Вторую линию поисков можно рассматривать как реакцию на декоративизм модерна, причем отказ от декора модерна имела характер принципиального возражения декора вообще. От эстетических поисков простой формы начинали и Ле Корбюзье, и Ауд, и Дусбург, формальные эстетические поиски которых были близки к кубизму в изобразительном искусстве. Эти архитекторы шли в современных конструкций от простых геометрических форм. Для третьей линии поисков было характерно то, что ее сторонники шли к простым формам от функции и конструкции. Развитие промышленности вызвал концентрацию жилья вокруг заводов. Строятся прибыльные секционные дома с квартирами, которые сдаются в аренду. Первые этажи доходных домов обычно отводились для торговли - в них размещались магазины, лавки, склады. Как правило, доходные дома стоят на узких, вытянутых в глубину участках, очень плотно застроенных. Для них характерно наличие нескольких внутренних дворов. В связи с обеднением дворянства дома-дворцы изменились особняками, меньше размерами. Прошла парадность помещений уступает теперь место бытовом комфорта. В ХХ в. пересмотр критериев «красоты» привел к отказу от некоторых классических архитектурных форм. Поиск новой архитектурной языка происходит в эти годы на фоне роста национального самосознания и поиска форм национальной самоидентификации во всех аспектах. Сложилась устойчивая отказ от классических форм и приемов симметричной построения фасадов. Это произошло частично из-за явной «эмоциональную девальвацию» классики в связи с ее широким использованием, главным образом, в связи с тем, что классическая симметрия все чаще вызвала противоречия критерию «пользы» - рациональным в функциональном отношении объемно планировочным решением новых типов зданий. В России отчуждение от классики психологически происходило как отчуждение от архитектуры официоза: «В то времена хорошим было тоном казарменного стиля подражать, И четырем или шести колонной Вменялось в чин шеренгой стоят Под неизменно греческим фронтоном» (А.К. Толстой). Этот новый функциональный принцип компоновки зданий «изнутри-наружу» - стал главным на рубеже XIX - XX вв. в архитектуре стиля модерн, который пришел на смену эклектичном историзма архитектуры последней трети XIX в. Хотя развитие модерна был непродолжительным по времени (1890-1910 гг.), Его распространение по Европе стало практически повсеместным и захватило все виды изобразительного и прикладного искусства, что позволяет говорить о модерне как о целостном стиль. Эволюция архитектурных форм в современные проходила весьма динамично. Раннем модерна присуща разработка альтернативных классике новых систем архитектурных форм декора. Мастера раннего модерна отказались от классического уравновешенного венчания здания - карнизом, парапетом или фронтоном. Силуэт зданий модерна зачастую динамичный благодаря введению, асимметрии, крутых щипцовых завершений, рваных фронтонов, пинаклями, башенных выступлений с шатровым или купольным завершением (традиционно в эти башни вкомпановани лестницы), ковки, венчающей конек крыши. Освоение конце XIX в. производством прокатной стали и стекла больших размеров позволило мастерам модерна вводить в композицию крупные мировые проймы оригинальных форм с оконными коробками и переплетами из гнутых металлических стержней. Широко применяются эркеры и балконы, причем рисунок стальных ограждений балконов, открытых лестниц и других элементов, выполненных из гнутых металлических стержней получает характерные очертания «удар бича», согнутого стебля (В. Орта).