь Уке может идти до контакта грудью с Тори В случаях С и D Уке уклоняется приближаясь к противнику (движение ИРИМИ). «Е» - уклон поворотом назад наружу от атаки, но отступая (движение ТЕНКАН). Новая позиция уже наискось к противнику, но атака не доходит до него или проходит мимо. «F» - пример уклона поворотом вокруг двух точек, после второго поворота Уке имеет возможность бросить Тори движением бедра или плеча . Задняя нога (правая) движется первой, затем левая. Движение с понижением центра тяжести и тягой Тори за руку. Этим движением выводят из равновесия вперед - влево. Эти движения усложняются ещё за счёт функций: – движение поворотом на передней ноге наружу или внутрь от линии атаки, совершается для сокращения дистанции, – двойной поворот на обеих ногах на месте или после простого движения (на рис. «F» простой пример) – преобладание веса Уке в новой позиции на одной или другой ноге. – не перекрещивать ноги и двигаться скользящим шаром (цуги-аши). – комбинировать эти элементы. ТАИ САБАКИ допускает в заключение три разных способа: – бить противника ставшего безобидным или моментально ослабевшим из-за силы и инерции его собственного движения. – продолжать, комбинируя движения рук и тела вести противника по пути нейтрализации его атаки, делая упор на выведение его из равновесия, бросок или сохранение его состояние слабости. – довольствоваться ускользанием от ударов.