Навигация
Обмен ссылками

 

ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

автор: DARK-ADMIN
Проблемы социального развития имеют специфику их проявления в трансформирующемся обществе рыночного типа и, как следствие, с позиции философского знания требуют обоснованной авторской исследовательской парадигмы.
В результате изучения информационных и практических источников авторами предложены концептуально новые подходы к осмыслению и практической реализации ключевых концептов социального развития общества.

1. Историко-философская реконструкция исследования социального развития позволила заключить, что пока в изучении этого вопроса еще нет общих устоявшихся теоретических взглядов; техника анализа процессов функционирования более разработана, чем техника исследования процессов развития; наиболее дискуссионные методологические аспекты в современной трактовке данного понятия связаны с управляемостью (направленностью) выживанием и устойчивым состоянием социума.
Анализ механизмов социального развития показал необходимость более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся социальных объектов и уровня их организации, позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов социального развития.
2. Конкретизировано понятие «качество жизни», которое означает, в авторской интерпретации, степень социального развития и полноту жизнеощущения людей, выраженных в единстве показателей, которые характеризуют уровень реализации индивидуальных и социальных потребностей человека и отражают творческий смысл жизни человека и социума.
3. Доказано, что уровни организации объектов социального развития в исследовательских системах предопределены интеграционными процессами, последовательно оперирующими все более сложными и широкими по объему категориями предмета социальных изменений в границах философии истории. На смену таким единицам анализа, как нация и государство в границах общества, приходят концепции, системными единицами которых выступают сами социальные процессы, понимаемые как морфогенез культур, жизненный цикл этносов и суперэтносов, системная трансформация суперкультурных систем, становление локальных цивилизаций и зарождение ноосферных процессов.
В сложных системах, подобных человеческому обществу, происходит структурирование по уровню развития людей, уровню их благосостояния, по вероисповеданию, политическим убеждениям и т.д. Точные границы такого структурирования провести практически невозможно, однако в целом общество приобретает структуру, в которой ни один человек не может считать себя достаточно удаленным от любого социального явления.
4. Выявлено, что в научном сообществе происходит формирование новой парадигмы социального знания и его методологии, основными чертами которой являются: сближение естествознания и наук об обществе; сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов; внедрение в социальное познание идей и методов синергетики, возрастание в связи с этим статистических, вероятностных методов и приемов; использование в социальном познании «нелинейного мышления», базирующегося на взаимоисключающих принципах; изменение субъект-объектных отношений в сторону усиления субъективного фактора; выход общей методологии за пределы сферы только научного познания и включение в ее предмет исследования любых видов человеческой деятельности (теоретизация и методологизация социальной практики).
5. Предложена авторская вариация подходов (методов познания) к содержанию понимания проблем социального развития, которая должна вести исследователя к тому, что И. Фихте называл «полагание границы самому себе». Полагание исследователем границы самому себе, равно как и учет социокультурных реалий, в рамках которых происходит это полагание, позволяет социальной философии и ее методологии развиваться за счет критики собственных оснований. При этом философская критика конструктивна, она строится на выявлении еще не реализованных возможностей и нерешенных теоретических проблем, а поэтому социальная философия анализирует не столько ответы, сколько вопросы, которые призваны помочь частным наукам решать такие задачи, перед которыми в данный момент остановилось позитивное знание ученых.
6. Сформулирована современная концепция социального развития, включающая расширенное число компонентов, обеспечивающих благосостояние не только в экономическом аспекте, но и в широком социальном. Исследование категории «социальное развитие» показало ее тесную содержательную взаимосвязь с категорией «качество жизни». Результаты, полученные в ходе построения и исследования моделей качества жизни населения, могут служить объективной оценкой достигнутого уровня социального развития.
7. Доказано, что из новых парадигм социального познания вытекает новый пласт социальных технологий, ориентированных на снятие противостояний человека и среды как многослойного жизненного пространства, в котором сливаются воедино природа и люди, вещи и тексты. Эта технология, включающая в себя две взаимоувязанные стратегии – социально-диагностическую и конструктивно-коммуникативную, интегрируется в процесс выработки решений на основе высокоразвитых форм коммуникации, способствуя устранению существующего поныне разрыва между эмпирическим и теоретическим уровнями социального познания.
8. Система ценностей представлена как главный стабилизирующий фактор любого общества и обеспечивается системой воспитания и образования.
«Размывание» системы базовых ценностей общества означает потерю такой его сущностной потребности, как стабильность и жизнеспособность социума.
9. Спрогнозировано, что дальнейшая интенсификация развития мировой информационной сферы обусловливает обострение конкуренции за лидерство в процессе развития общества, делает информационную сферу все более привлекательным объектом противоборства для оказания экономического, политического, культурного давления.
10. Предложен тезис о том, что управление социальным развитием связано, прежде всего, с выявлением прогрессивных тенденций, определением целей и задач, преобразованием управляемой системы. Развитие всегда имеет направленность, определяемую логикой естественной эволюции или целенаправленными усилиями. Современный этап управления социальным развитием предполагает исследование его потенциала, возникающих во множестве новых социальных форм жизнедеятельности, а также формирования нового мышления, направленного на повышение качества жизни не в ущерб развитию экологии и здоровью человека.
11. В качестве стратегической цели новой социальной политики предложена концепция: «К устойчивому социальному развитию – через взаимную ответственность государства и гражданского общества».
Развитие социальной реальности может быть инициировано только после определения и формализации краткосрочных, промежуточных и долгосрочных целей, после чего возможен переход к осуществлению оперативных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить готовность государства к реализации первоочередных задач.
12. Практика самоуправления представлена как целеполагающая деятельность человека, направленная на функционирование организованных социальных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы с учетом внутренних потребностей и тенденций в развитии местного самоуправления как социального организма.

Литература
1. Калинина Г.В. Философский аспект управления социальным развитием / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2006. 208 с.
2. Калинина Г.В. Социальное развитие и качество жизни: проблемы методологии / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2006. 217 с.
3. Калинина Г.В., Сильвестрова Т.Я., Розин В.М. Исследование социального развития, качества жизни и общественных потребностей (контрапункт социально-философского и методологического дискурсов). Чебоксары: САЛИКА, 2010. 671 с.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей