Навигация
Обмен ссылками

 

Предмет культурологии и её роль в современном обществе. Основные подходы к изучению культуры.

автор: DARK-ADMIN
Культурология – одна из самых молодых наук. Она выделилась в научную дисциплину на рубеже 19-20в. Термин «культурология» впервые появился в работах американского ученого Лесли Олвина Уайта.
Культурология - это наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры.
Предметом культурологии является культура. Насчитывается более 500 определений понятия «культура». Такое количество формулировок этого понятия свидетельствует о полифункциональности, объемности и разнообразии понятия «культура». Одни считают, что сущ-ет религиозная и светская культуры, другие - женские (дальневосточные) и мужские (мусульманская, европейская и др.), третьи - первобытные, древние и современные «теоретические» культуры.
Слово «культура» происходит от лат. culture-культивирование почвы, ее возделывание. Это означает изменение человеком в результате своей деятельности объекта природы. Т.о., можно воспринимать понятие «культура» как «сотворенное».
В современном мире понятие «культура» чаще всего ассоциируется с определенным уровнем развития общества и человека как индивида, его внутреннего потенциала.
Культура - совокупность биологически наследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления, устойчивые связи между людьми и способы их регулирования.
Существуют такие подходы к изучению культуры, как: 1) Аксиологический (ценностный) – культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей. В таком понимании ценность равнозначна чему-то положительному, способствующую духовному совершенствованию. Представители: Швейцер, Риккерт. 2) Социологический (культура рассматривается как институт, который определяет роли и нормы поведения людей в различных подсистемах культуры). Представители: Дюркгейм, Веббер, Парсонс. 3) Информационно-семиотический (культура – это устройство, продуцирующее информацию, это определённый социокод, передаваемый не биологическими программами, а усваиваемый через воспитание, образование и трудовую деятельность, т. е. культура представляет собой мир смыслов, знаков, которые человек вкладывает в свои творения и действия). Представители: Лотман, Кассирер. 4) Гуманитарный (выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека, как субъекта культуры). Представители: МАслоу, Роджерс, Фромм. 5) Деятельностный (культура воспринимается как механизм или технология деятельности. Она представляет собой исторически изменяющуюся совокупность норм и правил, которые характеризуют уровень человеческой деятельности. Культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни как социальной, так и индивидуальной). Представители: Маркс, Энгельс, Ленин. 6) Коммуникативный (культура представляет собой уровень и способ общения и исследования посредством воспитания и образования). Представители: Холл, Клакхон. 7) Диалоговый (рассматривает своеобразие и характерные черты определений культуры или целой культурой исторической эпохи через, так называемую, встречу культур). Представители: Шпенглер, Бахтин.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей