Данный раздел исторического музыковедения очень мощно представлен в зарубежном музыкознании, и рассматривает следующие аспекты: музыка в гетто и концлагерях; личности в истории музыки периода Холокоста. Монографии и статьи, освещающие данные аспекты, стали появляться в 1980-е годы (исследования М. Катера, М. Голдсмита, М. Канта, Э. Леви, П. Поттер, Ш. Гилберт и др.). Огромную роль сыграли публикации песен гетто и концентрационных лагерей со вступительными примечаниями к каждой песне. В русскоязычном искусствоведении подобных работ немного, что связано со спецификой гетто на территории Украины, Беларуси. Суть геттоизации на территории названных регионов сводилась лишь к одному — максимально упростить истребление еврейского населения: заключение в гетто становилось этапом, предшествовавшим ликвидации людей. О музыке в гетто или концлагерях на территории Беларуси и Украины имеются самые скупые сведения; в частности, одна из статей Л. Лещинского рассказывает об оркестре Янковского концлагеря Львова . В избранном нами контексте внимание исследователей привлекают те гетто, в которых музыка имела право на существование: Терезин, Варшава, Вильно. Фундаментальным трудом, посвященным искусству времени Холокоста, стала книга Е. и С. Макаровых, которая опирается на документы и освещает деятельность студии современной музыки, театра-кабаре, творчество европейских композиторов, ставших узниками Терезина . О феномене еврейского театра в годы Второй мировой войны, в частности театра Виленского гетто, узнаем из глубоких по смыслу публикаций израильского искусствоведа З. Зарецкой . Ряд статей посвящен и самому распространенному жанру народного и профессионального творчества периода Холокоста — песне: создававшиеся в гетто песни нередко отражали житейские ситуации; возникавшие в партизанских отрядах песни стали проявлением духовного сопротивления людей (публикации Д. Дозорца , М. Вестерманиса , И. Двужильной ). Отметим, что все перечисленные публикации появились на постсоветском пространстве уже в 2000-е годы, во многом благодаря деятельности центра «Холокост» (Москва), просветительским программам музея Яд ва-Шем (Израиль). Значительную роль в ознакомлении с песнями гетто играет литературно-публицистический журнал «Лехаим», на страницах которого публикуются, в частности, песни М. Гебиртига.