Навигация
Обмен ссылками

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

автор: DARK-ADMIN
– Вам приходится много работать с педагогами, в том числе и с будущими учителями. Как вы определите главное требование к личности, к образу педагога или воспитателя? Или, может быть, это не слишком важно по сравнению с профессиональными умениями и знаниями?

– Познавательный процесс – это всегда межличностный контакт. Даже когда читаешь книгу, всегда чувствуешь за ней автора. Что уж говорить о живом учебном или воспитательном процессе! Здесь учитель, воспитатель – главная фигура, а его (в большинстве случаев – её) личность – это, если можно так выразиться, главный компонент этого процесса. Если нет личности, способной увлечь, произвести сильное впечатление на детей, все методические пособия можно сдать в макулатуру… Поэтому учитель и воспитатель обязаны быть обаятельными!

Да, собственно, не только учитель и воспитатель. Для родителей это ещё важнее, ведь они проводят с детьми больше времени. Во всяком случае, должны проводить.

– А что, дети и родителей оценивают по принципу обаяния? Мы как-то всегда считали, что мама прекрасна и обаятельна, а всех остальных ребёнок сравнивает с этим эталоном.

– Не стоит на это слишком полагаться. Чем старше ребёнок, тем меньше родители для него внешне обаятельны, а важнее реальное содержание их обаяния. По нашим исследованиям, у духовно обаятельных родителей в три раза меньше проблем с детьми в подростковом возрасте, чем у необаятельных. Но, разумеется, когда дети доросли до подросткового возраста, родителям «вдруг» стать обаятельными почти невозможно. Начинать нужно значительно раньше.

– Как можно стать обаятельным?

– Чтобы быть обаятельным, как это ни парадоксально, надо научиться любить себя, свою личность. Это не самодовольство, не самовлюблённость, а радость осознания себя личностью, готовность её высвободить, не зажимать разными комплексами, не унижать равнодушием и пренебрежением к себе и к тому впечатлению, которое ты производишь на окружающих. И это под силу каждому.

К нам в Центр приезжают на обучение учителя, как правило, это женщины с очень низким коэффициентом «оптимизма»: зарплата низкая, да и ту не платят, с квартирой плохо, директора авторитарные и т.д. Приезжают мрачные, раздражённые. Проходит 72 часа нашего курса – и их не узнать. Обаятельные и весёлые женщины. Такими остаются и после возвращения в «привычную среду». Они нам говорят, что многое у них в жизни изменилось к лучшему благодаря учёбе. Стали менее ранимы – «пустяки жизни», которые ранее отнимали так много душевных сил, заняли своё место, высвободив жизненную энергию на решение тех дел, которым раньше не придавалось должного значения. Появилась уверенность в себе. С ней – ощущение своего значения в глазах других, что очень важно: ведь мы живём признанием других.

Всё в нашей жизни взаимосвязано. Если мы значимы в собственных глазах (не тупой напыщенностью, конечно), то значимы и для тех, чьё мнение нам дорого, важно. Но самое главное – раскрываются какие-то совершенно новые, неожиданные «резервы» любви и уважения к своим воспитанникам. И благодарная ответная реакция детей на эту метаморфозу ощущается почти сразу же.

– Можно ли хоть чего-нибудь в этом роде добиться самим – ведь к вам на курсы попадают считанные единицы? Чему вы там учите?

– Если очень кратко – созданию своего привлекательного имиджа. Мы же ведь часто совершенно не представляем, как выглядим со стороны. Простой вопрос – задумывались ли вы над тем, какая у вас мимика? Первые наши занятия по мимике для учителей – это смех сквозь слезы. Мы снимаем их мимику на видеокамеру, а потом, когда «герои» видят себя, они буквально требуют: уберите эту мымру! А ведь это вы! Смотрите и ужасайтесь для своей же пользы. Вот такими вас видят дети. Вы разве имеете право быть такими, занимаясь воспитанием детей? Вы не умеете быть очаровательными… После такой «шоковой терапии» мы начинаем их учить практически, учить трём мимикам. Первая мимика – конфиденциальная, деловая. Она не должна быть насупленной или пессимистичной. Далее – мимика соболезнования. Но без ехидства. И мимика радости. Это самое сложное. Если первые две мимики учителя ещё могут изобразить, то мимика радости у них выглядит как оскал или ухмылка. Радости на лице нет.

