В заключение торговой презентации независимо от того, к положительному или отрицательному результату она привела, преуспевающий продавец-профессионал всегда спрашивает у потенциального клиента имена людей, которые могли бы выиграть за счет использования только что представленного продукта или услуги. Если вы не хотите задавать этот вопрос, действительно стоит подумать, насколько вы верите в то, что продаете. Те, кто предоставляют имена потенциальных клиентов, дают возможность значительно снизить стоимость товара. И, что еще более важно, наличие лиц, дающих отзывы о продуктах или услугах, удерживает продавца-профессионала в бизнесе. Помните, как бы ни был хорош ваш продукт, и как бы ни была успешна презентация, вы банкрот и уходите из своего бизнеса, если вам некому будет рассказать свою историю. В начале моей карьеры мне повезло работать под руководством выдающегося менеджера по продажам, Билла Кренфорда (я посвятил ему свои «Секреты заключения сделок по продаже»). Именно Билл помог мне понять эту действительно очень важную вещь.
Один из самых лучших из когда-либо полученных мною комплиментов я услышал, когда попросил у своей совершенно новой клиентки порекомендовать, к кому обратиться со своими предложениями. Пытаясь объяснить этой леди, что на ее друзей и знакомых не будет оказываться никакого давления, я сказал, что когда звоню людям, которых мне порекомендовали, я просто делаю свою презентацию, и если они решают купить, это хорошо, но если они решают не покупать, тоже все нормально, и я ни в коем случае не собираюсь оказывать на них какого-либо давления. В этом месте клиентка прервала меня и сказала: «Да, я уверена, что так и будет. Просто вы самый деликатный продавец из всех, с которыми мне доводилось когда-либо встречаться». Что самое интересное, эта клиентка на тот момент только что купила все, что наша компания выставила на продажу. Но ключевыми здесь являются слова «эта клиентка только что КУПИЛА». Она не считает, что ей ПРОДАЛИ, а это, с моей точки зрения, является самым главным. Ваша роль заключается в том, чтобы быть помощниками покупателя, помогать потенциальным клиентам делать покупки — в результате они не считают, что вы только что им что-то навязали.