Навигация
Обмен ссылками

 

Вызовы

автор: Art
«Произведениями искусства, из грязи сделанными», называл Карл Фридрих Шин- кель такие новые для его времени железные несущие конструкции. Как «первый техни- ческий модернизм» понимал их теоретик архитектуры Отл Айхер. В Санкт-Петербурге и Берлине они сегодня включены в список особо охраняемых памятников Всемирного культурного наследия как ценные свидетельства выдающегося инженерного искусства. Но в то же время они образуют вполне обычные и прозаичные несущие конструкции двух музейных зданий, которые должны определить их путь в XXI в. Двойственность подобной оценки общеизвестна, специалистам в области музейно- го дела знакомы вытекающие отсюда конфликты: развитие в будущее или уважение к истории? Функциональные улучшения или сохранение культурного наследия? Музей- ное дело или охрана памятника? Оставим кричащие лозунги в стороне. Какие конкретные вызовы современному развитию музеев связаны с наличием подобных исторически ценных несущих конструкций?

Уставы Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) определяют, как следует обращаться с памятниками Всемирного культурного наследия. Понятиями подлинности, целостности и культурного значения они выявляют прису- щую памятникам собственную ценность, требующую особой защиты. Следует упо- мянуть венецианские (1964) и бурские (1999) уставы ИКОМОС, но в рассматриваемом контексте наиболее интересен принятый в 2003 г. устав Виктория-Фолс «Принципы анализа, консервации и строительной реставрации архитектурного наследия»**. Он спе- циально разрабатывался для строительно-технических вопросов оценки памятников мирового наследия, ухода за ними и их развития. Уже венецианский устав 1964 г. подчеркивал: «Материальной субстанции архитектур- ного памятника – такой, как его историческая несущая конструкция, – принципиально придается такое же значение с точки зрения охраны памятников, как, например, его внешнему облику или художественному содержанию». Именно это положение кон- кретизирует в 2003 г. устав Виктория-Фолс: «Ценность архитектурного наследия не только в его внешнем виде, но и в целостности всех его компонентов как уникального продукта характерной для того времени технологии строительства… По отно- шению к каждому вмешательству надо решать, как далеко оно может зайти, уважать концепцию, техническую и историческую ценность оригинального или более раннего состояния строения» (Устав Виктория-Фолс, 2003, принцип 1.3). Требование ИКОМОС недвусмысленно: несущая конструкция не является всего лишь второстепенной, подчиненной составной частью памятника, она обладает собственной аутентичностью и культурным значением в памятнике и имеет право на такую же охрану и такую же заботу, как и все остальные участки архитектуры.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей