Интенсивное транспортное сообщение между Южным вокзалом, центром города и торговым центром на Благовещенском рынке вызвал развитие структуры центра на запад, в сторону главного внешней связи. Бывшая Слободская Благовещенская площадь в долине реки Лопань становится одной из центральных площадей города. Она оказалась на пересечении движения между вокзалом, центром, рынком. Здесь формируется новый центр оптовой торговли. На базе Балашовского железной дороги с 90-х годов XIX в. начала формироваться крупная промышленная зона на юго-востоке Харькова. В этих частях города продолжается и интенсивное жилищное строительство. В конце XIX - начале XX в. создается ряд проектов планировки многочисленных левад и обширных частных владений в южной и западной частях города. Таким образом, новый внутригородской структуру Харькова формировали зоны промышленных предприятий в долинах вдоль внешних путей движения. Их соединяли улицы, огибали центральный холм и создавали новое направление движения, который проходил по долине и повторял изгиб харьковских рек. Узлами, стыкуют внешнюю и внутреннюю структуру, стали грузовые железнодорожные станции и пассажирский вокзал. Большую роль продолжала играть старая - радиальная структура.