Всемирная выставка 1889, открывшейся в честь празднования столетия Великой французской революции, заняла особое место в истории французской архитектуры. Ее самыми значительными сооружениями были Галерея машин (или Дворец машин, арх. Ш. Л. Ф. Дютер и инж. Контамен) (рис. 7.4) и металлическая башня инженера Гюстава Эйфеля (1832 - 1923). Проект башни вызвал негативную реакцию. Знаменитая «Петиция художников», подписанное выдающимися писателями и художниками Франции (к ним присоединились и архитекторы), требовала запрета строительства «ужасной и бесполезной башни Эйфеля». Прошло немного времени, и башня не только стала органической частью пейзажа города, но и постоянным символом Парижа. 58 Ее значение вышло за рамки частной задачи, связанной с программой выставки, - это было впечатляющее свидетельство прогресса XIX в. в инженерном искусстве. Трехсотметровую высота башни долго оставалась рекордной, так же, как и легкость и элегантность ее конструкции. Башня, образовала род триумфального въезда выставки, расположенной на Марсовом поле (рис. 7.5), была возведена за 26 месяцев (с 28 января 1887 по 31 марта 1889). В ее создании участвовали арх. С. Совестр, инженеры Е. Нугье и М. Кешлен. Исключительными были не только темпы строительства, но и его методы (все элементы металлической конструкции изготавливались на заводе и только монтировались на месте), точность работы, минимальное число занятых людей. Совершенство, с которой была решена Эйфелем поставлена перед ним задача, предоставила его произведения свойства, не предусмотренной самым конструктором. В этом сооружении архитекторы XX в. увидели пример полного взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства (при огромной высоте сооружения это давало ощущение бесконечного) - эффект, который стал предметом постоянных поисков и стремлений новой архитектуры.