Ни один из художников Возрождения не был так чуток к мировой красоте, как Леонардо. Все явления привлекают его: органическая жизнь и человеческие аффекты, формы растений, животных и вид хрустального ручейка с крем нистым дном. Односторонность живописца, трактующего только фигуры, ему непонятна. «Разве ты не видишь, как много существует животных, деревьев, трав, цветов, какое разнообразие гористых и ровных местностей, потоков, рек, городов, как различны одежды, украшения, ремесла?»1 . Он по природе живописец-аристократ, чуткий ко всему утонченному. Его привлекают изящные руки, прозрачные ткани, нежная кожа. Он любил в особенности красивые, мягкие, вьющиеся волосы. На картине «Крещение» Верроккьо Леонардо нарисовал несколько травинок, в которых сразу чувствуется его рука. Никто из художников не вос производил с такой деликатностью естественную грацию растений. Он был одинаково способен воплощать силу и мягкость. В батальных картинах он превосходит всех дикой страстью и бурностью движений и рядом с этим подмечает нежней шие переживания души с ее мимолетными выражениями. С необузданностью завзятого живописца-натуралиста он ув лекается отдельными характерными головами, потом совсем оставляет их, отдается видениям образов почти неземной красоты, и ему грезится тихая, нежная улыбка, как бы от блеск внутреннего сияния. Он ощущает живописную прелесть поверхности вещей и мыслит при этом как физик и анатом. Способности, исключающие, казалось бы, друг друга, у него соединяются: присущие исследователю неутомимая наблюдательность и собирание материала и утонченнейшая восприимчивость художника. Как живописец он никогда не довольствуется внеш ним изображением вещей, но со страстным интересом на брасывается на изучение внутреннего строения и условий жизни всего существующего. Он первый из художников сис тематически изучил пропорции человеческого тела и живот ных и стал отдавать себе отчет в механических соотношени ях, наблюдаемых при ходьбе, поднимании, восхождении, не сении; он же первый начал разносторонние наблюдения над человеческими лицами, вдумываясь в средства выражения психической жизни. По мысли Леонардо, живописец — это ясное мировое око, царящее надо всем видимым. Мир раскрывался пе ред ним во всей своей полноте и неисчерпаемости, и каза лось, что чувство большой любви соединяло Леонардо и с миром, и со всем живущим. Характерную черту сообщает нам по этому поводу Вазари: Леонардо видели на рынке покупающим птиц для того только, чтобы выпустить их на свободу. Этот случай, кажется, произвел впечатление на флорентийцев. При такой универсальности искусства не может быть высших и низших проблем; тонкости освещения не более интересны, чем элементарнейшая задача — выразить наплоскости трехмерность любого тела, и художник, как никто другой умевший сделать человеческое лицо зеркалом его души, имел право сказать: выпуклость есть сущность и душа живописи. Художественное восприятие Леонардо было так ново и разнообразно, что для его передачи он должен был искать и новых технических средств выражения. Он был неутоми мым экспериментатором. «Мона Лиза» осталась неоконченной. Ее техника — тайна. Искусство Леонардо поражает даже там, где процесс его работы ясен, как в ранних не сложных набросках серебряным штифтом. Можно ли ска зать, что Леонардо был первым, кто, проводя линию, чув ствовал ее. Его способ делать резче и ослаблять контур не повторяется у других художников. Он моделирует при по мощи одних ровных, прямых штрихов, и кажется, достаточ но ему только прикоснуться к поверхности, чтобы вызвать округленность форм. Великое никогда не достигалось более простыми средствами; параллельность линий, практиковав шаяся также в старой итальянской гравюре, придает рисун кам Леонардо неоцененную цельность впечатления. Леонардо оставил мало законченных произведений. Не утомимый в наблюдениях и ненасытный в приобретении зна ний, он ставит себе все новые задачи с единственной, повидимому, целью: найти способ их разрешения. Заверше ние, доведение до конца его не занимало, и при огромных требованиях, которые он ставил себе, всякое достижение яв лялось для него лишь временной ступенью на пути к даль нейшему совершенствованию