В конце XIX - нач. XX в. получают развитие многоэтажные универсальные магазины с просторными торговыми залами, открытыми парадной лестницей с огромными окнами, необходимыми при значительной глубине помещений, а нередко и с верхним освещением. Универсальный магазин оказался новым и характерным типом в развитии торговых сооружений, строили в конце XIX - нач. XX в. Другими типами зданий коммерческого назначения были сберегательные кассы, впервые появились в России в тот период, похожие по составу помещений с банками, но значительно меньше по размерам, и биржи. Например, здание биржи в Одессе (1899, арх. А. И. Бернардацци). Во второй половине XIX в. производится и тип здания железнодорожного вокзала. Причем, если в архитектуре первых вокзалов еще не было определенных типовых, присущих только им черт, и они во многом повторяли композиционные приемы и формы других общественных сооружений, то во второй половине XIX в., И особенно в начале XX в., Уже выкристаллизовывается специфический архитектурный облик вокзала. И хотя вокзалы, как и другие типы зданий того времени, проектировались в разных «стилях», их функциональное назначение всячески оказывалось архитекторами. В объемной и фасадной композиции выделялись зальные помещения, арочные покрытия дебаркадеров, входы. Вокзалы получили силуэт, отвечал их назначению как своеобразных ворот города запоминающимся. Одновременно с развитием тупиковой схемы вокзалов, удобной для конечных станций, во второй половине XIX в. была произведена и «береговая» их схема для промежуточных станций, при которой вокзал располагался, как правило, с одной стороны железной дороги. Самые сооружения такого типа - это Казанский, Ярославский и Брянский вокзалы в Москве, Витебский вокзал в Петербурге.