Модерн, как стиль и как движение, искал единство выразительности во всех формах искусства. Модерн был не только новым стилем - он был новым мировоззрением, синтезировал все виды искусства и ценил ремесленника и архитектора так же высоко, как художника или скульптора. Стилистической особенностью модерна стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все 23 элементы архитектурного объекта были бы связаны в единое художественное целое. В классических образцах модерна мы видим, как архитекторы при проектировании интерьеров решали не только задачи организации пространства, но и в едином стилистическом направлении проектировали мебель для этих интерьеров, разрабатывали рисунки обоев и витражей, формы светильников и подсвечников, даже сервизы посуды и наборы канцелярских принадлежностей. Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Цвет, фактура и текстура материала, визуализация через напряженные линии работы конструкций стали предметом любования художников нового стиля, средством художественной выразительности в формообразования изделий. Важнейшим для нового стиля стал лозунг Анри Ван де Вельде "Назад к природе". При отказе от классических форм мастера раннего модерна достигали полноценной гармонизации композиции, широко применяя скульптурный или цветовой (мозаичный, керамический, фресковая) декор. Тематика декора - стилизованные мотивы природного окружения - волны, перья, крылья бабочек, цветов. Любимые цветы модерна - орхидеи, ирисы, тюльпаны, цикламены, длинные изогнутые локоны волос. Широко применяется на фасадах и в интерьерах орнамент. Любимая цветовая гамма модерна - светло-желтая, сине-голубая, лиловая, бурая. Любимые архитектурные жанры модерна (кроме особняков) - новые типы зданий - вокзалы, универмаги, музеи, почтамты, банки, офисы, многоэтажные доходные дома. По другому принципу проводили свой поиск мастера "Венского Сецессиона" и "школы Глазго", которую возглавлял Ч.Р. Макинтош. Они создавали более "сдержанный вид ар нуво". Пластические линии здесь были под строгим контролем. В центре их внимания были правильные геометрические формы, во многом предвосхитили прямоугольную функциональность модернизма ХХ века. Геометрия чистых форм стиля школы Глазго оказывала влияние на развитие ар нуво в Германии и Австрии. Венская группа художников и архитекторов - Сецессион, которая была образована в 1897, уже с самого начала предпочитала структурным прямым линиям над капризными линиями ар нуво. Среди основателей Сецессиона были Отто Вагнер (1841-1918) и его ученики Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман. Строгость и контролируемый контраст форм в произведениях Сецессиона были началом преобразования "классического" ар-нуво в нечто новое, что стало составной частью архитектуры XX века, постепенно отказалась от неархитектурного декора и орнаментов в пользу нового стиля - функционализма. Вместе с этим главным направлением развития раннего модерна в нем формируются новые ветви, основанные на изящной стилизации исторических архитектурных форм, например, форм древнерусской архитектуры у А. Щусева (Казанский вокзал) или ампира у архитекторов петербургской школы - И. Фомина, В. Щуко и др. Однако в течение нескольких лет модернистские декоративные приемы встречаются и в позднем модерне, где преобладают чистые, декорированные объемные формы: поздние постройки арх. Х. Берлаге, А. Вагнера, Ф. Шехтеля, И. Кузнецова и др. Линии и формы позднего модерна, по словам профессора Д. Сарабьянова, становятся «конструктивно ответственными». Эта особенность позднего модерна полностью было проникнуто рационалистическими школами 1920- 1930 гг. В эстетике и творческой этике которых приоритетным стал критерий «пользы» (функции). Очень яркой и плодотворной ветвью «ар-нуво» стал российский модерн, прошел за 20 лет своего развития многогранный путь, который включил и изящное стилизаторство и создание совершенно новых форм с последующим переходом к почти конструктивистской воздержания архитектурного наследия.