Навигация
Обмен ссылками

 

Ещё немного о Леонардо....

автор: jatusia1992
Леонардо не создал школы во Флоренции. Он был учите­лем всех, но влияние его померкло перед Микеланджело.
Нет сомнения, что и Леонардо дошел в своей эволюции до признания больших фигур как основы искусства, но искус­ство Флоренции было бы совсем иным, если бы оно подчи­нилось его влиянию. То, что взяли от Леонардо Андреа дель Сарто, Франчабиджо или Буджардини, в общем не­значительно. И лишь в Ломбардии находим мы прямое, хо­тя и одностороннее продолжение его искусства. Ломбард­цы — живописцы по природе, но им недостает чувства ар­хитектоники. Никто из них не понял композиции «Тайной вечери». Чужды им также и задачи построения групп, со­средоточенности движения. У художников с более живым темпераментом движение выходит бессодержательно спутан­ным, у других утомительно однообразным.
Ломбардия восприняла леонардовские женские типы, пас­ сивные аффекты и изящную, нежную лепку молодых, пре­ имущественно женских тел. Леонардо был особенно воспри­имчив к красоте женских образов, и можно сказать, что он первым начал передавать бархатистость кожи. Его флорен­ тийские современники также трактуют нагое тело, но этого качества им не хватает. Даже наиболее живописно одарен­ные из них, например, Пьеро ди Козимо, более заботятся о форме, чем о передаче мягкости кожи. С пробуждением бо­лее тонкого «леонардовского» чувства осязания моделиров­ка женских фигур получает новое художественное значение, и даже если бы случайно существование таких картин у Ле­онардо не было известно, то, в силу психических его осо­бенностей, мы должны были бы предположить, что подоб­ного рода темы его увлекали.
Главным мотивом была, по-видимому, Леда, знакомая нам по копиям: она изображена нагой женщиной с красивы­ми изгибами тела, стоящей со сжатыми коленями и скорее ласкающей, чем отталкивающей лебедя.
Своими пластическими контрастами, выраженными в по­ вороте торса, наклоне головы, движении руки и опущенного плеча, эта фигура имела весьма значительное влияние. Из­вестный экземпляр в галерее Боргезе в Риме Морелли при­ писал когда-то Содом .
Женский акт сделался обычной темой у ломбардских по­ следователей Леонардо. Они не обладают талантом ожи­вить всю фигуру общим движением, и неудивительно, что, отказавшись от больших фигур, они охотно удовлетворяют­ся лишь полуфигурными изображениями. Даже такую тему, как купающаяся Сусанна, от которой, во всяком случае, можно ожидать богатой пластики, они подчиняют этой скуч­ной схеме (картина Луини в Милане, Борромео). Приме­ром может также служить непритязательная фигура Abimdantia Джанпьетрино .


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей