Участвовали российские архитекторы и в международных выставках (в Лондоне, Париже, Глазго, Нью-Йорке, Вене, Мюнхене, Риме). Павильоны России на этих выставках строились 30 обязательно в национальном стиле. На Международной выставке в Париже 1878 это был павильон арх. И.П. Петрова-Ропета, решенный в формах русского деревянного зодчества; в Глазго 1901 г.- павильоны арх. Ф.А. Шехтеля, что имели модернизированные формы древнерусской архитектуры (рис. 4.6) и др. В конце XIX - нач. XX в. здания зрелищного характера получили дальнейшее развитие. Строительство народных театров, народных домов и других учреждений и организаций было связано с подъемом революционного движения в стране. Например, Оперный театр в Одессе (1883 - 1887, арх. Г. Гельмер и Ф. Фельнер), Художественный театр в Москве (1902, арх. Ф.О. Шехтель), цирк Чинизелли в Петербурге (1876 - 1877, арх. В .А.Кенель) и др. Среди культовых сооружений начала XX в. наибольший интерес в конструктивном отношении представляют построенные с применением железобетона церковь Поленова в Абрамцево (рис.4.7), храм Воскресения в Петербурге (1887, арх. А. А. Парланд) , а в стилистическом отношении - выполнены в стиле древнерусской архитектуры сооружения арх. А.В. Щусева: церковь Марфо-Мариинской обители в Москве, церковь в с. Натальивка Харьковской обл. и храм-памятник на Куликовом поле. . Последний был задуман как памятник победы русского народа над татаро-монгольского захватчиками и представляет собой своеобразное сочетание форм древнерусской церковной и крепостной архитектуры. Церковь покрыта четырехскатной крышей, имеет простую и лаконичную форму; куполам предоставлены пропорции крепостных башен.