Навигация
Обмен ссылками

 

БИТВА ПРИ АНГИАРИ

автор: jatusia1992
Лондонский картон (Королевская академия) двух женщин с двумя детьми не так хорош, и, вероятно, это более ранняя и менее стройная композиция Леонардо. В школе последо­вателей (Luini, Ambrosiana) мы ее встречаем еще раз.
О картине битвы, предназначенной для флорентийской думы, можно сказать немного, ибо композиция ее сохрани­лась даже не в картине, а в незаконченной поздней копии.
Тем не менее обойти молчанием этот крайне важный вопрос невозможно.
Леонардо больше других чинквечентистов интересовался лошадьми и из наблюдений над ними знал их природу . Он работал долгие годы в Милане над конным монументом гер­цога Франческо Сфорца, но сделанная им модель никогда не была отлита, и гибель ее является одной из величайших потерь для искусства. Живостью движений Леонардо, ка­жется, хотел превзойти Коллеоне Верроккьо. Ему удалось создать тип скачущей и попирающей врага ногами лошади.
Этот мотив зародился раньше и у Антонио Поллайоло2 .
Трактовку лошади у Леонардо некоторые порицали за ее якобы живописность. Если этот упрек и справедлив, то он может относиться только к этюдам. Кроме того, мотив ска­чущей лошади не был окончательным. Скорее можно пред­положить, что с течением времени художник достиг в пере­работке главного мотива спокойствия и простоты, какие мы наблюдали в этюдах к «Тайной вечере», и что под конец Леонардо остановился на спокойно шагающей лошади, при­чем были также значительно смягчены проектировавшиеся вначале сильные контрасты в повороте головы коня и всад­ника; по-видимому, была сохранена только рука всадника с командорским жезлом, отодвинутая назад, чем художник очевидно хотел обогатить силуэт и заполнить пустой угол позади всадника.
Приписанный Рубенсу и находящийся в Лувре этюд яв­ляется для нас единственным памятником, дающим дейст­вительное представление о большой картине флорентийской думы, в которой Леонардо применил плоды своих милан­ских штудий. Как известно, Эделинг2 превосходно сгравировал этот этюд. Трудно сказать, исчерпывает ли он все содер­жание картины, но в общем он совпадает с описанием Вазари.
Леонардо хотел показать флорентийцам, как надо рисо­вать лошадей. Главным мотивом битвы он взял эпизод со всадниками, борьбу за знамя, тесную схватку четырех разъ­яренных лошадей и всадников. Построение группы настоль­ко богато пластикой, что почти граничит с неясностью. Се­ верный гравер усилил живописность картины, охватив све­товым венком центральное темное пятно — прием, посво­ему принципу доступный и самому Леонардо.
Изображение сбившейся в клубок массы людей являлось для того времени новой проблемой. Удивительно, что ба­тальные картины не встречаются чаще. Школа Рафаэля единственная создала большое произведение такого типа, и в представлении Запада «Битва Константина» является классической, это образец батальной живописи. Искусство от изображения простого эпизода шагнуло здесь к изобра­жению реального массового действия. И если в этом отно­шении «Битва Константина» много выше леонардовской «Битвы при Ангиари», то, с другой стороны, она так плохо выявлена, что это определенно говорит об огрубении глаза, о надвигающемся падении искусства. Конечно, автором этой композиции Рафаэль быть не мог.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей