Навигация
Обмен ссылками

 

Реактуализация традиционных ценностей в культуре пост-постмодерна

автор: DARK-ADMIN
Беспрецедентный рост технических возможностей и всевозрастающее информационное единство постиндустриального общества сопровождаются постепенной эмансипацией от сдерживающего влияния нормативных систем и ценностных стандартов, что создает ситуацию мировоззренческой поливариантности, ведущей к идентификационной и моральной дезорганизации. В свою очередь парадигма постмодерна лишает культуру фундаментальных оснований для построения идентификационных, этических систем и прочих нормативно- регулятивных конструкций. Поиск путей выхода из создавшейся аксиологической нестабильности инициировал поворот от постмодерна к пост-постмодерну как новому этапу развития современной культуры. Не осталась в стороне от поисков аксиологической стабильности и Беларусь. Так, перестроечные процессы конца 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. привели к растворению социалистических ценностных установок, вследствие чего белорусский социум на тот момент оказался вне каких- либо фиксированных идеологических или аксиологических метасистем. В результате же поиска ценностных ориентиров была сформирована идеология, опирающаяся на традиционные ценности белорусского народа. Подобная трансформация в аспекте перехода от аксиологической децентрированности к ценностной нормативности может быть отождествлена с поворотом от постмодерна к пост-постмодерну.
Пост-постмодерн находится в процессе становления и в качестве рабочей гипотезы в представленном диссертационном исследовании используются следующие хронологические координаты этого явления: от начала последней четверти ХХ в. (работы К.-О. Апеля) до конца ХХ в. (работы М. Готдинера) – теоретический этап развития пост-постмодерна, в большей степени характерный для узкого круга интеллектуалов; после трагических событий 11 сентября 2001 г. – новая фаза развития пост-постмодерна, когда необходимость возвращения к ценностной стабильности и этической определенности стала очевидной для широких общественных кругов.
Актуальность представленного диссертационного исследования определяется, во-первых, необходимостью выявления закладываемых в пост-постмодернизм ценностных оснований, что должно стать первым шагом на пути оценки их безопасности и полезности для общества. Во-вторых, исследование актуально для Беларуси, поскольку в нем раскрываются тенденции, характерные в настоящее время для западной культуры, но экстраполирующиеся на культуру общемировую, в том числе и белорусскую, что делает необходимым их изучение с целью: а) повысить эффективность построения внутренней культурной политики, б) способствовать развитию внешнекультурного диалога, в) обеспечить сохранность своих нравственных ценностей и национальной идентичности. В-третьих, относительно Беларуси исследование актуально также в силу того, что выявляет черты сходства процесса построения белорусской идеологии с парадигмальным движением западноевропейской культуры. Подобная экспликация позволяет осмыслить место Беларуси в среде европейского сообщества и в рамках белорусской культуры применить методологические установки, выработанные в контексте пост- постмодерна. В-четвертых, исследование актуально для белорусской культурологии, поскольку вовлекает в орбиту ее научных интересов новые концепции (К.-О. Апель, М. Готдинер), в том числе и еще не представленные до настоящего времени на русском языке (М. Готдинер).
Анализируя место диссертационного труда среди других научных работ в данной области, следует отметить, что в белорусской культурологии достаточно широко исследованы особенности постмодернизма, однако характерные черты пост- постмодернизма выявлены в значительно меньшей степени, а также отсутствуют работы, в которых бы осуществлялось соотнесение процессов идеологического строительства в современной Беларуси с движением от постмодерна к пост- постмодерну. Поэтому выполненное диссертационное исследование характеризуется новизной и является актуальным.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Научная новизна
Впервые в белорусской культурологии осуществлена экспликация гносеологической сущности перехода от постмодерна к пост-постмодерну, показано влияние когнитивных ценностей на различные сферы культуры, выявлен феномен реактуализации традиционных ценностей в рамках пост-постмодерна, представлены отождествимые с пост-постмодерном тенденции в культуре Беларуси.
Положения, выносимые на защиту
1. Гносеологический пессимизм постмодернизма, в рамках которого постулируется невозможность человека адекватно познавать объективный мир, приводит к отступлению от традиционных основополагающих когнитивных ценностей европейской культуры, в частности, к отказу от понятия истины и, следовательно, к отклонению от мышления, основанного на антитетическом противопоставлении (правильное и неправильное, законное и противозаконное, добро и зло и т.п.). Это приводит не только к потере основ западного рационализма и, следственно, иррационализации культуры, но также влечет за собой падение статуса нравственных ценностей и в конечном итоге – невозможность их конституирования, поскольку любые системы моральных ценностей опираются на универсальную бинарную оппозицию добра и зла.
2. Отказ от фундаментальных европейских когнитивных ценностей сказался на различных культурных областях. Так, деконструкция универсальных понятийных систем: а) стала причиной рассогласования механизмов самовосприятия личности, что привело к кризису личностной идентификации, б) повлияла на сферу нравственного сознания, разрушив его аксиологические основания, в) привела к радикальным переменам в художественной культуре, которые нашли свое выражение в автономности формального компонента произведения искусства и утрате эстетических критериев для осуществления художественной критики, г) лишила научную рациональность ее методологического фундамента, не только отрицая возможность построения адекватной картины мира, но и ставя под сомнение реальность объективной действительности как таковой.
3. Пост-постмодернизм избирает в качестве исходной предпосылки гносеологический оптимизм. Последний позволяет стать на путь восстановления идеи истины как фундаментальной когнитивной ценности европейской культуры, что в свою очередь формирует методологию для последовательного преодоления кризиса идентификации личности и кризиса нравственного сознания. Первыми прецедентами таких гносеологически оптимистичных концептуальных систем являются коммуникативная теория К.-О. Апеля и проект неоклассицизма М. Готдинера. В частности, в концепции К.-О. Апеля возвращение к ценности истины осуществляется посредством понятия коммуникативного сообщества – структуры, в которую инкорпорированы познавательные способности отдельных субъектов. Их консенсус относительно тех или иных вопросов является в рамках коммуникативной программы гарантом истинности знания. Понятие коммуникативного сообщества позволяет К.-
О. Апелю прийти и к построению этической системы, ведущими императивами которой являются нацеленность на сохранение реального коммуникативного сообщества и стремление достичь фазы совершенства в его развитии, то есть приблизиться к состоянию идеального коммуникативного сообщества. В концепции М. Готдинера реактуализация ценности истины проявляется в обращении к объективности материального контекста, в рамках которого протекает жизнь социума. Реальность материальной действительности становится в неоклассицизме точкой опоры для обоснования достоверности знания и, следовательно, определения конечного означаемого в цепи культурных означающих. В итоге, по М. Готдинеру, и построение персональной идентичности также должно основываться на ассоциировании субъекта культуры с материальными объектами, в контексте которых протекают социальные практики повседневности.
4. Культурные процессы постмодернистской деконструкции, равно как и пост- постмодернистского ренессанса, в большей степени относятся к западноевропейской культуре, нежели белорусской. Однако на эмпирическом уровне культура Беларуси также прошла период ценностной анархии, свойственной кризису постперестроечного времени, и пришла к осознанию необходимости опоры на стабильные аксиологические основания, что проявилось в построении идеологии белорусского государства. В качестве одной из основных опор для ее формирования были избраны традиционные аксиологические приоритеты белорусского народа, являющиеся конкретным историческим проявлением общечеловеческих ценностей. Это делает возможным сохранение в цивилизационном пространстве этнонационального культурного облика Беларуси, а также создает условия для построения личностной идентичности. В более широкой перспективе переход от состояния деидеологизированнности к построению целостной идеологической системы может быть рассмотрен как протекающий в русле свойственных западноевропейской культуре тенденций движения от постмодерна к пост- постмодерну.
Личный вклад соискателя ученой степени
Исследование осуществлено автором самостоятельно. Все научные статьи, освещающие результаты диссертации, написаны без соавторства. Личный вклад соискателя заключается:
- в выявлении гносеологических оснований перехода от постмодернизма к пост-постмодернизму;
- в теоретической реконструкции процесса влияния гносеологических установок на различные системы культуры (личностную идентификацию, нравственное сознание, искусство, методологию науки);
- в выявлении реактуализации традиционных когнитивных ценностей в концепциях К.-О. Апеля и М. Готдинера;
- в обнаружении элементов, отождествимых с пост-постмодернизмом, в современной культуре Беларуси.
Апробация диссертации и информация об использовании ее результатов. Результаты исследования были апробированы на 19 научных и научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Казахстан-Беларусь: опыт гуманитарного сотрудничества и сохранения межнациональной стабильности» (Минск, 30 окт. 2009 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); XIII Международная научно- практическая конференция «Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества» (Минск, 15 апр. 2010 г., ЧУО «Институт современных знаний им. А.М. Широкова»); XXXV Итоговая научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов Белорусского государственного университета культуры и искусств «Беларуская традыцыя ў еўрапейскай культурнай прасторы: 65 гадоў пасля Вялікай Перамогі» (Минск, 15-16 апр. 2010 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); IV Международная научно- практическая конференция «КУЛЬТУРА. НАУКА. ТВОРЧЕСТВО» (Минск, 22-
23 апр. 2010 г., УО «Белорусская государственная академия искусств»); XVI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «Религиозная культура в контексте светского образования» (Минск, 26-28 мая 2010 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); V Международная научно- практическая конференция «КУЛЬТУРА. НАУКА. ТВОРЧЕСТВО» (Минск, 27–
28 апр. 2011 г., УО «Белорусская государственная академия музыки»); XXXVI Итоговая научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов Белорусского государственного университета культуры и искусств «Культурная спадчына беларускага народа: праблемы захавання і развіцця» (Минск, 28-29 апр. 2011 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); XVII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «В ответственности за творение. Культура и образование перед лицом экологических вызовов» (Минск, 26-28 мая 2011 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); Международная заочная научная конференция «Культура: открытый формат – 2011» (Минск, 20-21 июня 2011 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); Республиканская научная конференция студентов и аспирантов высших учебных заведений Республики Беларусь «НИРС–
2011» (Минск, 18 окт. 2011 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); Международная научно-практическая конференция
«Независимый Казахстан: 20 лет созидания, доверия, стабильности, консолидации общества и культурных связей» (Минск, 11 нояб. 2011 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); XXXVII Итоговая научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов Белорусского государственного университета культуры и искусств «Сучасны культурны працэс: праблемы, перспектывы, метады даследвання» (Минск, 18-19 апр. 2012 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); XVIII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «Книга в формировании духовной культуры и государственности белорусского народа» (Минск, 16-18 мая 2012 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); V Международная научно-практическая конференция «СМИ и современная культура», посвященная 90-летию заслуженного деятеля науки Республики Беларусь, доктора филологических наук, профессора Ефросиньи Леонидовны Бондаревой (Минск, 29-30 нояб. 2012 г., Белорусский государственный университет); XIX Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «Жизнь человека – дар Божий. Биоэтические проблемы современности в свете христианского вероучения» (Минск, 22-24 мая 2013 г., ГУО «Институт теологии им. святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета); II Республиканская студенческая научная конференция «Христианские ценности в культуре современной молодежи» (Минск, 13 дек. 2013 г., ГУО «Институт теологии им. святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета); VIII Международная научно- практическая конференция «КУЛЬТУРА. НАУКА. ТВОРЧЕСТВО» (Минск, 15 мая 2014 г., УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»); ХХ Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «Христианство в белорусской культуре и духовности» (Минск, 22-23 мая 2014 г., ГУО «Институт теологии им. святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета); III Международная научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Христианские ценности в культуре современной молодежи» (Минск, 12 дек. 2014 г., ГУО «Институт теологии им. святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета).
Результаты диссертационного труда использованы в УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» при разработке методики и методологии исследования темы научно-исследовательской работы «Социально- гуманитарные компетенции сотрудников органов внутренних дел в механизме обеспечения национальной безопасности», что подтверждено 1 актом о внедрении в научно-исследовательскую деятельность УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» результатов исследования от 18.07.2014 г.
Результаты исследования применяются в образовательном процессе ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» БГУ и УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», что подтверждено 4 актами о практическом использовании результатов исследования (1 акт от 14.05.2014 г. и 3 акта от 10.06.2014 г.).
Опубликование результатов диссертации
Результаты диссертационного исследования опубликованы в 20 работах общим объемом 6,716 авторского листа. Из них 6 статей (3,125 авт. л.) опубликованы в научных рецензируемых журналах, 2 статьи в научных журналах, 5 работ в научных сборниках, 6 работ изданы в виде материалов научных конференций, 1 работа представляет собой тезисы научной конференции.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, основной части (представлена тремя главами, включающими в себя шесть разделов и два подраздела), заключения, библиографического списка. Полный объем диссертации составляет 134 страницы, из них 113 страниц занимает основной текст, 21 страницу – библиографический список, который состоит из списка использованных источников (219 наименований на русском, белорусском и английском языках) и списка публикаций соискателя ученой степени (20 наименований на русском языке).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В главе 1 «Теоретико-методологические аспекты исследования» на основании анализа научных трудов выявляются неразрешенные вопросы изучаемой области культуры, определяются задачи диссертационного исследования, а также указываются методологический подход и теоретические методы, применяемые для решения поставленных задач.
В разделе 1.1 «Аналитический обзор научной литературы по проблеме исследования» на основании анализа литературы классиков постмодернистской мысли (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, П. Клоссовски,
А. Кожев, Ю. Кристева, Ж.-Ф. Лиотар, М. Мерло-Понти, М. Фуко), а также трудов, посвященных изучению постмодерна (И.А. Асеева, В. Вельш, А.В. Гараджа,
А.А. Генис, Ф. Джеймисон, А.К. Ерохин, Р. Захариас, И.П. Ильин, М.С. Каган,
Т. Келлер, Г.Е. Корявко, Д.П. Кузнецов, Д. Кук, В.Н. Курицын, В.А. Кутырев, Г. Кюнг, Д. Макдауэлл, Н.Б. Маньковская, М.А. Можейко, Е.П. Невельская-Гордеева, Ю.В. Озеров, В.С. Ольховский, М. Оу, Е.В. Пилюгина, К. Роджек, Г. Рормозер, М.К. Рыклин, В.В. Савчук, Н.П. Сазонова, К. Сайлер, Дж. Серль, К. Серуло, Д.А. Силичев, А.Н. Солнцева, Е.А. Тинякова, Ю. Хабермас, В.В. Халипов,
Т.В. Хачатрян, Ю. Хэлтон, Ф. Шеффер, Н. Шовэл, У. Эко, М.Н. Эпштейн,
А.К. Якимович, Л.М. Ямпольский, М.Б. Ямпольский) делается вывод о необходимости системной экспликации когнитивно-ценностных оснований постмодернизма и рассмотрения этого феномена в широкой исторической перспективе с целью проведения компаративного анализа и выявления отличий установок постмодерна от классических фундаментальных предпосылок европейской культуры.
На основании трудов классиков пост-постмодернистской мысли (К.-О. Апель, М. Готдинер) и работ, посвященных рассмотрению их концепций (К. Арчер, Р. Бернстайн, Т.А. Вархотов, И.Т. Касавин, Р. Коллинз, П. Корриген, Л. Лийз, Л.А. Маркова, Р. Меннинг, М.А. Можейко, А.В. Назарчук, М.Ю. Немцев,
А.Л. Никифоров, А.Н. Павленко, И.В. Следзевский, М.Е. Соболева, Н. Уайли, С.Е. Ячин) обосновывается необходимость выявления аксиологических оснований развивающейся в настоящее время парадигмы пост-постмодерна – не только с целью ее осмысления, но также и для возможности проведения компаративного анализа с другими культурными парадигмами. Подобный анализ обнаруживает как радикальное отличие основных предпосылок пост-постмодерна от установок постмодернизма, так и их сходство с базовыми положениями европейской культуры допостмодернистского периода, что позволяет утверждать о реактуализации европейских традиционных когнитивных ценностей.
Проводится анализ литературы, посвященной идеологии белорусского государства (В.Л. Акулов, Е.М. Бабосов, В.П. Величко, Л.В. Вонсович,
И.В. Котляров, Л.Е. Криштапович, В.И. Малиновский, А.Н. Рубинов, Э.М. Скобелев, Я.С. Яскевич), что выявляет отсутствие рассмотрения феномена реидеологизации белорусского общества в аспекте парадигмальной трансформации, свойственной для западноевропейской культуры (от постмодерна к пост-постмодерну) и характеризующейся возвращением к опоре на традиционные ценности. Вместе с тем в контексте становления глобальной культуры исследование процесса построения идеологии Беларуси в подобном аспекте видится актуальным и перспективным.
В разделе 1.2 «Методология и методы исследования» указывается, что диссертационное исследование выполнено с опорой на системный подход к интерпретации культурной действительности. В рамках данной работы этот подход предполагает зависимость культурной конфигурации от заложенной в ее основание картины мира, возможность построения которой определяется наличием системы когнитивных ценностей.
Описывается применение методов исследования, использованных для решения обусловленных целью диссертации научных задач.
Так, применение метода теоретической реконструкции позволяет путем сведения воедино идей различных авторов-классиков постмодернизма составить целостное представление о гносеологической природе культуры постмодерна, заключающейся в тотальном отрицании возможностей достоверного познания действительности. В свою очередь реконструкция идейного поля пост- постмодернистских теоретиков позволяет выявить гносеологически оптимистичные интенции, свойственные культуре пост-постмодерна.
На основании метода исторической реконструкции выявляются особенности культурной парадигмы допостмодернистского периода. В частности, для европейской культуры традиционно был характерен гносеологический оптимизм и, как следствие, наличие когнитивной ценностной системы. Последняя выступала в качестве основания для функционирования таких систем, как личностная идентификация, этическое сознание, эстетика и пр. В свете проведенной исторической реконструкции делается заключение, согласно которому сущностью пост-постмодерна является реактуализация традиционных когнитивных ценностных оснований, свойственных для европейской культуры допостмодернистской эпохи. Реконструкция культурно- идеологического процесса, характерного для Беларуси конца XX – начала XXI в., выявляет общее движение от состояния деидеологизированности постсоветского периода к построению идеологии на фундаменте традиционных нравственных ценностей белорусского народа.

Метод компаративного анализа, в ходе которого в качестве единиц сравнения выступают парадигмы пост-постмодерна, постмодерна, а также парадигма культуры допостмодернистского периода, позволяет обнаружить сходства и различия указанных культурных систем. Так, сравнение по критерию гносеологической настроенности показывает, что постмодерн своим тотальным отрицанием познавательных способностей человека коренным образом отличается как от предшествовавших ему культурных этапов, так и от пост-постмодерна. В свою очередь гносеологический оптимизм культуры пост-постмодерна характерен и для европейской культуры допостмодернистского периода. Это позволяет говорить о происходящем в современной культуре процессе реактуализации традиционных европейских ценностей, что помимо гносеологического оптимизма предполагает восстановление онтологического статуса слова, понятия истины и метода антитезы. Сопоставление характерных черт постмодерна и пост-постмодерна с особенностями, присущими белорусскому обществу постсоветского периода, делает возможным установление некоторых сходств. Так, семантическая анархия постмодерна близка состоянию деидеологизированного социума Беларуси после распада СССР. А ренессанс традиционных когнитивных ценностей пост-постмодерна может быть в определенной мере отождествлен с построением в Беларуси идеологии, опирающейся на традиционные аксиологические приоритеты белорусского народа.
В главе 2 «Аксиологические основания культуры постмодерна: отказ от традиционных ценностей» показываются результаты девальвации культурой постмодерна традиционных ценностей, а также описываются различные проявления общего культурного кризиса эпохи постмодерна.
