|
|
|
|
|
В политической деятельности любое выступление государственного деятеля должно гарантировать программируемый эффект «социального эха» и резонанса людской молвы. Профессиональные политики не однажды убеждались в том, что их выступления люди воспринимают, прежде всего, эмоционально. Вот почему так велико в политике значение использования живых имидж-факторов. Более ста лет назад социальный психолог Г. Лебон в книге «Психология социализма» писал: чтобы политику понравиться людям, он должен соблюдать два правила:
во-первых, быть внешне привлекательным;
во-вторых, говорить людям то, что они хотят слышать, не беспокоясь при этом за выполнение ранее сказанного.
13 ноября 2001 г. я получил профессиональное удовлетворение от выступления В.В. Путина в США. Он великолепно провёл «раунд» общения с Дж. Бушем.
В силу каких обстоятельств?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С развитием политологии и «паблик рилейшнз» усиливается интерес к визуальной привлекательности политиков и тех, кто хочет занимать командные посты в государственном и экономическом управлении. Создаются технологии имиджирования, а потому реанимируются теоретико-прикладные разработки о значении визуальной привлекательности в массовом общении основателей социальной психологии Габриэля Тарда и Гюстава Лебона. Конкретно это проявилось в том, что долгое время не привлекавшее внимания психологов и социологов понятие «личное обаяние», блестяще представленное в публикациях этих авторов, стало предметом научных исследований и активно используется в практике «пиаровцев» и первых имиджмейкеров.
Если процесс накопления новых научных знаний в области человековедения неизбежен, то следует серьёзно задуматься над тем, что же такое успех в жизни каждого из нас и какова роль имиджа в его достижении.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число людей, называющих себя имиджмейкерами, возрастает сегодня в геометрической прогрессии. Это возможно потому, что у нас до сих пор эта специальность не кодифицирована, а потому любой может именовать себя имиджмейкером. В этом особенно преуспевают «пиарщики», т.е. специалисты, занимающиеся в профессиональной сфере так называемыми связями с общественностью, или, используя англоязычный термин, представители «паблик рилейшнз». За ними следуют психологи, затем – стилисты, визажисты, дистрибьюторы различных косметических фирм. В Москве и в других городах нашего отечества можно встретить рекламные щиты, с которых обещают, что, побывав у модельера или парикмахера, клиент обретёт небывалый для него имидж.
Россияне всегда были доверчивы к иноземному. Ещё в давние времена русский философ Ю. Крижанич говорил о такой черте нашего менталитета, которой он дал название – «чужебесие». По сей день мы не остыли от этого. Вот почему многих привлекает возможность назвать себя представителем такой популярной и модной профессии. К имиджмейкерству влечёт и меркантильный интерес: известно, что за эту работу хорошо платят.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Виктор Максимович, насколько востребованы сегодня специалисты по имиджу?
– За рубежом час работы имиджмейкера обходится в тысячу долларов. И у нас за проведение избирательной кампании имиджмейкер получает от 15 до 30 тысяч долларов, а пиарщик или специалист по политтехнологиям и того больше. Впрочем, можно иметь деньги, но, не имея имиджа, не сделать карьеры. Ельцин никогда не стал бы президентом, если бы на него не работала мощная команда зарубежных имиджмейкеров. Сейчас любой политик или предприниматель понимает: без позитивного имиджа многого не добьёшься.
Конечно, и имиджмейкеры не всесильны. Всё зависит от поставленной задачи и её масштаба. Кстати, надо уточнить само понятие имиджмейкер. Я всегда развожу такие понятия, как имиджмейкер, пиарщик и стилист.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Любопытно, само понятие «имидж» есть окончательно сформированный свод правил или оно может изменяться в зависимости от времени и моды?
– В переводе с английского имидж обозначает образ. Я больше придерживаюсь трактовки, которую нам оставил Владимир Даль. Он разводит понятия «образ» и «облик». По его мнению, «образ» – нечто твердое, устоявшееся. «Облик» – это собирательная характеристика личности, которая проявляется через её внешние данные. Очень важно, чтобы деловой человек понял: имидж – не самоцель. Быть модно причёсанным и дорого одетым, иметь манеры хорошо воспитанного человека – это ещё не ваш имидж.
Как известно, в жизни бизнесмена или человека публичной профессии огромное значение имеет «эффект приятного впечатления». Тут кроме внешних данных важное значение имеет менталитетная содержательность личности, которая физически незаметна, но хорошо улавливается другими людьми.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Вам приходится много работать с педагогами, в том числе и с будущими учителями. Как вы определите главное требование к личности, к образу педагога или воспитателя? Или, может быть, это не слишком важно по сравнению с профессиональными умениями и знаниями?
– Познавательный процесс – это всегда межличностный контакт. Даже когда читаешь книгу, всегда чувствуешь за ней автора. Что уж говорить о живом учебном или воспитательном процессе! Здесь учитель, воспитатель – главная фигура, а его (в большинстве случаев – её) личность – это, если можно так выразиться, главный компонент этого процесса. Если нет личности, способной увлечь, произвести сильное впечатление на детей, все методические пособия можно сдать в макулатуру… Поэтому учитель и воспитатель обязаны быть обаятельными!
Да, собственно, не только учитель и воспитатель. Для родителей это ещё важнее, ведь они проводят с детьми больше времени. Во всяком случае, должны проводить.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Виктор Максимович, что включает в себя понятие «имидж»?
– «Имидж» – английское слово, в переводе означает «образ». По сути, имидж есть самопрезентация, технология самоподачи. Это скорее внешняя сторона образа, в которой просвечиваются наиболее существенные его характеристики. Есть имидж положительный и отрицательный. Многие наши сограждане, имея имидж под знаком «+» или «–», даже не догадываются об этом.
По правилам «хорошего тона» все люди должны «имиджироваться». Позиция «принимайте меня таким, какой я есть», примитивна и указывает на невысокую культуру человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– В нашей прошлой беседе, Виктор Максимович, вы упомянули о своей новой книге «Секреты личного обаяния», и читатели засыпали редакцию заинтересованными письмами. Вот характерная выдержка: «Книга необходима, особенно преподавателям, предпринимателям – всем, кто работает с людьми. Да и для наших подрастающих дочерей и сыновей она должна стать настольной, ведь и жизненный, и деловой успех впрямую зависят от имиджа, от того, какое впечатление мы производим на окружающих».
– Меня очень радует озабоченность людей проблемами имиджелогии. Стремление обрести желательный имидж, то есть стать более привлекательным, коммуникабельным, приятным в общении можно только приветствовать, ибо это полезно и для человека, и для общества. От нашего неумения нравиться себе и друг другу возникает масса проблем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переформулировка – это передача основного содержания высказывания другими словами, но без искажения смысла.
Эта методика требует от собеседников готовности выслушать и понять друг друга. Переформулировка – это одна из форм «обратной связи», подтверждающая, что между собеседниками установился реальный контакт.
Можно использовать переформулировку для того, чтобы:
повысить степень участия каждого собеседника;
заставить людей реально оценивать собственные слова;
выделить наиболее важные моменты как основу для дальнейшего разговора;
выявить разногласия или наметить тему для дискуссии;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы – особое средство общения, как при индивидуальном контакте, так и в коллективе.
Чтобы дать вашим собеседникам возможность высказаться, вы можете использовать различные типы вопросов.
1. Открытый вопрос
Вопрос задаётся таким образом, что не может влиять на последующий ответ. Он применяется для того, чтобы:
начать дискуссию;
побудить людей к размышлению и анализу;
|
|
|
|
|
|
|