Мы вообще разучились радостно улыбаться. Это не только педагогическая, это наша национальная проблема. Причём и дети наши привыкают к безрадостности, депрессивности и пессимизму. Безрадостные дети – это страшно. Это может у них на всю жизнь остаться: ведь завтрашняя жизнь начинается сегодня с живого общения со старшими, к которым дети, особенно младшего возраста, испытывают органическое притяжение.

Вот почему мы учим педагогов высвобождать свою энергетику радости жизни, уметь её выражать невербально и вербально. Говоря имиджмейкерским сленгом, мы учим их быть обаятельными. Для педагога быть обаятельным – необходимое профессиональное качество.

– Как научить наших измученных женщин излучать радость, дарить её себе и другим? – вот вопрос.

– Людей долго обманывать трудно. А детей особенно. Нельзя излучать радость, уверенность, благожелательность, если их не испытываешь. Но есть одна маленькая хитрость. Известна она почти всем, но помнят о ней немногие. Если одеждой, причёской, макияжем, парфюмерией, мимикой вы «создадите» свой имидж и постараетесь не выходить из него некоторое время, то и сами не заметите, как он перестанет быть чисто внешним проявлением. Вы в него вживётесь и на самом деле почувствуете всё то, что хотите «излучать». А раз «излучать» вы хотите добро, радость, благожелательность и ощущение уверенности в себе, то необходимо ещё более основательно вжиться в свой имидж. Подобное состояние обусловит появление новых деталей имиджа. Например, элегантность поведения, что создаст ещё более сильное ощущение внутреннего комфорта. В общем, как говорят в кибернетике, налицо будет «положительная обратная связь»: вы поддерживаете свой имидж, а он стимулирует вас.

Важен удачный макияж – тот, который менее заметен. Если он не бросается в глаза, значит, он вам подходит. Затем, причёска под тип лица: существуют пять типов лица, и для каждого подойдут только определённые причёски. Элегантные туфли – они сразу преображают фигуру. Одежда, в которой сочетаются последние направления моды и российские традиции. Теперь вы выглядите респектабельно. Да, что ещё желательно – это аксессуары. Всё: вы готовы к выходу. Только перед этим посмотрите на себя в зеркало, чтобы удостовериться, что вы действительно в своей «форме»: иначе никакие ухищрения не помогут.

– К уроку или занятиям в детском саду тоже нужно так готовиться?

– Да, придётся потратить время на это. Не думаю, чтобы это было для женщины так уж обременительно. Нужно не забывать: чем младше ребёнок, тем он восприимчивее к внешнему облику человека, с которым общается. Так что учительнице и тем более воспитательнице ни в коем случае нельзя выглядеть как «синий чулок». Только вот с аксессуарами нужно быть осторожнее: эти предметы настолько привлекают внимание детей младшего возраста, что они теряют интерес к тому, чему вы их учите.

– Похоже, что педагогическая профессия – это «человек на подиуме»?

– Да, пусть педагог всё время чувствует себя на подиуме. Это, можно сказать, одно из профессиональных требований к нему. И это требование – приятное. Особенно для женщин. Для «нормальной» женщины «подиум» – это не эшафот, а плацдарм для получения удовольствия!

– Однако долго в одном и том одеянии по «подиуму» не походишь, а зарплата у учителей и воспитателей, как говорится, – одни слезы.

– К сожалению, это правда. Однако профессиональный долг обязывает педагога и при таком материальном положении стремиться быть привлекательным. Известно, что многие женщины в одном и том же платье смотрятся каждый день по-разному. Можно прийти на занятие в том же платье, но с другим жестом, другим поворотом головы, другой причёской, другими аксессуарами. Многое компенсируется доброжелательной мимикой, теплотой взгляда, голосом. Обо всём этом нужно каждый раз думать: но думать об этом для жизнелюбивой женщины – не работа, а удовольствие.

– Учитель очень много общается, говорит с детьми. Наверное, его обаяние должно прежде всего проявляться в речи?