В разделе 2.1 «Традиционные когнитивные ценности и их деконструкция в постмодернизме» в результате реконструкции традиционных ценностных оснований западноевропейской культуры показывается, что опора на предпосылку гносеологического оптимизма обеспечивала возможность существования ряда фундаментальных культурных феноменов. Так, уверенность в возможности достоверного постижения объективного мира определяла онтологический статус слова, то есть позволяла относиться к языковой системе как к носительнице подлинных сведений о действительности. Кроме этого признание возможности человека постичь реальность детерминировало наличие понятия истинного знания как результата когнитивного взаимодействия человека с окружающим миром. И, наконец, опора на достоверность знания и его полноту создавала условия для существования антитетического метода мышления (А ≠ не-А), в пределах которого выстраиваются такие оппозиции, как истина–не-истина, правильное–не-правильное, добро–зло и т.п.
Вместе с тем указанная реконструкция делает очевидной ту радикальную трансформацию, которая характерна для постмодернистской парадигмы. Решительное отрицание в рамках постмодерна возможности адекватного постижения


действительности (гносеологический пессимизм) стало предпосылкой, логическое развитие которой привело к последовательной деконструкции европейских традиционных когнитивных ценностей. Так, в силу отрицания связи с объективной реальностью утрачивает свой онтологический статус система языка. Это, в свою очередь, ведет к коренному переосмыслению таких явлений культуры, как автор и читатель. В постмодернизме автор и читатель больше не представляются как личностные субъекты, но как порождения текстовой реальности: автор становится скриптором (Р. Барт), записывающим культурные коды, а читатель – пространством их аккумуляции. Гносеологический пессимизм приводит и к невозможности построения понятия знания, а, следовательно, и истины. В постмодернизме истина – не более чем результат стремления к власти, пытающегося систематизировать как можно большее количество фактов действительности и тем самым утвердить свое превосходство (Р. Барт, Ж. Делез, Ф. Гваттари). В конечном итоге, отрицание связи языка с действительностью (его онтологичности) приводит к отказу от основополагающего принципа европейской ментальности – мышления, опирающегося на принцип бинарных оппозиций. Это определяет отказ постмодернизма от начал западноевропейской рациональности и приход к иррационализму, свойственному культурам Востока.
В разделе 2.2 «Негативное влияние исходных предпосылок постмодернизма на различные системы культуры» представлены результаты отказа постмодернистской культуры от западноевропейских традиционных когнитивных ценностей. Так, невозможность построения в культуре постмодерна универсального гносеологически легитимного понятийного поля приводит к различным деформациям в процессе личностной идентификации. Личность утрачивает универсалии, способные стать идентификационным основанием и сделать возможным определение тождественности личности в соотношении с метаобразом человека актуальной культурной формации. Деформирующее воздействие оказывается и на внутриличностное пространство: исчезает опора на антитетическое противопоставление, что является исходной предпосылкой, логические следствия которой – слияние чувственного и рационального начал, а в конечном итоге и методологическая невозможность отделения «Я» от «не-Я». В результате проблема идентификации становится препятствием и на пути социально-интеграционных процессов инкультурирующейся личности.
Парадигмальные трансформации, произошедшие в постмодернизме, негативным образом влияют и на этическую компоненту в культурном пространстве. Так, тотальная критика метафизики лишает этическую систему предельного обоснования; отступление от бинарных противопоставлений подрывает центральную функцию нравственной системы, заключающуюся в отделении добра от зла; и, наконец, теоретическое деконструирование личностного субъекта ведет к методологическому снятию проблемы субъективности, а, следовательно, и снятию с


личности ответственности за процессы, происходящие во внешнем относительно нее
мире.
Будучи перенесенными в сферу художественной культуры исходные предпосылки постмодерна приводят к радикальному переосмыслению самой сущности искусства (автономизация формального компонента произведения искусства), релятивизации его ценностного статуса, а также становятся причиной потери критериев для различения реальности и художественного вымысла. В сфере же научного познания постмодернизм, отрицая познавательные способности человека, поставил под сомнение не только достоверность рационального видения мира, но и само понятие объективной реальности, что лишает науку ее методологического фундамента.
Все это приводит не только к кризисным процессам в вышеперечисленных областях, но и к утрате европейской цивилизацией своего индивидуального культурного облика.
В главе 3 «Аксиологические основания культуры пост-постмодерна: реактуализация традиционных ценностей» выявляются ценностные основания коммуникативной и неоклассической программ в культуре пост-постмодерна, а также раскрывается сущность трансформационных процессов в аксиосфере современной культуры Беларуси.
В разделе 3.1 «Проекты реактуализации традиционных ценностей в культуре пост-постмодерна» рассматриваются концепции К.-О. Апеля и М. Готдинера, на основании чего делается вывод о реактуализации в них традиционных когнитивных ценностей.
В подразделе 3.1.1 «Коммуникативная программа пост-постмодернизма» презентируется коммуникативная программа К.-О. Апеля. Последний, осознавая, что корнем постмодернистского кризиса является гносеологический скептицизм, объявляющий всякое знание недостоверным, ставит в рамках своей концепции задачу легитимировать знание. Для этого К.-О. Апель предлагает пересмотреть трансцендентальные основания познания и взамен изолированного субъекта, интерпретирующего знаковую реальность, выдвигает в качестве исходной точки познания коммуникативное сообщество, которое представляет собой неограниченную группу субъектов, объединенных посредством языка. В качестве смыслового и телеологического обеспечения реального коммуникативного сообщества К.-О. Апель выдвигает концепт идеального коммуникативного сообщества, в рамках которого возможны абсолютные познание и взаимопонимание.
