С начала XX в. модерн последовали многие российские архитекторов, хотя это направление было не единственным в архитектуре того времени. Здания, выполненные в стиле рационалистического модерна, более простые и лаконичные, исчезли причудливые фронтоны и обильная пластика фасадов, форма окон стала более простой и однообразной, цветовая гамма спокойная. Преобладают правильные геометрические расчленение. В зданиях рационального модерна уже присутствует значительное единство пространственного решения по плану, фасадами, интерьерами. Например, построенный Ф.А. Шехтелем московский доходный дом Строгановского училища на Мясницкой, дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке и типография «Утро России» на Страстном бульваре , московский дом Северного страхового общества у Ильинской ворот инж. И.И. Рерберга и арх. Н.Н. Перетяткович, петербургский пассаж на Литейном проспекте арх. Н.В. Васильева и др. Авторы исходили не из поисков нового стиля, но из таких материалов, как металл и железобетон, и присущих им новых конструктивных форм. Второе направление, в котором происходила эволюция модерна в русской архитектуре, стремился объединить с модерном элементы древнерусской архитектуры (Ярославский вокзал арх. Ф.О. Шехтеля, церкви в Москве арх. И.Е. Бондаренко). Вместе с модерном в русской архитектуре конца XIX - нач. XX в. существовали и другие направления. Стиль древнерусской архитектуры ярко выразили в своих произведениях арх. А.В. Щусев (1873 - 1949) и В.А. Покровский (1871 - 1931). Русский модерн стилизувався, главным образом, под древнерусскую архитектуру, русское барокко и русский классицизм. Тесная связь с национальным наследием прошлого - одна из характерных особенностей стилевых поисков русской архитектуры эпохи капитализма всех его периодов.