Второй блок исследования представляют материалы, освещающие произведения профессиональных композиторов, посвященные теме Холокоста и созданные на территории СССР и постсоветского пространства. Авторами произведений, написанных в разных жанрах — опера и симфоническая музыка, оратория и камерные сочинения, — выступили в основном композиторы-евреи, граждане многонационального государства, в котором проявлять свое национальное, еврейское начало вплоть до 1980-х годов было непросто: М. Вайнберг, И. Шварц, Г. Фрид, С. Беринский (Россия), Л. Абелиович, Г. Вагнер, Э. Тырманд (Беларусь), В. Хвойницкий (Латвия), З. Ткач (Молдова). Свою гражданскую позицию, выраженную глубокой фразой «чужой беды не бывает», проявили Д. Шостакович (СССР, Россия) и Е. Станкович (Украина). Музыка, на эмоциональном уровне отражающая одну из самых страшных трагедий ХХ века, появилась сразу после окончания Второй мировой войны. Однако, в связи с общей политической обстановкой, слово Холокост в название произведения вошло только в 1996 г. — Реквием «Колокола Холокоста (Реквием Холокосту. Молитва Румбуле)» В. Хвойницкого и Л. Коваля (Латвия). Среди сотен музыкальных опусов, связанных с темой Великой Отечественной войны, произведения, посвященные теме Холокоста, в творчестве композиторов СССР (впоследствии СНГ и Балтии) занимают незначительное место . Круг публикаций, посвященных заявленной теме, рассмотрим в следующих направлениях: 1) исследования о композиторах — авторах произведений, посвященных теме Холокоста; 2) музыковедческие работы, анализирующие музыкальные произведения о Холокосте; 3) статьи в СМИ, посвященные премьерам произведений о Холокосте; 4) учебная литература по дисциплинам «История музыки», «Музыкальная литература», в которой рассматриваются произведения на эту тему.