Казанский вокзал в основном строился в течение 1914 - 1917 гг. И достраивался уже в советское время. После проведенного в 1911 конкурса разработка окончательного проекта вокзала была поручена в 1912 гг. Арх. А.В. Щусеву (рис. 4.5). Замыкая с трех сторон железнодорожные пути Московско-Рязанской железной дороги, здание вокзала выходит фасадом на две улицы и площадь. Огромное здание вокзала удачно решена в функциональных и объемно пространственном плане. Однако в градостроительной структуре вокзал несколько изолирован и не образует ансамблевой единства с построенными на этой площади Петербургским и Ярославским вокзалами. Одним из новаторских приемов при этом было объединение многочисленных мелких помещений в большие свободно переходящие друг в друга зала - прием, получивший широкое распространение в будущем. При постройке вокзала применены новейшие конструкции. Особенно интересны 29 новаторские железобетонные арочные перекрытия пассажирского зала и железобетонный «звездный» купол в интерьере зала ожидания, что создает большой художественный эффект, устройство теплых перронов с застекленными железобетонными перекрытиями и т.д. В росписи интерьеров участвовали художники А. Бенуа, Б. Кустодиев, Н. Рерих, С. Серебрякова, Е. Лансере. В архитектуре Казанского вокзала использованы мотивы русской архитектуры конца XVII в. Они проявляются и в общих композиционных приемах, деталях и в традиционном для русской архитектуры XVII в. сочетании кирпича и белого камня. А.В. Щусев трактовал это здание как ворота России на восток. Поэтому он формам башни главного павильона добавил сходство с формами башни Сумбека в Казани, которая в то время была конечным пунктом Рязанской железной дороги. Архитектор креативно подошел к использованию форм архитектуры XVII в. Здесь оказалась их стилизация, а не стилизаторство. Огромном здании он добавил вид сложного комплекса, состоящего из небольших зданий и создает живописную ансамблевую построение. Символическая также и композиция Ярославского вокзала (арх. Ф.О. Шехтель). Представление о вокзал как о главной ворота города выражено большой аркой входа, ведущего в вестибюль, а через него на дебаркадер. Похожий на гигантскую въездную башню, центральный ризалит здания увенчан шатром и напоминает одновременно деревянные караульные вышки русского Севера .