Особенности исторического развития Германии (сохранение феодальных порядков в условиях быстрого развития промышленности) оставили своеобразный отпечаток на формировании немецкой архитектуры. Появление новых типов зданий (например, вокзалов) и внедрения в строительство новых материалов (например, металла) не приводили к существенным изменениям во внешней политике: тенденция к строительству «в стилях» была безусловно господствующей, а новые пространственные решения интерьеров и конструктивные элементы прятались за стенами, заполненными архитектурно-декоративными элементами, заимствованными из разных стилей. Однако в рамках эклектики существовал и рациональный подход к задачам архитектуры, например, смысле деятельность архитектора Готфрида Земпера (1803 - 1879). Земперу принадлежит передовая для того времени мысль, что объемно-пространственное решение здания зависит, прежде всего, от ее назначения и строительного материала. При возведении здания Дворцового театра в Дрездене (1837 - 1841) Земпер выделил объемы сцены и зрительного зала. Оригинальное объемно-пространственное решение театра делало здание новаторской, несмотря на то, что в стилевом решении она была традиционной - элементы стиля раннего итальянского ренессанса. Таким образом, стилевые формы были для Земпера чем-то внешним и второстепенным относительно функциональной основы, в тогдашних условиях было новым словом. Новаторские поиски были присущи и некоторым другим архитекторам (арх. Георг Готлоб Унгевиттер (1820 - 1864), Карл Шефер (1844 - 1908) и др.). Эклектика и стилизация господствовали в архитектуре Германии еще длительное время; это Дворец юстиции в Мюнхене (арх. Ф. фон Тирш, 1852 - 1921), построенный в 1905 в стиле поздней готики, здание-рейхстага в Берлине (1894 - 1910, рис. 8.2, арх. П. валлота, 1842 - 1910), главный вокзал в Кельне (1894, арх. Л. Гофман, 1852 - 1932) и др.