Введение понятия идеального коммуникативного сообщества является признаком возвращения в рамках пост-постмодерна к фундаментальной традиционной ценности западноевропейской культуры – гносеологическому оптимизму, позволяющему с надеждой на абсолютное познание истины двигаться по пути когнитивного освоения мира. В свою очередь наличие бинарной оппозиции реальное коммуникативное сообщество / идеальное коммуникативное сообщество указывает на реактуализацию пост-постмодернизмом принципа антитезы, являющегося универсальным способом мышления западноевропейского культурного мира.
Посредством решения фундаментальных гносеологических проблем К.-О. Апель обеспечивает культуру методологическими средствами для рационального обоснования этической системы, основными регулятивными принципами которой, по его мнению, должны стать сохранение реального коммуникативного сообщества и максимальное приближение к совершенству идеального коммуникативного сообщества. Наряду с решением этических вопросов концепция К.-О. Апеля приводит к решению и проблемы личностной идентификации, поскольку в рамках коммуникативного сообщества идентификационным образцом, позволяющим субъекту обрести свою целостность, становится фигура Другого – коммуникативного партнера.
Таким образом, коммуникативная программа К.-О. Апеля является одним из примеров проявления тенденций пост-постмодернизма, возвращающегося к фундаментальным ценностям западноевропейской цивилизации, таким как гносеологический оптимизм, онтологический статус слова и метод антитетического мышления, что позволяет осуществить в культуре попытку формирования этической системы и решения проблемы личностной идентификации.
В подразделе 3.1.2 «Проект неоклассицизма в пост-постмодернизме» рассматриваются характерные особенности и выявляются ценностные основания проекта неоклассицизма, обосновываемого М. Готдинером. М. Готдинер противостоит философской позиции Ж.-Ф. Лиотара, поскольку последний объявляет любую теоретическую систему проявлением власти, претендующей на познание, что в результате не позволяет сформировать положительный концептуальный идеал для преобразования общества. М. Готдинер выражает несогласие и с культурологическим подходом Ж. Бодрийяра. Признавая логичность и оправданность ряда положений его концепции, касающейся погруженности современного общества в моделируемое СМИ пространство гиперреальности, М. Готдинер отклоняет радикализм
Ж. Бодрияйра, склонного считать, что реальности как таковой больше нет в силу тотального доминирования симуляции. Как контраргумент к подобной интерпретации действительности М. Готдинер указывает на объективность существования материальных культурных объектов, обладающих своей определенной функцией в повседневной жизни социума. Только непосредственно в ходе функционирования те или иные различной степени сложности материальные объекты и их системы трансформируются в знаковые ценности – приобретают коннотативные значения, превращающие эти предметы в материальные носители идеологии, статуса либо других содержаний практик повседневной жизни.
М. Готдинер связывает ограничения постмодернистского подхода к анализу культурной действительности с тем, что деконструкционизм опирается на семиотическую концепцию Ф. де Соссюра, методология которого приводит к ограничению реальности сферой субъективного сознания и, следовательно, к утрате означаемым онтологического статуса. В противоположность этому методологический потенциал семиотики Ч. Пирса, постулирующей реальность материального мира как конечного означаемого в цепи означающих, позволяет М. Готдинеру сформулировать собственный социо-семиотический подход к пониманию культуры, учитывающий материальные объекты и практики повседневной жизни. Это снабжает М. Готдинера исследовательским инструментарием, позволяющим проанализировать актуальную культурную констелляцию с учетом ее сложности и неоднозначности. Так, с позиций социо-семиотики он анализирует различные культурные объекты (торговые центры, парк Диснейленд, внешние особенности подростковых субкультур) не только как обладающие знаковой ценностью, но и как включенные в социальный и материальный контексты.
Апеллирование к реалиям материального контекста, по мнению М. Готдинера, способно стать ключом и к решению проблемы личностной идентификации, возникновение которой он связывает с рассмотрением идентификационных механизмов как сосредоточенных исключительно в сознании субъекта. В противоположность этому М. Готдинер призывает к нахождению идентичности посредством включенности в материальный контекст, с которым неизбежно переплетаются социально-культурные практики.
В конечном итоге концепция неоклассицизма М. Готдинера является характерной для пост-постмодернистского философско-культурного обновления, характеризующегося возвратом к утраченным западноевропейским традиционным ценностям. Так, постулирование объективности материального мира и социальной действительности в качестве не подлежащей сомнению достоверной истины свидетельствует о реактуализации гносеологического оптимизма. Признание наличия референта (материального объекта) в цепи означающих приводит к восстановлению онтологического статуса означаемого, а, следовательно, и всей языковой системы. И, наконец, имплицитно постулируемая в рамках концепции М. Готдинера классическая схема интерпретации реальности в виде взаимодействия субъекта и объекта (представленных как действительность социума и действительность материальных объектов и процессов) свидетельствует о возвращении к методу мышления, основанному на антитетическом противопоставлении.