– Специалисты утверждают, что имидж на 80% складывается из так называемых невербальных, то есть несловесных, элементов: внешнего вида, жестикуляции, мимики, движений, и лишь на 20% определяется тем, что и как человек говорит. Однако не следует понимать это буквально: слово – такой феномен, который может перекрыть остальные все 80%. Примеров тому в жизни масса.

– Как же этому учить и учиться?

– Начать с риторики. Как утверждал учитель А.С. Пушкина Н.Ф. Кошанский: «Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага». С точки зрения личного обаяния – оно необходимо всем. Хорошо говорит тот, чей слушатель или собеседник чувствует себя комфортно и эмоционально отождествляет себя с говорящим, «заражается» эмоциями. Требования здесь понятны, но научиться соблюдать их – непросто. Представлю некоторые из них.

Нужно говорить теми словами, которые понятны данной аудитории, чтобы ваши слушатели не чувствовали себя безграмотными.

По отношению к детям аргументы «из опыта» должны сочетаться с аргументами «из общих соображений». Непременно нужно вызывать у детей ассоциации с тем, что они читали и видели. Тогда образуется общее для учителя и ребёнка «интеллектуальное пространство». Ребёнок начинает чувствовать себя комфортно, ему приятно чувствовать, что он хорошо соображает и что учитель просто добавляет какую-то информацию к тому, что он знал и сам. От этого учитель становится ближе, приятнее.

Педагог не имеет права говорить равнодушно, без какого-то пристрастия к тому, о чём идёт речь. Если у детей не затребован «регистр эмоциональности», они могут просто не воспринять то, что им говорят.

Надо соблюдать общие правила красноречия: логику речи, её художественную выразительность, тщательный отбор образов, гипербол, сравнений. Существует немало «риторических уловок». Одна из них: никогда не начинайте общения с детьми, не продумав первой фразы. Первая фраза включает их «эмоциональный регистр». И он должен быть задействован «положительно». Если эмоциональный регистр находится в положении «отрицательно» или «безразлично», то успеха не ждите.

– Если обаяние – это так важно, ему нужно учить не только воспитателей и педагогов, но и их воспитанников, учеников…

– Наблюдения привели меня к одному любопытному выводу: чем обаятельнее дети в общении, тем меньше у них нравственных и психологических травм. Такие дети реже ссорятся, охотнее общаются, быстрее находят взаимопонимание. Если ребёнок не вызывает у своего сверстника эмоциональной теплоты, то общение с ним дискомфортно: он провоцирует своим видом агрессивные желания, противоречивые импульсы. Представим в идеале, что мы научили детей «светиться друг другу»: воспитателю уже не надо будет вмешиваться в их взаимоотношения. Они сами будут нарабатывать собственную практику выстраивания эстетических взаимоотношений. Взаимная доброта – это конструктивный элемент общения. Ребёнок, которому воспитатель помог выявить его природную «лучистость», научил её «генерировать», сам сможет выстраивать свои отношения с другими детьми – доброжелательные и благородные.

– Правда, тут кроется и опасность будущей трагедии. Ведь другой воспитатель может не знать, что его воспитанник «заряжён» на такой тип взаимоотношений, не исключено, что кто-то его «энергию обаяния» может воспринять как угодничество или как самолюбование. С этой точки зрения возникает проблема педагогической преемственности: надо, чтобы все педагоги помогали детям быть доброжелательными. Чтобы все воспитатели обладали магией обаяния.

– Чем занимается ваш центр?

– Мы обучаем наших слушателей четырём человековедческим технологиям: личного обаяния, упреждения и преодоления конфликта, самосбережения жизни и душевного оптимизма и индивидуальной работы. Сейчас мы адаптируем нашу программу по имиджелогии под возможности детского сада. В первую очередь отрабатываем, так сказать, блок телесной раскованности и хороших манер.

Мы хотим обучить ребёнка телесной пластичности, чтобы он был не только элегантен в своих движениях и поведенчески приятен, но чтобы его сосудистая система испытывала меньше нагрузок. Для этого мы ведём занятия с детьми и параллельно отрабатываем методику для воспитателя: как «держать» своё тело, как проявлять свои эмоции, как правильно жестикулировать, управлять своей мимикой. Как утверждал Л.Н. Толстой, красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненной энергии.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей