|
|
|
|
|
Первая часть со времен венских классиков играет наиболее важную роль в драматургии сонатносимфонического цикла. Сонатная форма первой части включает в себя три основных раздела: экспозиция, разработка, реприза. В целом Шостакович придерживается традиционной структуры, но «наполнение» её индивидуально. Особенности первой части Cедьмой симфонии – ее театральность, публицистичность и документальность. Традиционно считается, что симфония написана как отклик на трагические события первых месяцев Великой Отечественной войны. Но какие бы точки зрения не приводились, симфония отражает ведущую тему творчества Шостаковича – это «обличение зла и защита человека» (17, стр 6). Первая часть начинается энергичной, мужественной, маршеобразной темой в Cdur. Это главная партия, она ассоциируется с эпическими и героическими образами. Ее характерными чертами являются протяжность мелодического развертывания, обширный диапазон, квартоквинтовые скачки. Но в теме выделяется оборот cgfis, и он воспринимается как зародыш будущего конфликта (приложение, пример 1). Главная партия написана в трехчастной форме, что характерно для главных партий концепционных симфоний (например, главные партии симфонических произведений П.И.Чайковского). К концу срединного раздела (до ц. 4) появляется новый мотив и звучит как воинственный сигнал. На грани внутренней репризы главной партии он обозначает высшую точку ее динамической волны. Он служит предвестником темы нашествия и производного от нее мотива – «темы противостояния». Побочная партия – лирикосветлая, спокойная, она продолжает картины «мирной жизни». Побочная партия сохраняет классические отношения тональностей, она проходит в Gdur. Форма ее рондообразная (ABA1CB1A2), где рефрен обладает песенным характером, его секундовые обороты приближают тему к жанру лирической колыбели (приложение, пример 2). Второй эпизод в высоком регистре, где секундовый мотив двигается, хроматически сползая, и из него рождается мелодия скрипок, немного жалобная и щемящая. Последнее проведение рефрена отражает влияние эпизода – тему поет флейта piccolo, которая только что вела пасторальный наигрыш. Пропев начало темы, она снова возвращается к своему наигрышу. Заключение экспозиции – это островок «музыкальной тишины» перед страшным событием эпизода.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шостакович один из крупнейших симфонистов XX века. Все его пятнадцать симфоний выявляют разнообразные типы симфонизма: героикодраматического, эпического, лирикопсихологического, программного. Тип симфонизма определяется своеобразием драматургии. «В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определенная последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т.д. (20, т. 2, с. 299). Это энциклопедическое определение в наибольшей мере подходит к понятию «симфониидрамы», «концепционной», «большой симфонии». Вместе с тем, понятие «симфоническая драматургия» следует формулировать более обобщенно. Драматургия симфонии – это образнокомпозиционная основа произведения; утверждение его основной идеи в результате развития музыкальных образов и их взаимодействия. Существуют различные типы драматургии. Симфониядрама «начинает свой путь» в творчестве венских классиков, где утвердился лирикодраматический и героикодраматический тип симфонизма. Для лирикодраматического типа симфонизма характерен внутренний тип конфликта, субъективное, личностное отражение мира. Для героикодраматического типа симфонизма свойственен внешний конфликт, противопоставление темы рока и реакции на вторжение. Симфония № 40 Моцарта – первая лирикодраматическая симфония, путь которой продолжили Шуберт, Брамс, а позднее Малер. Героическая симфониядрама возникла в творчестве Бетховена. В русской музыке XIX века драматический тип симфонизма характерен для творчества П. И. Чайковского и С. И. Танеева.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего у Шостаковича Пятнадцать симфоний. Первая симфония была написана в 1926 году, композитору было девятнадцать лет и она является дипломной работой Шостаковича-студента. Ее можно отнести к жанру психологической драмы, где композитор продолжает традиции П. И. Чайковского. Во Второй симфонии («Октябрю») и Третьей симфонии («Первомайская») Шостакович испробовал возможности иллюстративно-монтажного метода композиции. Эти симфонии Шостакович считал «экспериментальными», попыткой создания «новых традиций» советского искусства. Четвертая симфония – первая среди монументальных философско-концепционных симфоний Шостаковича. Жанр её – лирико-психологическая драма. С появлением Пятой симфонии в 1937 году в советском искусстве родилась подлинная симфоническая классика. Она принесла мировую славу Шостаковичу и подвела итог исканиям и завоеваниям советского симфонизма той поры. В Пятой симфонии складывается новый тип высокотрагедийного симфонизма, поднимающего психологическую проблему «становления личности» до героико-гражданского звучания (29, С.115). Через два года после Пятой симфонии все обсуждали небывалую трактовку традиционного симфонического цикла Шестой симфонии: трехчастное сочинение «симфонией без головы», «симфонией с двумя скерцо». Седьмая симфония Шостаковича получила всемирную известность как музыкальный символ борьбы советского народа против фашизма. Шостакович писал: «Первая часть – это борьба, четвертая – грядущая победа» (29, С.166). Все четыре части симфонии отражают разные этапы драматических столкновений и размышлений о войне.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из крупнейших композиторов XX века. Этот факт признан и в нашей стране, и мировой общественностью. Шостакович писал практически во всех жанрах музыкального искусства: от опер, балетов и симфоний до музыки к кинофильмам и театральным постановкам. По охвату жанров и амплитуде содержания его симфоническое творчество поистине универсально. Композитор жил в очень сложное время. Это и революция, и Великая Отечественная война, и «сталинский» период отечественно истории. Вот что рассказывает о Шостаковиче композитор С. М. Слонимский: «В советскую эпоху, когда литературная цензура безжалостно и трусливо вымарывала правду из современных романов, пьес, поэм, запрещая на годы многие шедевры, «бестекстовые» симфонии Шостаковича были единственным светочем правдивой высокохудожественной речи о нашей жизни, о целых поколениях, проходивших девять кругов ада на земле. Так и воспринимали музыку Шостаковича слушатели – от юных студентов и школьников до седовласых академиков и великих художников – как откровение о страшном мире, в котором мы жили и, увы, продолжаем жить». Всего у Шостаковича Пятнадцать симфоний. От симфонии к симфонии изменяются и структура цикла и его внутреннее наполнение, смысловое соотношение частей и разделов формы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, формулируются цель и основные задачи исследования, методологическая база исследования, определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту. В первой главе «Русская духовная музыка как компонент духовной культуры» обобщается накопленный научный материал, касающийся различных взглядов на природу духовной музыки. Анализируется сущность понятия «духовная музыка». Выделяются элементы национального, выражающие ее своеобразие, их взаимосвязь. Определяется место духовной музыки в системе музыкальной и духовной культуры России. В первом параграфе «Место духовной музыки в духовной культуре России» духовная музыка рассмотрена нами с позиций философии и культурологии. Анализируются различные определения духовной музыки, которые порой качественно разные и часто противоречат друг другу. Попытки осмыслить понятие духовной музыки предпринимались неоднократно. На наш взгляд, под духовной музыкой следует понимать музыку христианской церкви и церковные жанры, вышедшие за пределы исполнения в церкви. Понятие «духовная музыка» включает в себя, прежде всего, церковное пение – то, что утвердилось как духовно-музыкальные сочинения и переложения. Религиозный ренессанс последних десятилетий обострил вопросы, ка¬сающиеся духовной музыки, особенно предназначенной для богослужения в церкви. В диссертации разграничиваются понятия музыка церковная, религиозная, обиход¬ная, богослужебная, религиозно-духовная, которые имеют свои смысловые нюансы.
|
|
|
|
|
|
|