В разделе 3.2 «Проявление пост-постмодернистских тенденций в культуре Беларуси» рассматриваются процессы, характерные для аксиосферы современной культуры Беларуси, и выявляется их схожесть с тенденциями пост-постмодерна. Вследствие отсутствия широкого распространения идей постмодернизма в Беларуси, утверждение о постмодерне и пост-постмодерне как теоретических феноменах белорусской культуры было бы слишком сильным. Однако рассмотрение эмпирических процессов в белорусской культурной действительности позволяет выявить элементы внутренне тождественные движению от постмодерна к пост- постмодерну в западноевропейской культуре. Так, в результате распада советской системы (не только как геополитического единства, но и как пространства определенного мировоззрения, обуславливающего конституирование специфического менталитета) белорусское общество оказалось лишенным каких-либо административно транслируемых идеологических и ценностных приоритетов. В подобном состоянии обнаруживаются аналогии с когнитивно-гносеологическим состоянием западноевропейской культуры, наступившим в результате постмодернистской деконструкции. В свою очередь, стремление белорусского общества к аксиологической и идентификационной стабильности соотносится с чертами пост-постмодернизма.
При этом то, что деконструкции в постсоветской Беларуси была подвержена конкретная идеологическая система, а не универсальные когнитивные основания, как в западноевропейской культуре, определяет специфику реактуализируемых ценностей. К последним в Беларуси относятся не когнитивные ценности предельного уровня абстракции, а традиционные нравственные ценности белорусского народа (самоуважение и независимость личности, свобода, патриотизм, коллективизм, справедливость, трудолюбие, толерантность, доброжелательность и т.д.).
Сходство с пост-постмодернизмом прослеживается и на уровне парадигмы, посредством которой возрождаются ценности, а именно – парадигмы диалога. Подобный ракурс рассмотрения исследуемого вопроса позволяет отнести к элементам пост-постмодернизма в Беларуси и различные процессы, связанные с проявлениями диалогизма. Сюда относятся и закрепление законодательством Беларуси многонационального и поликонфессионального уклада страны, и обращение к культурному прошлому, когда в рамках диалога с историко-культурным наследием происходят реставрация и сохранение памятников архитектуры, фольклора. Вместе с тем, в данной научной работе отдается предпочтение исследованию феномена построения белорусской государственной идеологии, поскольку последняя, с одной стороны, представляет собой цельную аксиологическую систему, и, с другой стороны, выстраивается на основании белорусских традиционных народных ценностей, то есть в диалоге с историческим наследием.
Следует подчеркнуть, что сложность культурной ситуации в Беларуси детерминирована не только процессом распада социалистической системы, но и натиском глобализма. Последний является серьезным внешним «вызовом» (по терминологии А. Тойнби) для каждой национальной группы, желающей сохранить свое культурное лицо в стремящейся к диффузии мозаике современного мира, а тем более для Беларуси, только в ХХ в. вновь обретшей государственность и суверенитет. Поэтому построение государственной идеологии, опирающейся на систему традиционных ценностей белорусского народа, важно как с точки зрения создания основания для самоидентификации и консолидации белорусского общества, так и с точки зрения сохранения индивидуального культурного лица страны в цивилизационном пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные научные результаты диссертации
1. На основании проведенного исследования было выявлено, что в рамках предшествовавших постмодерну культурных периодов постулировалась уверенность в возможности человека адекватно познавать объективную действительность. Гносеологически оптимистичная установка служила исходной предпосылкой для конституирования таких фундаментальных традиционных ценностей европейской культуры, как онтологический статус языковой системы, оперирование понятием истины и мышление на основании антитетического противопоставления. Подобное когнитивно-ценностное основание позволяло обществу иметь стабильную картину мира и последовательно продвигаться по пути постижения действительности. Постмодернизм в отличие от предыдущих культурных парадигм постулирует невозможность адекватного познания объективного мира, что является предпосылкой, последовательное развитие которой обусловливает такие радикальные трансформации, как деонтологизация статуса языковой системы, отказ от понятия истины, отступление от мышления на основании антитетического противопоставления. В конечном итоге это приводит к опровержению не просто той или иной картины мира, но к отрицанию возможности построения картины мира как таковой [6; 7; 9; 14; 15; 16; 17].
2. Постмодернистский гносеологический скептицизм влечет за собой радикальные изменения в когнитивной ценностной системе европейской культуры, становясь причиной образования различных кризисных явлений:
- отрицание возможности достоверного познания мира приводит к разрушению в пространстве культуры постмодерна универсальных смысловых полей, что обусловило возникновение кризиса личностной идентификации: цельные идентификационные образцы растворились в хаосе равновозможных версий личностного бытия и поведения;
- отказ от принципа антитезы в мышлении отрицательно повлиял на этическую систему, став причиной морального релятивизма, в рамках которого такие универсальные парные понятия, как правильное и неправильное, положительное и отрицательное, добро и зло, не имеют однозначного определения, не противопоставляются и, следовательно, предоставляются на свободный выбор каждого;
- релятивизация ценностной системы затронула и сферу художественной культуры, что привело не только к размыванию эстетических критериев, но и нарушению системы разграничения реальности от художественного вымысла;
- гносеологический пессимизм постмодерна негативно отразился также и на методологическом фундаменте научной рациональности: отрицание возможности адекватного познания действительности разрушает стабильное определение предмета научной рефлексии, – внеположенной исследователю объективной реальности, – что в конечном итоге подрывает глубинные основания европейской научной мысли [1; 3;
8; 10; 18; 20].
3. Поиск путей выхода из сложившегося кризисного положения привел к образованию пост-постмодернистской культурной парадигмы, концептуальным выражением которой являются коммуникативный проект К.-О. Апеля и неоклассицизм М. Готдинера. На основании анализа особенностей этих концепций можно сделать вывод о характерных чертах пост-постмодернизма. Прежде всего, это возвращение к гносеологическому оптимизму, что находит свое проявление в понятии коммуникативного сообщества К.-О. Апеля и апелляции к реальности материального мира у М. Готдинера. Это, в свою очередь, позволяет прийти к последовательному возвращению и к иным европейским когнитивным ценностям. Так, происходит восстановление онтологического статуса вербальной системы – в качестве означаемого у К.-О. Апеля выступают коммуникативное сообщество и результаты его познавательной деятельности, в концепции М. Готдинера, придерживающегося методологии Ч. Пирса, означаемым являются реальность материального мира и процесс соприкосновения с ним. Кроме этого в противопоставлении реального коммуникативного сообщества идеальному (коммуникативный проект), а также в оппозиции социума и действительности материи (концепция неоклассицизма) прослеживается возврат к ценности антитетического мышления, являющегося фундаментальным конститутивным принципом европейской ментальности [2; 4; 11; 12].
4. Исследование идеологических процессов в Беларуси 1990-х – начала 2000-х гг. позволяет сделать вывод о магистральном движении белорусского общества от семантико-аксиологической раздробленности постсоветского времени к основанной на традиционных ценностях белорусского народа идеологической системе. Сравнение подобной ментальной трансформации с поворотом в западноевропейской культуре, проявившимся в построении концепций пост-постмодерна, делает возможным нахождение аналогии этих процессов в аспекте стремления современной культуры к семантической упорядоченности, что предполагает реактуализацию традиционного ценностного наследия. Для западноевропейской культуры это, прежде всего, когнитивная аксиология, для Беларуси – система ценностей нравственного порядка. Возможно также нахождение аналогий с пост-постмодерном и в рамках парадигмы диалога, на основании которой достигается ценностная упорядоченность.

Это открывает широкий горизонт для исследований, поскольку сюда можно отнести и традиционную диалогичность белорусского народа, и сохранение материального и нематериального культурного наследия (как диалог со своим историческим наследием). В представленном исследовании основное внимание сконцентрировано на белорусской идеологии, которая гармонично включает в себя как стремление к аксиологической стабильности, так и парадигму диалога, проявляющуюся в обращении к традиционному ценностному наследию [5; 13; 19].
Рекомендации по практическому использованию результатов
Выводы диссертации используются в дидактических целях, а именно – в образовательном процессе таких высших учебных заведений Республики Беларусь, как ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» БГУ, УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», в учебных курсах «Теория и история культуры», «Культурология», «Основы идеологии белорусского государства», «Философия и методология науки» (о чем свидетельствуют 4 акта о практическом использовании результатов исследования:
1 акт от 14.05.2014 г. и 3 акта от 10.06.2014 г.).
Результаты диссертационного исследования также были применены в научно- исследовательской деятельности УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» при разработке методики и методологии исследования темы научно-исследовательской работы «Социально-гуманитарные компетенции сотрудников органов внутренних дел в механизме обеспечения национальной безопасности» (о чем свидетельствует 1 акт о внедрении в научно-исследовательскую деятельность УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» результатов исследования от 18.07.2014 г.).
В дальнейшем использование методологического потенциала диссертационного труда связано с применением положений пост-постмодернизма в качестве фундамента для построения личностной идентичности (инкорпорированность в коммуникативное сообщество, обращение к материальному наследию традиционной культуры) и обоснования системы этических императивов (стремление к сохранению реального коммуникативного сообщества и поведенческая регуляция со стороны последнего). Полученные результаты исследования также могут выступать в качестве методологического основания для дальнейшего выявления аксиологических трансформаций пост-постмодерна (экспликация тенденций пост-постмодерна в эмпирических процессах современной культуры), а также оценки их продуктивности. Кроме этого основные положения рассматриваемых в представленной работе теорий К.-О. Апеля и М. Готдинера способны выступать в качестве самостоятельных подходов для изучения культуры. Так, социо-семиотика М. Готдинера позволяет проанализировать различные культурные объекты с точки зрения их вовлеченности в социальные контексты, что открывает широкий горизонт для проведения культурологических исследований.

Макаренко Иван Михайлович


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей